Статья Изучение профессиональной ориентации у старшеклассников с ДЦП
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №13VI вида
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С ДЦП
(статья)
Выполнила: воспитатель высшей квалификационной
категории Рыскулова З.И.
Уфа-2014
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками с ДЦП всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. В связи с изменяющимися социально-экономическими условиями очень сложно ориентироваться на рынке труда. Недостаточно перспективных предложений по трудоустройству не только для лиц с ОВЗ, но даже вполне здоровому населению.
Обучающиеся с ДЦП испытывают серьезные затруднения в процессе профессионального самоопределения в силу причин как объективного (связанных с наличием заболевания и его последствий, ограничивающих возможности человека), так и субъективного характера [24,36].Так, среди причин, обусловливающих неадекватность профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь указывается на неадекватность их представлений о соответствии [10] собственных возможностей состоянию здоровья (более 35% случаев); требований профессии имеющимся собственным возможностям (более 70%).
Выбор профессии нельзя рассматривать как одноразовое мероприятие, являющееся результатом проведения психологического обследования. Он предусматривает большую познавательную работу, изучение себя, в определенной степени переделки себя в соответствии с тем, что требует от человека профессии. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.В нашем школе - интернате № 13 VI вида подготовка детей с ДЦП к самостоятельной жизни и производственному труду является одной из самых важных задач. Наряду с трудовым воспитанием, в школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей.
Работа по социализации и профориентации детей осуществляется совместно с отделением профориентации и предпрофессиональной подготовки Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Специалистами Центра проводится компьютерная профориентационная диагностика и тестирование выпускников в мастерских отделения. Также в рамках учебно-воспитательного процесса состоялось посещение XIV специализированной выставки «Образование. Наука. Карьера. Уфа-2014». К налаженному сотрудничеству с учебными учреждениями города и республики по дальнейшему образованию лиц с ОВЗ (Башкирским институтом физической культуры, Салаватским колледжем образования и профессиональных технологий и др.) добавилось сотрудничество с Уфимским государственным университетом экономики и сервиса, который является базовым образовательным учреждением ВПО, обеспечивающим условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. В апреле специалисты университета провели профдиагностическое тестирование обучающихся 11-12 классов. Один обучающийся из 4 может быть зачислен в данный ВУЗ. Кроме того, через представителей данного образовательного учреждения мы сотрудничаем с благотворительным фондом «Поколение Ашан» в рамках социального проекта по пошиву школьной формы с коррекцией осанки. Присутствовали на показе моды для людей с инвалидностью. Участвовали в мастер-классе по монотипии (под эгидой Общероссийского общественного движения содействия духовному развитию населения).
В декабре 2013 года в соответствии с приказом Министерства образования и решением приемной комиссии ГБОУ НПО Профессиональный лицей № 13 им. А. Давлетова 10 девочек, обучающихся выпускных классов школы-интерната, были зачислены в состав обучающихся лицея по профессии «Оператор швейного оборудования» сроком на 10 месяцев и выплатой стипендии. С марта по май обучающиеся проходили производственную практику по швейному делу на производственном предприятии «Дружба» при Башкирской республиканской организации «Всероссийского общества инвалидов». Несмотря на то, что многие выпускники школы-интерната заканчивают профтехучилища, разные колледжи и ВУЗ-ы, они испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей;
- нежеланием большинства работодателей трудоустроить лиц с ОВЗ.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по профессиональному консультированию и исходя из практики можно предложить следующую схему решения задачи выбора для детей с ДЦП:
1) соориентироваться в мире современных профессий;
2)определить перечень профессий и специальностей, имеющих противопоказания к состоянию здоровья;
3) определить свои склонности и интересы;
4) выяснить потребность в интересующей профессии и перспективах ее развития в районе, где молодой человек живет и собирается работать;
5) определить путь и способы получения желаемой профессии.
6) соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Эффективность профориентационной работы заключается в комплексном подходе использования методов. При этом необходимо не навязывать ученику собственное мнение о тех или иных профессиях, а подготовить его психологически к осознанному выбору. Задача педагога - раскрыть и развить потенциал школьника, заставить его думать самостоятельно, формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Основная задача профориентации – подготовить учащихся к сознательному профессиональному самоопределению.
