Конспект урока по математике на тему Однозначные и двузначные числа


Тема урока: Однозначные и двузначные числа.
Сравнение чисел.
Тип урока: Урок-закрепление.
Цель урока: закрепить термины «однозначное число» и «двузначное число», знания и умения по теме «Нумерация чисел в пределах 20».
Задачи:
1. Образовательные:
- отработка умения выполнять сложение однозначного числа с двузначным в пределах 20 без перехода через десяток;
- повторить состав чисел;
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность учащихся;
- развивать каллиграфический навык письма;
- развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы, как мышление, внимание, наблюдательность;
3. Воспитательные:
- воспитывать активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;
- формировать качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий;
- способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала;
- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации, изображающие сказочных персонажей, диких животных.
Раздаточный материал:
Листы для индивидуальной работы, корзина с грибами, ёлочные игрушки с примерами.
Методические приемы:
Беседа по сказке, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, игровая ситуация, продуктивная деятельность детей, анализ, рефлексия, подведение итогов.Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация 21 слайдов (среда POWER POINT), мультимедийный проектор, учебник, тетрадь.Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Психологический настрой на урок.
- Ребята, сегодня у нас присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям. Я желаю вам удачи и успехов. У всех ли хорошее настроение? Ваше хорошее настроение – залог успеха в любом деле!
Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучили тему «Однозначные и двузначные числа». Сегодня мы вспомним эти числа, так же будем их сравнивать. Но урок у нас необычный.
- На уроке математики мы отправимся в путешествие. Наше путешествие будет далеким, интересным. Пригодятся ваши знания. Давайте проверим, все ли вы готовы в путь?
Сейчас пройдем разминку и посмотрим, кто готов в путь. Для этого вы должны выполнить некоторые задания.
Актуализация знаний.
1. Устный счет.
а) - Я показываю числа, а вы называете, какое это число (однозначное или двузначное число), так же называете соседей числа.
- Молодцы, все вы готовы в путь. (Слайд 2)
Работа в тетрадях.
- А теперь открываем тетради. Пишем число. Классная работа. Чистописание – число 20. (Слайд 3)
3. Мобилизующий этап.
- Но путешествие у нас необычное, у нас сегодня будет ещё один гость.
а) Разложи числа в обратном порядке
- А чтобы узнать, кто это, нужно разложить числа в обратном порядке, начиная с 10. (1-с, 3-е, 5-у, 7-о, 9-к, 2-н, 4-г, 6-р, 8-ч,10-а) (Получается слово «Снегурочка»). (Слайд 4).
б) Найди «Лишнее число».
Снегурочка не просто так пришла к нам на урок. Дед Мороз попал в беду. Баба Яга заманила его в свою избушку и заперла на замок. Теперь Дед мороз сидит взаперти.
- А какой праздник приближается? (Конечно же без Деда Мороза не будет праздник весёлым. Надо дедушке помочь. Вы согласны со мной? Тогда в путь.
Задание Бабы Яги.
- Баба Яга готова освободить Деда Мороза, если мы выполним задание правильно. У неё есть такие числа, но на улице разыгралась вьюга и все числа разлетелись в разные стороны и потеряли порядок. Баба Яга предлагает нам сосчитать до 20, показывая каждое число. (Счет до 20). И только тогда отпустит Деда Мороза. (Учащиеся считают, показывая каждое число до 20)
- Ой, ребята, у Бабы Яги карман дырявый, а ключик от избушки пропал. Как же нам быть теперь, что же делать? Придётся искать его в зимнем лесу.
- И так в путь. Перед нами зимний лес. Давайте спросим у белки, может она знает, где ключик от избушки на курьих ножках.
2) Задание белки.
а) Рассказ учителя о белке. (Слайд 5)
Белка – это грызун. Зимой шерсть белки – сероватая. Белки легко лазают по веткам, перепрыгивают с дерева на дерево. На зиму запасает корм: грибы, ягоды, орехи.
- Но белка не знает, где ключик, но обязательно нам поможет, если мы правильно выполним задание.
б) Игра «Лишнее число». (Слайд 6)
- Белка очень занята делом, хочет найти лишний гриб. Мы знаем, что среди съедобных грибов, могут попадаться ядовитые. Давайте найдём ядовитые грибы среди собранных, поиграем в игру «Лишнее число». (На доске картинка с изображением корзины, в которой три гриба - числа 1, 10, 6. Какое число лишнее? Почему? 10- число двузначное, какие числа мы называем двузначными. А какие числа однозначные?)15,18,20,3;            16, 7, 9, 1
- В первой группе чисел лишнее число «3» потому, что для записи этого числа потребовался один знак. Такие числа называются однозначными. Давайте назовем все однозначные числа.                    
