ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Татьяна Альбертовна Колпакова - учитель,
Марина Ивановна Фёдорова – учитель.
ГБОУ РХ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Черногорская специальная (коррекционная) школа – интернат»
Сложившаяся экологическая обстановка ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни. В связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего поколения. Эти показатели находятся на крайне низком уровне, поэтому все проблемы меркнут – остается одна: подготовить учащихся с интеллектуальной недостаточностью к ориентации в социуме, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур. Взаимодействие людей в обществе, в многонациональных коллективах в особенности, связано с толерантностью человека к той или иной культуре и сферой её распространения. Экологическая социализация в образовательном пространстве органично встроена в контексте бытия, жизнедеятельности семьи, этноса.
Под эколого – краеведческим образованием мы понимаем систему экологических знаний с краеведческой направленностью. Вот цели и задачи, которые мы ставим перед собой: научить детей воспринимать окружающий мир, понимать природу родного края, познакомить с экологическими традициями и культурно-историческим наследием хакасского народа, облагородить чувства детей, воспитать экологическое сознание и поведение.
Основными документами, используемыми в экологическом воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, являются «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида». Программы учитывают особенности познавательной деятельности детей, содержат материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание экологического образования сегодня богато и разнообразно, и может быть развернуто как в рамках учебных предметов, так и во внеклассной и внешкольной работе, имеет практическую направленность. Основными формами работы по эколого - краеведческому образованию школьников с использованием краеведческого материала являются: урок, факультатив, экскурсии, туристические походы, беседы, игры, исследовательские проекты, индивидуальные учебные задания, конкурсы, КТД, праздники, викторины.
Мы решили найти новое соотношение традиции и инновации в этнической культуре республики Хакасия при изучении проблем взаимодействия человека и природы. Старшеклассники нашей школы - интерната проложили экологическую тропу по городу Черногорску. На этой тропе есть станции: «Герои Великой Отечественной войны города Черногорска», «Памятники и памятные места города Черногорска», «История одной фотографии». Впервые проходя по экологической тропе, ребята восхищаются богатством и красотой родного города. Многое из того, что увидят и услышат дети сейчас, они со временем забудут. Но мы уверены, придя когда-нибудь сюда снова, они вспомнят свои детские ощущения от встреч с природой памятных мест. В заключение этих экскурсий дети отвечают на вопросы: что дало нам общение с природой, историей города; с чем нас познакомили экскурсии; стали ли мы духовно богаче; какую помощь способны оказать. Итогом посещения экологических троп стали рисунки, мультимедийные презентации и альбомы детей.
Важным звеном нашей работы стал цикл осенних, зимних и весенних экскурсий экологической направленности в наш городской парк. Они носят разную тематику. Частое посещение природных объектов позволяет школьникам визуально, без разъяснений со стороны учителя зафиксировать те нежелательные преобразования, которые происходят в природе. Возникающее при этом чувство переживания за судьбу окружающей природы создает нужный фон для развития ответственного к ней отношения. После экскурсий обучающиеся с удовольствием принимают участие в акциях «Бросим природе спасательный круг», в выпусках экологических плакатов «Мы в ответе за тех, кого приручили», в написании сочинений «Люблю тебя, мой край родной!».
Экскурсия «Холод на службе природы» проходит по маршруту экологической тропы в городском парке.
Цели экскурсии: дать знания о практическом значении холода в природе и жизни человека; формировать стремление оказывать помощь птицам; вырабатывать навыки рационального поведения в окружающем мире.
На первой станции экологической тропы ребята познакомятся с тем, как холод помогает нам очистить окружающую нас природу.
На второй станции мы говорим о том, как трудно зимой птицам и как мы сможем им помочь.
На экскурсиях и прогулках, в специальных беседах рассказываем: об охране птиц и их роли в деле защиты природы, о деревьях и их полезных качествах, о цветах (раннецветущих, луговых, садовых). Совместно сделали «Книгу Природы» с её страничками:
«Зелёными» – творческий клуб «Зелёной аптеки», стихи о лекарственных травах и цветах, рисунки, кроссворд;
«Голубыми» – загадки, силуэты птиц; альбом «Чей дом лучше»;
«Синими» – «Морские сказки», рыбки нашего аквариума (рисунки детей);
«Красными» - «Они должны жить», цветы и растения, занесённые в «Красную книгу».
Формирование региональных экологических знаний мы стараемся проводить через всю учебную деятельность детей.
