Тест — опросник Тест родительского отношения
Тест родительского отношения
Тест-опросник родительского отношения, разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным направлен на выявление родительского отношения к ребенку.
Родительское отношение понимается как система чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Необходимо выразить согласие или несогласие со следующими утверждениями с помощью ответов «да» или «нет».
Тест – опросник
Я всегда сочувствую своему ребенку.
Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
Я уважаю своего ребенка.
Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
Мой ребенок часто мне неприятен.
Я все время стараюсь помочь своему ребенку.
Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживаю осуждения.
Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
Мой ребенок, как губка, впитывает все плохое.
При всем старании, моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
Я всегда принимаю участие в делах и играх моего ребенка.
К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
Мой ребенок не добьется успеха в жизни
Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
Я жалею своего ребенка.
Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они мне кажутся более воспитанными и разумными, чем мой ребенок.
Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
Я часто ловлю себя на мысли о том, что я с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что мне лично не удалось в жизни.
Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
При принятии решения в семье следует учитывать мнение ребенка.
Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях мой ребенок прав.
Ети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
Я всегда считаюсь с ребенком.
Я испытываю дружеские чувства по отношению к своему ребенку.
Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
Я разделяю увлечения моего ребенка.
Мой ребенок кого угодно выведет из себя.
Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
Мой ребенок меня часто раздражает.
Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
Я не доверяю своему ребенку.
За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это сделает, то обязательно получится не так, как нужно.
Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
Я восхищаюсь своим ребенком.
Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка и оценка результатов.
Принятие – отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10. 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56,60.
Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61
За каждый ответ «да» - 1 балл, за каждый ответ «нет» 0 баллов.
Высокие баллы по шкале «Принятие – отвержение ребенка» - то 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по этой шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.
Высокие баллы по шкале «Кооперация» - 7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к жизни ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет его самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы по этой шкале – 1-2 балла- говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом.
Высокие баллы по шкале «Симбиоз» - 6-7 баллов – свидетельствуют, что данный взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла – говорят о том, что взрослый устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.
Высокие баллы по шкале «Контроль» - 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку свою волю почти во всем.
Низкие баллы по шкале 1-2 балла – свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка практически отсутствует. Это может отрицательно сказаться на обучении и воспитании ребенка. Наилучшим вариантом оценки по этой шкале являются от 3до 5 баллов.
Высокие баллы по шкале «Отношение к неудачам ребенка» - 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как несмышлёному существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, он игнорирует их.
Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла – свидетельствуют о том, что взрослый считает неудачи ребенка случайными и верит в него.