- Как же называются числа в записи которых два знака?
- Молодцы! Вы нашли ядовитые грибы.
-Дальше отправляемся. И нас встречает лиса.
3) Задание лисы.
а) Рассказ учителя о лисе. (Слайд 7)
Любимая героиня народных сказок. У лисы густой и красивый мех, роскошный пушистый хвост. Чем глубже снег, тем труднее лисице охотиться: хуже слышно, трудно ловить запахи и еще труднее быстро схватить свою добычу, прокопав в снегу вертикальный колодец. В многоснежные зимы чаще приходится рыжим охотницам ложиться спать натощак. Лисы питаются грызунами, червями, насекомыми, птицами и всеми типами меньших животных.
Лисы - в основном ночные животные и предпочитают охотиться ночью.
Лиса ищет чьи-то следы. Поможем ей найти следы. Для этого называем из ряда чисел только двузначные числа.
Б) Игра «Найди двузначные числа»
4) Задание волка.
Следы привели нас к волку.
У волка очень густой мех, даже в самые сильные морозы он может уснуть на снегу и не замерзнет.
Это очень хитрый и умный зверь. У волков отличное зрение, слух также хорошо развит. Тихий шорох, например, они могут услышать на расстоянии более километра. Охотятся они на зайцев, нападают на лосей, на кабанов. Собравшись в большую стаю, волки держатся вместе, помогают друг другу при нападении на добычу и созывают других волков своим воем. Иногда даже ловит лисиц, ежей, мышей, разных пресмыкающихся и ест некоторые растительные вещества.
б) Игра «Собери рыбки в 2 ведра». (Слайд 8)
- Давайте поможем волку собирать рыбки в два ведра. (В маленькое ведро - рыбки с однозначными числами, а в большое ведро – рыбки с двузначными числами). Волк обрадовался, что мы ему помогли. Теперь он вспомнил, что если через ручеёк перейти, то будет избушка Бабы Яги. Но ручеёк не замёрз. Лёд совсем тонкий. Поэтому будем прыгать по кочкам.
в) Задание «Весёлый ручеёк» (Слайд 10)
- Сложение и вычитание примеров в пределах 10.(Устно)
г) Гимнастика для глаз.
Мы так старательно ищем этот ключ, что наши глазки заболели. Давайте проведём гимнастику, пусть глазки отдохнут немного.
- Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
4) Задание синички.
На другом берегу нас ждёт синичка.
а) Рассказ учителя о синичке. (Слайд 11)
Синица – зимующая птица. Прилетает птица к людям не от хорошей жизни: трудно, голодно в лесу в это время. А тут легче прожить, добыть еду. В это время синицы становятся в полном смысле всеядными птицами: едят зерна и крупу, крошки хлеба и кусочки мяса, сало и творог. И все-таки, очень много птиц погибает в это время. Те, кто доживает до весны, улетают в леса или остаются около людей в садах, парках, рощах. Ранней весной синица уже начинает подыскивать место для гнезда и устраивать его.
б) Задание на сравнение чисел.
12…15 18…8 16…15
17…17 4…13 10…20
6) Задание зайца. (Слайд 14)
В наших лесах обитает заяц-беляк. Название «беляк» этот заяц получил за белый цвет шерсти. Окраска шерсти помогает ему спасаться от хищников. Зимой зайцы питаются корой и ветками деревьев. Спит под елью.
а) Физкультминутка.
7) Задание совы. (Слайды 15-18)
Сова очень умная птица. Она знает, где ключик. Но прежде чем сказать, где ключик, предлагает нам решить задачу.
а) Решение задачи.
- В гнезде было 11 совят. ! совёнок вылез из гнезда. Сколько совят осталось в гнезде?
- Что в задаче известно?
- Что неизвестно?
- Что нужно найти?
Сова знает, что ключик унесла сорока. Но не со зла, она хочет украсить свою ёлку, поэтому ищет блестящие предметы. Если мы украсим ей ёлку. Сорока обязательно вернёт нам ключик.


б) Решение примеров. (На ёлочных игрушках примеры)
- Вот мы и украсили ёлку. Теперь ключик у нас.
8. Встреча с Дедом Морозом.(Слайды 20-21)
Дед мороз очень благодарен нам. Он приготовил для нас подарки.
-А нашим гостям мы тоже пожелаем крепкого здоровья, хорошего настроения и подарим им наши подарки.
Подведение итогов урока.
1.- Вам понравилось путешествие?
-А какие задания вам больше понравились?
-Какие задания были трудными?
2. Выставление оценок.
3. Домашнее задание.
Но больше всех обрадовалась баба Яга, что нашёлся её ключик.
Раскрасить рисунок «Баба Яга»