Военно-патриотическое воспитание кадет на уроках математики



Военно-патриотическое воспитание кадет на основе развития продуктивного мышления на уроках математики.







Краснова Елена Александровна – учитель высшей категории Московского казачьего корпуса №7 имени М.А. Шолохова
















Чтобы защищать - надо любить, чтобы любить – надо знать.


Развить творческое мышление на уроках математики, заинтересовать кадет математикой, привести к «открытию» математических фактов возможно только при условии использования на уроках задач нестандартных задач, требующих известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности и изобретательности.
Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения все новых и новых, более сложных задач. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе ее формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации. Человек, решая проблему, собирает на основе анализа наглядной ситуации гораздо больше информации, чем осознает сам.
Одна из основных задач военно-патриотического воспитания в кадетском корпусе - сформировать уважение к боевому прошлому России. Я хочу остановиться на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения математике в военно-патриотическом воспитании учащихся.
Несомненно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции.
Математические знания были нужны непосредственно в бою. Известно, что такой род войск – артиллерия без расчетов не мог бы существовать. На фронте были и специальные расчетные части. Еще в древности математические знания использовались в военном деле. В знаменитом диалоге Платона “Государство” говорится о том, что арифметика и геометрия необходимы каждому воину: “При устройстве лагерей, занятия местностей, стягивания и развертывания войск и разных других воинских построениях, как во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоками геометрии и тем, кто ее не знает”.
Несомненно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Этому способствуют мини-беседы о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В 8-м классе при прохождении темы “Таблица квадратов и квадратных корней” рассказываю о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками Математического института Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Ни в одной стране не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности!
На уроках по теории вероятности рассказываю кадетам о том, что работы академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Исследования А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии.
При изучении тем: “Предел функции и производная”, “Применение производной”, “Интеграл” обращаю внимание учащихся на то, что не только наука служит обороне, но и оборона, в частности артиллерийские задачи, дала толчок развитию такой отрасли математики как интегральное и дифференциальное исчисление.
Действенным средством военно-патриотического воспитания в процессе преподавания математики является решение соответствующих задач.
Данные для составления условий задач предлагаю найти кадетам, предлагаю использовать при этом статистику Великой Отечественной войны; что способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.
В 5-м классе при изучении натуральных чисел и десятичных дробей предлагаю следующие задачи:
Задача 1. В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой.

 
Численность войск
Численность вооружения



орудия и минометы
танки
самолеты

СССР Германия
1100000 1708000
7652 13500
774 1170
1000 615

Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.

Задача 2. В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?
Задача 3. На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение: из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1 бригада из 3000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?
Задача 4. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась Великая Отечественная война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.

413
218
474
567

569
374
630
979

195
121
256
349

221
36
282
375

1 строка: меньшее натуральное число;
2 строка: число, в котором 5 сотен;
3 строка: большее натуральное число;
4 строка: натуральное число, в котором 2 единицы.
218+569+349+282=1418
При изучении формул пути, скорости и времени в 5 классе предлагаю решить следующие задачи:
Задача 5. Максимальная скорость “ЯК-3” была 720 км/ч, а немецкого истребителя “ Мессершмидт- 109” на 120 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше другого истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”.
Задача 6. Используя ответ предыдущей задачи, сравните максимальные скорости советских истребителей “МИГ-3”, “Ла-7” - 640 и 680 км/ч соответственно со скоростью немецких истребителей.
При изучении столбчатых диаграмм в 6-ом классе предлагаю по данным таблицы, в которой дано соотношение сил СССР и Германии на Московском направлении осенью 1941 года, составить столбчатую диаграмму и сделать вывод
Боевые силы и средства
Красная Армия
Германские войска

Личный состав
1 250 000
1 800 000

Количество танков
990
1700

Количество орудий
7600
14000

Количество самолетов
667
1390

При изучении процентов и нахождения части от числа решаем задачи:
Задача 7. На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве?
Задача 8. Во время манёвров командир оставил 0,3 всех своих солдат охранять переправу, а остальных разделил на два отряда для обороны двух высот. В первом отряде было в 6 раз больше солдат, чем во втором. Сколько солдат было в первом отряде, если всех солдат было 200?
Задача 9. Из двух орудий одно произвело 36 выстрелов, когда начало действовать второе. Второе орудие делает 7 выстрелов, когда первое делает 8. Количество пороха, употребляемое первым и вторым орудием на каждый выстрел относится как 3:4. Через сколько выстрелов орудие израсходует столько же пороха, сколько первое орудие?
В 6-м классе при изучении системы координат и масштаба отмечаю, что эти понятия применяются для составления карт местности, разработки военных стратегий и тактики; без них нельзя обойтись на службе в рядах Российской Армии, так как навыки ориентирования на местности, определения расстояния до объектов на глаз и по карте необходимы не только командиру, но и каждому рядовому воину.
Предлагаю задачу следующего характера:
“Отряд разведчиков, выйдя из некоторого пункта А, прошел 250 м по азимуту 102 градуса, потом 350 м по азимуту 183 градуса, затем еще 350 м по азимуту 325 градусов. По какому азимуту и сколько метров необходимо пройти отряду разведчиков, чтобы вернуться в пункт А? Сделать план в масштабе 1:2000”.
При изучении дробей в 5-х и 6-х классах буханку хлеба разрезаю на 8 частей. Одна часть лежит отдельно.
Задачи.
Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).
Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).
Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).
Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).
Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.
Из чего же состоял блокадный хлеб?
С начала 1941 г. хлеб выпекался из смеси (200-граммовый кусок блокадного хлеба):
Задача. Вычислите, сколько граммов составляет каждый компонент хлеба?
Пищевая целлюлоза – 20% Ячменная мука – 4% Жмых -4% Отруби – 4% Овсяная мука – 4% Соевая мука – 4% Солодовая мука – 14% Горох – 15% Картофель – 15% Вода – 16%
Отмечаю, что были и другие примеси и добавки, снижавшие питательность хлеба. За все месяцы блокады было выработано при выпечке хлеба около 16 тысяч тонн пищевой целлюлозы. Хлеб с целлюлозой был пышным, а на вкус как полынь.
Задача. Выполняя устный счет, по соответствующим буквам получается выражение “Хлеб – всему голова”.
Рассказываю учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. В ломте хлеба – нелегкий труд человека. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.
При изучении темы «Проценты» предлагаю решить задачи:
Ржаной хлеб содержит 3/250 жиров, 13/25 белков и 9/20 углеводов. Сколько белков, жиров и углеводов содержится в 5 кг хлеба?
Масса муки, затраченной на выпечку хлеба, составляет 75% от общей массы выпеченного хлеба. Сколько килограммов хлеба можно получить из 6 кг, 18 кг, 324 кг, 3 т муки?
Военно-патриотическое воспитание кадет предполагает развитие у них творческого мышления, что необходимо им в будущей жизни. Решение задачи исследования творческого мышления предполагает выделение совокупности индивидуальных особенностей мышления, формирующихся качеств ума, от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта переноса, применения этих знаний на практике. Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и, наконец, существенным влиянием на умственное развитие. Оно является решающим звеном в умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение к новым знаниям.









.