Программа экспериментальной площадки «Эколого-краеведческая деятельность, как средства развития ребенка»

Муниципальное образовательное учреждение
Можаров - Майданская средняя общеобразовательная школа









Программа
экспериментальной площадки
«Эколого-краеведческая деятельность, как средства развития ребенка»

























с. Можаров-Майдан
2013г.


Цель: разработка и внедрение исследовательских форм и методов по реализации эколого-краеведческого образования и воспитания школьников.

Задачи:
изучить и проанализировать уровень эколого-краведческого образования в школе
отобрать содержание учебных предметов для реализации эколого-краеведческого образования
разработать внеурочные формы образовательного процесса
на основе обобщения опыта подготовить рекомендации по работе в эколого-краеведческом направлении

Объект исследования:

процесс эколого-краеведческого обучения со II по XI класс.

Предмет исследования:

психолого-педагогические условия и образовательные технологии, обеспечивающие в образовательном учреждении обучение эколого-краеведческого характера.

Гипотеза исследования:

Если педагогический процесс по формированию экогуманистической личности будет строиться с учетом следующих принципов:
гуманизация;
антропоцентризм;
преемственность от младшего к старшему школьному возрасту;
междисциплинарный и эколого-краеведческий подход;
единство теоретической и практической деятельности;

то будет создана целевая программа эколого-краеведческого образования, которая будет способствовать формированию у школьников экологической грамотности и культуры.

Методы и методики исследования

Эмпирические методы:
изучение литературы по теме эксперимента, нормативно-правовых документов;
анализ реализуемых программ;
педагогические наблюдения;
опросы (интервью, анкетирование);
изучение и обобщение опыта работы отдельных учителей и классных руководителей;
изучение детских творческих работ;
анализ участия школьников в предложенных природоохранных акциях.

Теоретические методы:
анализ;
синтез;
сравнение;
обобщение.


Практическая направленность эксперимента:

- сложившаяся система работы эколого-краеведческого содержания может быть использована в других учебных заведениях;

- участие педагогического коллектива в работе экспериментальной площадки может служить своеобразной формой повышения квалификации учителей и их подготовки к инновационной деятельности в образовании.


Ожидаемые результаты

Повышение эколого-краеведческой грамоты и культуры учащихся.

Получение знаний и навыков работы по охране окружающей среды.

Появление у школьников устойчивого желания учиться, появление у них потребности постоянного самообразования.

Появление у педагогов потребности в творческой деятельности, разработки собственной системы уроков эколого-краеведческого содержания.








Участники эксперимента:

Селезнева Л. Е. – учитель начальных классов
Ковалева Л. В. – учитель начальных классов.
Конюхова И. Ю. – учитель начальных классов
Зиновьев А. Н. – учитель биологии, географии, ОБЖ
Кузовков Е. А. – учитель истории, обществознания, краеведения
Бостынец Т. Н. – учитель русского языка и литературы
Соловьева С.А. – учитель химии, экологии
Зиновьева Н. А. – учитель русского языка и литературы
Табункина Е. С. – учитель русского языка и литературы



Сроки эксперимента: июнь2013 - май2018 г.

Структура деятельности по эксперименту

I этап «Диагностирующее-прогностический» 2013 – 2015 уч. год
Цель: создание условий для реализации эколого-краеведческого образования
Задачи:
- изучить и проанализировать уровень эколого-краеведческого образования в школе;
- повысить теоретическую подготовку учителей;
- обеспечить участников эксперимента необходимым диагностическим инструментарием.
В первой половине данного этапа учителя познакомить с программой экспериментальной площадки. Далее запланировать теоретическая подготовка, подбор и знакомство с литературой по экологическому и краеведческому образованию. Определить содержание эколого-краеведческого образования. Составить календарно-тематическое планирование по предметам; планы воспитательной работы с обязательным включением внеклассных мероприятий на эколого-краеведческую темы.
Особое внимание уделить диагностике. Также отобрать и подготовить диагностический материал по изучению опыта общения учащихся с природой, на определение уровня экологических знаний и выявление экологической культуры учащихся. Определить планируемые результаты в зависимости от предметного содержания.
На основании анкетирования и наблюдений за работой педагогов определить уровень их профессиональной готовности к инновационной деятельности.



II этап «Теоретико-экспериментальный» 2015 - 2017 уч. год

Цель: построение системы эколого-краеведческого образования.

Задачи:
- обеспечить необходимыми научно-методическими, организационными, информационными и другими условиями для социокультурной компетентности личности, её гармоничному самоопределению;
- определить направления, формы, методы эколого-краеведческого образования;
- внедрять в педагогическую практику новейшие технологии в области эколого-краеведческого образования и воспитания.
Вся деятельность педагогического коллектива на II-ом этапе экспериментальной площадки направить на доведение эколого-краеведческих знаний до учащихся в системе. В ходе работы внедрить эколого-краеведческие компоненты в учебные программы, проводить мероприятия на эколого-краеведческую тему.
Основной и главной формой организации экологического процесса в
школе по-прежнему остается урок.
При выборе направления работы с детьми учитывать их интересы и желания, а также возможности школы (материальная база, подготовленность кадров, практическая значимость работ). Важно представить личностное отношение подростков к экологическим проблемам и их решению. Провести эколого-краеведческую конференцию, в ходе которой обсудить такие глобальные проблемы как загрязнение окружающей среды.
Воспитательная работа в школе строится с использованием различных способов вовлечения учащихся в активную природоохранную деятельность. Летнее время является тем этапом, когда закладываются основы экологического воспитания самой окружающей средой. Экологический лагерь – пример гармоничного существования детей с природой. Совершая экскурсии и прогулки, полевые практики, самостоятельные исследования, ребята учатся видеть прекрасное в обыкновенном и будничном. В процессе реализации собственных экологических инициатив дети приобретают бесценный опыт деятельности решения экологических проблем, экологически безопасного хозяйствования, постижения духовной гармонии с окружающим миром.
В лагере проводить эколого-краеведческие мероприятия.
Внешкольная эколого-краеведческая деятельность учащихся помогает шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, культуры, их взаимосвязь с природой, историей и культурой всей страны и мира, принять активное участие в природоохранной работе.
Природоохранные и экологические мероприятия – связующее звено между начальной, средней и старшей ступенью школы.


III этап «Научно-экспериментальный» 2017-2018 уч. год

Цель: подведение итогов по результатам работы экспериментальной площадки
Задачи:
- обобщить материал, наработанный за три года;
- создать единый банк методических материалов
- продолжить внедрение в педагогическую практику новейшие технологии в области эколого-краеведческого образования и воспитания.
Третий этап экспериментальной площадки направить на обобщение всей деятельности участников.
В итоге:
1. материалы диагностики и педсовета оформить в виде брошюр;
2. подготовить папку с методиками исследования воды, почвы, воздуха и др. объектов природы;
3. пособие по географическому краеведению;
4. подобрать методики проведения экскурсий в природу;
5. создать банк дидактических материалов по предметам с эколого-краеведческой направленностью:
При проведении эксперимента у школьников повысить уровень экологических знаний. Изменить мотивацию поступков в природе, а также интересы учащихся. Целенаправленная, систематическая и комплексная работа по экологическому воспитанию способствует значительному повышению экологической культуры учащихся.
В завершение работы экспериментальной площадки провести отчетную творческую конференция с участием педагогов школ района. Представить все наработки по эколого-краеведческому образованию, полученные за пять лет.