Следовательно, профориентационная работа в коррекционной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся. С целью выявления уровня профессиональной ориентации старшеклассников с ДЦП, и построения программы профориентационной работы нами был проведен констатирующий эксперимент. Контингент испытуемых - это учащиеся 9 «а» класса ГБОУ Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интернат №13 VI вида в количестве 6 человек, с основным диагнозом детский церебральный паралич.
Основными методами исследования являлось:
1.Анкета «Профориентация подростка» (для выявления есть ли у школьников профессиональный план – выбрана ли профессия, продуманы ли пути ее получения, что в ней их привлекает, из каких источников, от кого они получают информацию о будущей профессии)
2. Опросник ДДО Е.А. Климова (предназначен для определения интересов и склонностей человека).
3.Упражнение по профориентации "Основной мотив твоего выбора", (это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии).
4.Методика «Матрица выбора профессии» (можно определить предполагаемые профессии соответствующие интересам и склонностям респондента).
Анализ полученных данных по результатам анкетирования показал, что большинство (4 из 6) опрашиваемых обучающихся еще не определились с выбором профессии, а из тех, кто определился, мало знают о выбранной профессии и о том, где ее можно получить. Все опрошенные дети, включая и тех, кто не выбрал профессию, критерием причины выбора профессии указывают на возможность творчества, самостоятельности и высокой оплаты труда. Также мы видим, что все дети хотят получить помощь специалиста в выборе профессии и считают, что решающее влияние на выбор профессии может оказать собственное мнение.
При анализе результатов дифференциально-диагностического опросника (ДДО) мы видим, что все дети набрали от 3 до 6 баллов. А при результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени. Двое детей относятся к типу профессий человек-природа, у двоих интересы и склонности направлены к типу человек-художественный образ. И к типу профессий человек-техника и человек-человек относятся по одному воспитаннику.
По итогам анализа упражнения по профориентации: «Основной мотив твоего выбора профессии», мы видим, что 50% детей мотивом выбора указывают на заработок, один воспитанник (16,6 %) на возможность продолжать учебу со своими товарищами и для двоих обучающихся мотивом выбора стало возможность общаться с людьми.
Полученные нами данные в ходе констатирующего эксперимента говорят о необходимости проведения коррекционной работы. Нами была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование профессионального самоопределения у старшеклассников с ДЦП.
ЦЕЛЬ:
выяснить уровень знаний воспитанников о профессиях
помочь открыть старшеклассникам многообразие мира профессии
развивать умение работать самостоятельно и в группе
развивать умение планировать и оценивать свою деятельность
познакомить с классификацией профессий
обеспечить готовность выпускников к профессиональному самоопределению
помочь сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути;
Задачи:
выявление интересов, склонностей и способностей детей
развитие профессиональных интересов детей с ДЦП;
формирование профессионального самоопределения подростков с ДЦП;
повышение профессиональной грамотности у подростков, изучение классификатора профессий;
формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выбранной сфере деятельности;
Ожидаемые результаты:
У учащихся должны быть сформированы следующие знания и умения:
о видах профессий;
о медицинских и профессиональных требованиях;
об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;
о состоянии рынка труда;
уметь соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
умение составлять профессиограмму.
Программа предусматривает формы и методы работы, которые дают возможность старшеклассникам максимально проявлять свою активность в решении поставленных задач.
На занятиях используются различные методы работы:
Профессиональная диагностика; ролевые игры; упражнения на развитие тех или иных качеств; элементы арт-терапии и музыкальной терапии; составление профессиограмм; тренинги.
Занятия включают в себя индивидуальные, групповые и коллективные задания. Коллективные задания способствуют творческому общению, сплачивают детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены другими и вовремя исправлены.
Программа рассчитана на 3 месяца (февраль, март, апрель) и включает 12 занятий, по одному занятию в неделю. Все занятия объединены общим сюжетом. Профессиональная ориентация в обучении и воспитании школьников реализуется в ходе всего учебно-воспитательного процесса и должна помочь подросткам выбрать себе профессию с учетом как потребностей общества, региона, так и своих интересов и способностей.
