Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка
Использование элементов здоровьесберегающих технологий по методу В. Ф, Базарного на уроках русского языка.
В данной статье рассмотрены и проиллюстрированы примерами возможности применения элементов здоровьесберегающих технологий по методу В. Ф, Базарного на уроках русского языка в средней школе. Использование таких методических приемов обусловлено важностью данного вопроса. Актуальность темы здоровье подтверждают статистические показатели. Наравне с такими задачами в образовании, как обученность, воспитанность, личностное развитие, задачей школы является сделать все возможное, чтобы сохранить и укрепить физическое, психическое и социальное здоровье школьников. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить 2 основные группы:
- Организационные (Медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические технологии).
- Педагогические (технология личностного-ориентированного обучения, дифференцированного обучения, проблемного обучения, ненасильственного обучения, диалогового обучения, рефлексивного обучения).
Целью работы учителя в школе является:
- Использование на уроках элементов методики В. Ф. Базарного.
- Увеличение двигательной активности учащихся на уроке, предупреждение утомляемости.
- Систематическая работа с родителями по организации здорового образа жизни.
С учетом особенностей работы в условиях средней школы можно выделить следующие направления и виды деятельности:
I. Психологическая установка на урок.
-После приветствий
-Или под тихую музыку дети тихо повторяют за Учителем
С целью предупреждения утомляемости и повышения работоспособности учеников используется гимнастика до учебных занятий и различные физкультминутки, в которые включены упражнения на:
- Регуляцию психического состояния. В качестве разрядки учащиеся слушают и поют песенки, выполняя различные действия
- Упражнения для мозгового кровообращения
- Упражнения для снятия напряжения мышц кисти и плечевого пояса (сидя, руки вверх, сжать кулак, разжать). Массаж пальцев, начиная с мизинца. Учитель проговаривает новые слова, учащиеся повторяют за учителем слова, массажируя пальцы.
- Упражнения для снятия статического напряжения
- Упражнения на снятие утомления с органов зрения
Учитель: Стены стали прозрачными, сквозь них мы увидим звездное небо (реку, тайгуВариант
А) Учитель представьте:
В) Учащиеся выполняют команды учителя глазами (руками
Включения в каждый урок таких физминуток активизирует общее и зрительно -координаторное чувство (сочетание вращательных движений глазами, головой и туловищем).
III. По методике В. Ф, Базарного учитель использует схему зрительных траекторий,
которая расположена на потолке класса. Упражнение по данной схеме сочетает в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния. Можно использовать зрительные тренажеры на плакатах или Учитель использует фонарик.
Во время выполнения упражнений можно использовать фоновое музыкальное
сопровождение. Положение детей может быть различным: А) Стоя у рабочих мест,
В) Сидя за партой. IV. Сенсорно - моторный тренаж, использование которого вносит разнообразие в
учебный процесс.
а. При введении новых лексических единиц, учитель объясняет значение слова, ученики догадываются и находят карточки с этими словами, которые расположены по всему кабинету. Учитель говорит слово, учащиеся повторяют, затем учитель называет эти слова вразброс, учащиеся находят взглядом эти слова в той последовательности, в которой произносит учитель.
С каждым из этих слов составляется предложение
Вариант 1) Можно обсудить ответ на вопрос: Какое слово лишнее и почему?
Вариант 2) Слова подбираются так, чтобы можно было составить из этих слов
предложение.
Предложение можно поставить в отрицательную форму, задать различные типы вопросов
Вариант 3) При изучении причастий
Карточки с заданиями в разных точках класса позволяют переключать зрение с ближних целей на дальние.
4. Выполнение упражнений для релаксации (не поворачивая головы). Учащиеся находят в кабинете карточки с цветами в том порядке в котором называет учитель (Варианты).
С целью расширения зрительных горизонтов, пространства, развития творческого воображения и целостного восприятия мира используется «Экологическое панно». Оно дает возможность безкнижного обучения, снижает нагрузку на зрение. Пространство ученика ограничено стенами классной комнаты, пространством доски, книги.
Учитель беседует с учениками о погоде, времени года. Составляют рассказ с использованием сменных, наглядных опор, которые располагаются на картине природы.
VI. Разумное использование игровых технологий, подвижных оздоровительных игр,
игровых упражнений, тренингов, соревнований предусматривает не толлько умственную активность, но и физическую подвижность, помогает снизить негативные последствия учебной перегрузки, создает на уроке благоприятный психологический климат и активизирует деятельность учащихся. Использование учителем на уроке музыкотерапии, сказкотерапии открывает для детей мир чудесных переживаний.
ЗОТ (здоровьесберегающие образовательные технологии) - это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Используемая литература:
1. Технология раскрепощенного развития детей. В. Ф. Базарный.
2. Здоровьесберегательные технологии в образовании. В. Ф. Базаров.