Выступление на педагогическом совете


Участие МБОУ Илекская средняя общеобразовательная школа №1 в проекте «Доступная среда»
С 2011-го года область активно участвует в государственной программе «Доступная среда», которая направлена на реализацию мер по созданию в учебных учреждениях условий, которые обеспечивают возможность для беспрепятственного доступа, пребывания и обучения инвалидов в образовательных организациях.
В настоящее время и в нашей школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.
Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей [3,34]. В нашей школе уже смонтированы широкие входные двери, лестницы, пандусы, съезды, санитарно-гигиенические помещения.
В 2014-2015 учебном году МБОУ Илекская средняя общеобразовательная школа №1 вошла в список базовых школ по организации на базе школы инклюзивного образования для всех категорий детей с ОВЗ. Цель организации инклюзивного образования – создание базовой школы в районе для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья всех категорий. В настоящий момент большое значение имеет создание в образовательном учреждении необходимых условий для обеспечения безбарьерной среды, благодаря которой возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция детей – инвалидов и детей с ОВЗ в общество.
Процесс организации инклюзивного образования на базе МБОУ Илекская средняя общеобразовательная школа №1 включает этапы:
1.Подготовительный этап (июнь – сентябрь 2014 г.).
На данном этапе были изучены нормативные документы, подготовлена нормативно – правовая база, создана рабочая группа, которая составила смету для проведения ремонтных работ, для закупки специального коррекционного и реабилитационного оборудования. Также внесены дополнения в адаптированную программу, план методической работы, произошло информирование общественности о начале проекта.
2.Деятельностный этап (сентябрь – ноябрь 2014 г.)
На втором этапе запланировано, что вся инфраструктура школы будет приведена к требованиям, которые обеспечат комфортную атмосферу для детей с ОВЗ. В образовательном учреждении будет произведен ремонт.
Кабинет педагога - психолога, релаксационная комната, классные кабинеты, малый спортивный зал, туалетная комната оборудуются специализированной мебелью, адаптированной для детей с ОВЗ. Произойдет оснащение специальным, в том числе учебным компьютерным оборудованием. Большое внимание уделено развитию базы для дистационного обучения, для систематического комплексного психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Для эффективной работы в данном направлении введена в штатное расписание ставка педагога-психолога и, за неимением логопеда, ставка учителя-дефектолога, а также организуется прохождение курсовой переподготовки по реализации индивидуальных образовательных программ.
3.Аналитический этап (май – июнь 2015 года)
На данном этапе проанализированы первые результаты работы. На основе диагностических и мониторинговых данных прошла корректировка работы образовательного учреждения по вопросам инклюзивного образования.
Перечень закупленного оборудования для базовой общеобразовательной организации, в которой создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов:
Аппаратно-программный комплекс для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП)
вибромузыкальный сухой бассейн;
интерактивная светозвуковая панель «Лестница света»;
светильник- панель интерактивная «Веер» ;фиброоптическая тактильная панель;
пучок фиброоптических волокон;
гребень потолочный фиброоптический «Облако»;
стол для рисования песком;
песок для рисования;
фиброоптический занавес на подвижном карнизе с интерактивным источником света;
интерактивная воздушнопузырьковая трубка с пультом управления;
тактильно-развивающая панель «Домино»;
компьютерное оборудование (дисплей, процессор, специальная клавиатура, мышь) для слабовидящих детей и детей с ОВЗ;
интерактивная доска для работы с ИКТ.
Большое внимание в школе уделяется здоровьесберегающим технологиям. Одна из них сенсорная комната.
Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников и выпускников. Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Сенсорная комната - это идеальная обстановка, в которой ребенок не только расслабится, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.
  Из чего же состоит сенсорная комната?
 Мягкие надувные модули.
Это мягкая мебель «Веселая компания». Маты без аппликации, пуфик «Остров». Он способен принимать форму в соответствии с изгибами тела ребенка и равномерно распределять давление по всей площади соприкосновения с ним. В результате чего позвоночник принимает анатомически правильное положение, кровь циркулирует свободно, снимается напряжение с мускулатуры, расслабляется позвоночник, межпозвоночные диски, а тепло пуфика снимает мышечные боли, что наиболее важно детям с нарушением опорнодвигательного аппарата.
Светооптические эффекты.
 Воздушно-пузырьковая колонна дает сильную зрительную, тактильную, слуховую стимуляцию. Пузырьковая трубка мягко меняет цвет по всей высоте распространения пузырьков. Прикоснувшись к трубке, вы почувствуете мягкую вибрацию пузырьков. Безопасное угловое зеркало создает оптический эффект расширения пространства
Световая каскадирующая трубка служит развитию мелкой моторики мышечных анализаторов.
Столик для рисования песком. Служит для развития мелкой моторики, воображения, снятия стресса.
Музыка – неотъемлемая часть сенсорной комнаты. Положительные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.  Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга, активизирует иммунную систему. Зрительная и звуковая среда, спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще.
Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов, улучшает зрительную и моторную координацию.
 Сухой дождь - шатер из разноцветных атласных лент.   Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом и телом. Они стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в нем.
Сухой бассейн, заполненный цветными шарами.  Бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шарами даст возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.  Такое воздействие способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения. В бассейне можно двигаться, «плавать» в шарах.  Такие действия способствуют развитию координации, движения в пространстве.
Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках в волнах медленно плывущего света, слушая музыку, человек сам становиться героем сказки.
 В сенсорной комнате используется метод релаксации.  Занятие состоит из трех основных частей:
  -вводная (приветствие, разминка)
  -основная (релаксация, игра)
  -завершающая (подведение итогов, прощание)
  Сенсорная комната - это маленький рай, где все журчит, звучит, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи и успокоиться. 
 Реализация проекта «Доступная среда» позволяет создавать условия для совместного образования детей вне зависимости от их способностей, наличия у них нарушений здоровья и развития.