Урок по русскому языку Синтаксис. Пунктуация (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по теме «Синтаксис. Пунктуация».
Цели урока: повторить основные синтаксические понятия, закрепить умение выделять главное слово в с/с, расставлять знаки препинания в предложениях, разбирать предложение по членам, объяснять орфограммы в словах; развивать у учащихся творческие и познавательные способности, совершенствовать умение строить высказывание; воспитывать потребность в здоровом образе жизни, приобщать учащихся к спорту;Оборудование: «Олимпийские кольца»; схема с/с; тема на доске закрыта листком; распечатанный текст об олимпиаде; карточки «Члены предложения»Что такое Олимпиада?
Это честный спортивный бой.
В ней участвовать - это награда!
Побеждайте! Это может любой!
Ход урока:
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! 7 февраля 2014 – открытие Международной олимпиады в Сочи. Поэтому сегодняшний урок мы проведём в форме соревнования, и он посвящен спорту. Настроиться на спортивный лад нам поможет песня «Мы верим твёрдо в наших героев» в исполнении М.Магомаева.
Эпиграф нашего урока « Что такое Олимпиада?»
Символы Олимпийских игр - Олимпийские кольца, которые помогут нам узнать историю Олимпиады. На каждом кольце стихотворение. ( Кольца голубого, черного, красного, желтого и зеленого цветов прикреплены на доске)
1 кольцо
В старину, в античном мире.
Двадцать пять веков назад
Города не жили в мире,
Шел войной на брата брат.
2 кольцо
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны.
3 кольцо
Пусть в Олимпию прибудут,
Кто отважен и силен,
Для сражений мирных будет
«Полем боя» стадион.
4 кольцо
Был простой венок зеленый
Из оливковых ветвей
Драгоценней, чем короны
Всех воинственных царей.
5 кольцо
Потому, что не воитель
Получал венок такой
А достойный победитель
И действительно герой.
- Ребята, что нам помогло узнать историю Олимпийских игр? Правильно, предложения.
- Какая наука о языке изучает словосочетание и предложение? (Синтаксис).
- Какие знаки выполняют разделительную и выделительную функцию в предложениях? Знаки препинания. Как называется раздел науки о языке о правильной постановке знаков препинания. (Пунктуация)
Откройте тетради и запишите тему урока «Синтаксис. Пунктуация»
Ребята, перед соревнованием всегда необходима разминка. Мы с вами проведём
Лексический диктант (учителем даются лексические значения слов, дети записывают сами слова):
Человек, занимающийся спортом. (спортсмен)
Спортивная командная игра, в которой мяч забрасывают руками в подвешенное кольцо с сеткой. (баскетбол)
Спортивная командная игра, где надо загнать мяч в ворота противника. (футбол)
Заплечный вещевой мешок. (рюкзак)
Всё лето стояли,Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы. (санки).
Две полоски на снегу
Оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной. (лыжи).
Мчусь как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Что несёт меня?... (коньки).
Загадка эта не легка:
Пишусь всегда через две к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … (хоккей).
5. Один из видов спорта на Олимпиаде – хоккей. Соревнования по хоккею пройдут в Большом ледовом дворце и на ледовой арене «Шайба»
Задание: Соберите хоккейную команду, распределив словосочетания по главному слову - именные и глагольные ( 1 ряд – именные, 2 ряд – глагольные). Вначале вспомним основные понятия.
- Назовите единицы языка. (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение)
- Что называется словосочетанием? Из каких частей состоит словосочетание? (из главной и зависимой)
Стремиться к победе, приготовиться к старту, стремительно несётся, разгоняться к финишу, рекорд на спартакиаде, олимпийский талисман, участвует в соревнованиях, ликование болельщиков, боремся за победу, стартовый сигнал, зимняя олимпиада, рекордные секунды, смотрим на чемпиона, держим кубок, горнолыжный спорт, спортсмен бежит.- Все ли эти выражения являются словосочетаниями? (нет, последнее – нераспространенное предложение)
6. Обратим внимание на наш эпиграф. Охарактеризуем предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
1. вопросительное, невосклицательное
2. повествовательное, невосклицательное.
