Доклад Внеклассная работа по математике с одаренными детьми
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ ГОРОДА АБДУЛИНО»
____________________________________________________________________________
461742, Оренбургская обл., г.Абдулино, ул.Школьная, д.35
тел.(35355)2-83-22, факс (35355)2-84-57, e-mail: 12_ou06@mail.ruСистема работы с одаренными детьми
(из опыта работы учителей физико-математического цикла)
Выполнила: Ягодкина З. Г., учитель математики 1 категории
2015-2016 учебный год
Система работы педагогов физико-математического цикла лицея с одаренными детьми
В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос о том, как найти пути повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Главная особенность развития системы школьного математического образования – ориентация на самую широкую дифференциацию обучения математике. Такая дифференциация должна удовлетворять потребностям каждого, кто проявляет интерес и способности к математике, дав ему все возможности для их развития.
Чтобы добиться каких-нибудь результатов, работа с одаренными детьми в школе должна быть постоянной, системной. Исходя из вышесказанного, педагогами нашей школы, в частности, педагогами физико-математического цикла, выработана система по развитию одаренных детей по предметам цикла.
Цель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность. Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.
Задачи:
- формирование у учащихся устойчивого интереса к математике;
- выявление и развитие математических способностей;
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- подготовка к сознательному усвоению систематического курса алгебра и геометрия;
- формирование навыков перевода различных задач на язык математики;
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
- на осознании ценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
В творческую лабораторию учителей математики, информатики и физики МБОУ «Лицей г. Абдулино» входят 7 учителей. Стаж работы, которых от 16 до 30 лет. Учителя имеют первую и высшую квалификационную категории.
Ф.И.О учителей Образование Стаж Категория Курсы
Азарникова Е.Н. высшее 30 первая 2015 г.
Костина Т. Б. высшее 22 высшая 2013 г.
Кривцова С.А. высшее 28 высшая 2012 г.
Максимова И.И. высшее 25 первая 20013г.
Лобкарева М.В. высшее 16 первая 2015 г.
Тюшевская Л. Н. высшее 34 высшая 2014г.
Ягодкина З.Г. высшее 29 первая 2010 г.
Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Учитель должен быть:
увлеченным своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
Принципы деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Участие во Всероссийской предметной олимпиаде школьников.
Мониторинг муниципального этапа Всероссийской олимпиады
Результативность работы педагогов по олимпиадам
муниципального уровня за 2015-16 учебный год
Участие учащихся в конкурсах и олимпиадах
Результаты конкурса-игры «КИТ»
2009г. – 31 участник
2010г.-42 участника
2011г.- 61 участник
2012г.-123 участника
2013г.-91 участник
2014г.-10 участников
2015 г.- 34 участника
Фамилия Класс Балл Школа Район
Лапшина Екатерина 5 79 1 -
Тушинов Данила 6 80 1 -
Горбунов Александр 8 95 1 1
Районный конкурс «Информашка»
2015г. 2014г. 2013г. 2012г.
2-4 классы-0 место
5-7 классы-1 место-4 человека 2-4 классы-2 место
5-7 классы-1 место 2-4 классы-0 место
5-7 классы-2 место 3-4 класс – 20 человек – 0 место
5- 7 класс – 5 человек- 2 место
Результат участия в олимпиаде по физике и математике районной заочной математической школы «Эврика» в 2015-16 учебном году-42 участника
Предмет ФИО Класс Место в районе Место в стране
Математика Сергеева Полина 10 1 1
Математика Лазарева Валерия 10 1 1
Математика Затонская Алена 10 1 1
Математика Краснова Анастасия 10 1 1
Математика Вагин Сергей 5 1 Математика Харченко Айгуль8 1 Математический конкурс - игра " Кенгуру" - 60 участников
ФИО Класс Место в школе Руководитель
Борцов Вадим 5 1 Ягодкина З. Г.
Целибьева Полина 8 1 Ягодкина З. Г.
Общероссийская предметная олимпиада " Олимпус" – 31 участник , 5-8 классы, руководитель Ягодкина З. Г.
Участники школьной научно-практической конференции «Старт в науку» предметов физико-математического цикла за 2015-16 учебный год
Младшая группа (5-7 классы)
-Теплова Ксения - 5а класс «Фигурные числа»- руководитель Ягодкина З. Г.
-Маркелова Екатерина – 6 класс «Игрушка-флексагон»- руководитель Кривцова С. А.
-Мурзаков Владислав – 6 класс «Координатная плоскость»- руководитель Азарникова Е. Н.
-Андрейко Арина – 7 класс «Эта удивительная клетчатая бумага»- руководитель Кривцова С. А.
Старшая группа (8-11 классы)
-Лазарева Валерия – 10 класс «Задачи с экономическим содержанием»- руководитель Костина Т. Б.
-Сергеева Полина – 10 класс «Задачи на законы сохранения импульса и энергии»- руководитель Тюшевская Л. Н.
-Кривцов Денис – 9 класс «Языки программирования»- руководитель Кривцова С. А.
-Карманова Виктория – 8 класс «Семейный бюджет и его экономия»- руководитель Ягодкина З. Г.
-Рогова Мария – 8 класс «Необходимость WI-FI в школе, плюсы и минусы»- руководитель Лобкарева М. В.
-Шарабарова Юлия – 8 класс «Быстрый счет – легко и быстро»- руководитель Максимова И. И.
Итоги районной VIII межшкольной научно- практической конференции «Старт в науку» предметов физико-математического цикла
-Маркелова Екатерина – 6 класс «Игрушка-флексагон», призер, руководитель Кривцова С. А.
-Лазарева Валерия – 10 класс «Задачи с экономическим содержанием» - победитель, руководитель Костина Т. Б.
-Карманова Виктория – 8 класс «Семейный бюджет и его экономия», призер, руководитель Ягодкина З. Г.
-Рогова Мария – 8 класс «Необходимость WI-FI в школе, плюсы и минусы», призер, руководитель Лобкарева М. В.
Кроме того Костина Т. Б. подготовила к участию в олимпиаде «Весна-2016» по математике проекта «Инфоурок» учащихся, ставших победителями, о чем получила Свидетельство. Также Татьяна Борисовна получила Благодарственное письмо Министерства Образования Оренбургской области за подготовку команды к областному конкурсу по информатике для школьников младших и средних классов, получила Сертификат о том, что Татьяна Борисовна является организатором Всероссийского конкурса «КИТ - компьютеры, информатика, технологии» и получила Благодарности за активное участие в работе проекта «Инфоурок».
Учитель математики и информатики Кривцова С. А. получила Свидетельство о размещении материала «Технологическая карта урока» в «Мультиурок», Свидетельство о размещении видеоурока « Свойства степеней с натуральным показателем» в сети Интернет, Сертификат участника вебинара «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», Свидетельство о размещении материала «Электронно-образовательные ресурсы на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО»в «Инфоурок». Также она получила Сертификат участника вебинара «Печать аттестатов» в программе «Аттестат школы», Сертификат Дистанционные курсы по программе «Подготовка членов ГЭК для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
Учитель математики Ягодкина З. Г. получила Свидетельство о подготовке учащихся к Международному конкурсу «Мириады открытий» по математике.
Учитель информатики Лобкарева М. В. получила Сертификат о подготовке участника, Новгородова Александра, к 20 Открытому международному очно-дистанционного фестиваля «Компьютерная страна».
Руководитель творческой лаборатории учителей
математики, информатики и физики_____________________/ Ягодкина З. Г./