Эколого - краеведческая направленность уроков русского языка и развития речи достигается использованием знаний учащихся о биологических особенностях групп растений, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, обитающих в Хакасии.
На уроках чтения используем материалы, в содержание которых входит региональная литература (хрестоматия «Моя Хакасия»). Использование в работе художественных произведений, поэзии хакасских писателей и поэтов, (М Кильчичаков « Осень», Я. Тиспереков «Здравствуй, зимушка-зима!», Г.Залесская «Мы тебе поможем», .Н.Тиников «Жарки»), русских и хакасских народных примет (Сентябрь – улгер ай – месяц восхождения Ориона, октябрь – кичкерай – месяц малых морозов, ноябрь – хырласай – месяц больших холодов) даёт возможность познакомить детей не только с особенностями природы, но и привить интерес и любовь к чтению.
На уроках математики мы включаем решение задач экологического характера, например:
Самые трудолюбивые санитары леса - муравьи. Один муравей за одну минуту приносит в муравейник 20 насекомых. Сколько насекомых принесёт муравей за 5 минут?
Общая длина реки Чёрный Июс -150 км, это на 52 км длиннее реки Тёя. Река Абакан длиннее реки Тёя на 16км. Найди длину реки Абакан.
Известно, что в морозы птицы погибают чаще от голода, чем от холода. На кормушке, которую мы с вами повесили в школьном дворе, сегодня побывало 7 синичек и 5 воробьев. Скольким птицам мы помогли спастись сегодня от голода?
В работе тесно сотрудничаем с городским музеем. В музее проходят ознакомительные и тематические экскурсии, беседы и викторины с использованием краеведческого материала. Важное место в тематике бесед занимают темы: «Герб и флаг Хакасии», «Семейные праздники хакасов», «Хакасские художники», «Народный костюм хакасов». Получив необходимый запас знаний, обучающиеся на практике закрепляют эколого – краеведческие знания: составляют кроссворды, рисуют и раскрашивают рисунки по изученным темам. Этот характер краеведческой деятельности дисциплинирует обучающихся, сплачивает их в дружный коллектив и позволяет удовлетворить индивидуальные запросы и интересы каждого школьника, а также помогает нам осуществлять системный личностно-ориентированный подход в воспитании.
Приобретённый опыт находит своё отражение в следующей деятельности:
1. Театральная деятельность: инсценирование, игры по ролям, кукольная театрализация хакасских и экологических сказок (сказки сочиняют сами дети по опорным словам; затем проходит конкурс экологических сказок; изготовление кукол; освоение техники ведения кукол; речевая подготовка);
2. Экологические праздники в конце учебного года (с привлечением родителей);
3. Социальные акции: «Защитим город от мусора», «Мы против курения».
Для школьников посильной является работа по изготовлению кормушек, заготовке семян, веников, подкармливанию птиц зимой, поэтому домашнее задание даём творческого характера.
Чтобы наши дети научились понимать природу Хакасии, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, прививаем эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик. Любовь эта должна быть действенной, а ребёнок всегда активен, нужно только направлять его деятельность, так как благодаря этому закладываются основы экологической культуры личности и социальной адаптации в обществе. Мы хотим донести до сознания детей не только гордость за богатую природу нашего края, но и боль за каждую маленькую речку, берега которой превращены в свалку. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу Хакасии не будет и России!
Список литературы:
Афанасьева Е. Экология не знает границ / Е. Афанасьева // Юный натуралист. – 1990. - № 1. – С. 30-32.
Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А. Бабакова // Начальная школа. – 2003. - № 9. – С. 16-17.
Балгазина А.Н Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного края». Пособие для учащихся 1-2 кл. – Абакан: Хакасское кн. издательство, 2001г. – С. 208.
Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2002. - № 4. – С. 20-24.
Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания./ Александр Валерьевич Гагарин. – М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. – 232 с.
Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников / И.Б.Дуденко // Советская педагогика. – 1989. - № 9. – С. 28-32.
Захлебный А.Н. На экологической тропе / Анатолий Никифорович Захлебный. – М.: Педагогика, 1999. – 183 с.
Кышпанаков В.А., Кустов Ю. И. Экономическая и социальная география хакасии: учебное пособие для учащихся. – Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1994. – 104с.
Тарасова Т. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе // Начальная школа. 2000. № 10. С. 61.
13PAGE \* MERGEFORMAT14615
Заголовок 115