3. повествовательное, восклицательное
4. побудительное, восклицательное.
5. повествовательное, восклицательное
6.Этимологическая разминка.
Во время нашей работы нам встретилось много интересных слов, но моё внимание привлекло слово «олимпиада». Давайте прослушаем сообщение об истории происхождения этого слова. (Сообщение ученика).
Это слово происходит от названия города Олимпия, расположенного в Южной Греции. В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все — в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»
На знаменитых Олимпийских играх состязались в силе и ловкости борцы, бегуны, метатели копий и дисков, кулачные бойцы, прыгуны. Игры проводились один раз в четыре года в самый разгар лета. Олимпийские игры продолжались пять дней. На время игр запрещались войны между враждующими греческими полисами.
Первые Олимпийские игры состоялись в 776-м году до н. э.
Известно, что одним из видов олимпийских игр является фигурное катание. Я предлагаю вам собрать словообразовательную цепочку из слов, рассыпанных на доске.
Олимп, Олимпия, Олимпиада, Олимпиец, Олимпионик. Объясните значения слов, пользуясь словарём.
Оли́мп—высокая гора в Греции,
Олимпия — город, где проводились олимпийские игры
Олимпиада — период между двумя античными Олимпийскими играми, состязание
Олимпиец – жители горы Олимп
Олимпионик- победитель Олимпийских игр в Древней Греции.
Объясните знаки препинания в предложениях. Какую роль выполняет существительное?( Тире между подлежащими и сказуемыми, выраженными существительными)
8.Физкультминутка
Раз-два-три – на месте шаг,
Палки лыжные в руках.
Мы вперёд руками вертим.
Пусть по классу дует ветер!
А теперь назад покрутим,
Снова ветер делать будем.
Возле парты мы идём
И в ладоши звонко бьём.
Раз – хлопок, и два – хлопок,
И за парту сядь, дружок.
9.Работа с текстом. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку, постройте схемы
1.Олимпийский флаг — белое шелковое полотнище с вышитыми на нем
пятью переплетенными кольцами голубого, черного, красного, желтого и
зеленого цветов. 2.Кольца символизируют пять
частей света, страны которых участвуют в олимпийском движении: Европу,
Америку, Азию, Африку ,Австралию. 3.После завершения Игр 2010 года в
Ванкувере олимпийский и паралимпийский флаги переданы городу Сочи -
столице следующих зимних Игр.4. Право нести главные символы
олимпийского движения доверили конькобежцу Ивану Скобреву,
бобслеистам Александру Зубкову и Алексею Воеводе, фигуристу Евгению
Плющенко и саночнику Александру Третьякову. 5.А паралимпийский флаг
несли чемпионы Паралимпийских игр: Ирек Зарипов и Сергей Шилов, Анна
Бурмистрова и Кирилл Михайлов, Николай Полухин.
Девиз Олимпиады звучит: ««Быстрее, выше, сильнее!»
9.Следующий вид спорта - горнолыжный центр "Роза Хутор", мы с вами на слаломной трассе (вид соревнований по горным лыжам). Лыжники, пользуясь схемой, должны рассказать о сложных предложениях и
Сложные предложения
Союзные бессоюзные
ССП СПП
10. Учитель: Талисманом Олимпийских Игр обычно является изображение животного, которого особенно любят в той стране, в которой проводят очередные Олимпийские игры.
Посмотрите на Дом талисманов, составьте предложение на тему «Талисманы олимпиады в Сочи». Синтаксический разбор предложения.
Талисманы Олимпийских игр - Мишка, Леопард, Зайка, а талисманами Паралимпийских игр выбрали Снежинку и Лучика. ( пов., невоскл., сложнее, союзное, сложносочинённое)
11. Представим себя корреспондентами и составим диалог на тему «Олимпийский факел в Астрахани», «Талисманы Олимпиады» (домашнее задание)
12. Рефлексия.
13. Ребята, достигли мы своей цели?
Какое у вас настроение?
14.Домашнее задание: Составить предложения на тему « Спорт в моей жизни»
Кёрлинг-игра на льду, бобслей – санная трасса, сноуборд – спуск с горы на доске, фристайл- вид лыжного спорта.