Со старшеклассниками с ДЦП проводится цикл занятий по профориентации, включающих в себя:
1. Профессиональную диагностику. На данном этапе проводятся групповые занятия, в ходе которых учащимся предлагаются различные тесты и диагностические методики, призванные определить профессиональный тип личности, характерологические особенности личности, мотивы выбора ими той или иной профессии. Учащимся предлагаются следующие диагностические методики и тесты:
а) тест Д. Голланда по определению типа личности. Данный тест позволяет определить, к какому из 6 типов личности относится респондент: к реалистичному, к интеллектуальному, к социальному, к конвенциональному, предприимчивому или к артистическому типу. Респонденту предлагаются 42 пары профессий, в каждой из которых он должен выбрать наиболее предпочтительную. Далее по ключу к методике определяется тип личности респондента;
б) дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова. Е.А. Климов выделяет 5 типов профессий: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек – знаковая система, человек – художественный образ. ДДО позволяет определить, к какому из перечисленных типов относится респондент. Респонденту предлагается 20 пар видов деятельности, в каждой из которых он должен выбрать один из видов. Далее по ключу к методике определяется, к какому типу профессии респондент расположен более всего;
в) методика «Матрица выбора профессии». С помощью данной методики можно определить предполагаемые профессии соответствующие интересам и склонностям респондента. Респонденту предлагается 2 вопроса: «Какой объект деятельности тебя привлекает?» и «Какой вид деятельности тебя привлекает?». В каждом вопросе 10 вариантов ответа. Респонденту необходимо выбрать в каждом вопросе один вариант. Обработка и анализ результатов производятся с помощью таблицы, в которой на пересечении «сферы труда» и «вида труда» находятся профессии, соответствующие тем или иным сочетаниям. Профессии, находящиеся на пересечении выбранных респондентом сферы и вида труда являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого;
г) определение склонностей по методике Л.А. Йовайши; Методика направлена на определение типа склонностей к работе: с людьми, умственного характера, на производстве, склонность к эстетике и искусству, к подвижным видам деятельности, к планово-экономическим видам работ. Респондентам предлагается 30 вопросов с двумя вариантами ответа, необходимо выбрать наиболее предпочтительный. Обработка результатов: по ключу к методике подсчитываются баллы для каждого типа склонностей.
е) методика «Профориентационная анкета». Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Методика содержит 2 блока: «Я хочу» и «Я могу». В каждом блоке респондентам предлагается 7 миниблоков утверждений по 5 в каждом. Каждое утверждение надо оценить по 4-балльной системе (от 0 до 4). Обработка результатов: подсчитываются баллы по каждому миниблоку, и определяется, к какому типу профессий, разделенных по предмету труда и по характеру труда, наиболее расположен респондент;
2. Профессиональное просвещение. Данный этап включает в себя следующие составляющие:
а) профессиональная информация – учащимся предлагается информация о различных профессиях, требованиях, которые они предъявляют к человеку; изучаем новые профессии, а также перечень профессий, имеющих противопоказания к их здоровью, информация о состоянии рынка труда и потребности в кадрах; информация о средне-специальных и высших учебных заведениях, обучающих специалистов той или иной области профессиональной деятельности – какие есть, какой уровень образования необходимо иметь и какие экзамены необходимо сдавать для поступления в то или иное учреждение. Кроме того на данном этапе проводятся встречи с представителями различных профессий.
б) профессиональная агитация – проводится в форме групповых бесед, диспутов, различных профориентационных игр:
- игра «Пришельцы», цель которой – помочь подростку в осознании труда как человеческой и общественной ценности;
- игра «Остров», цель которой – знакомство с потребностями народного хозяйства в кадрах, с проблемой непрестижных профессий и осознание учащимися своей гражданской зрелости;
- игра «Три судьбы», цель которой – помочь учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей: труженика, лентяя, бездарности;
- активизирующий опросник «Сейчас и потом», цель которого – активизация профессионального самоопределения старшеклассников.
3. Тренинговые занятия. Целью данного этапа является более четкое определение предпочтительной профессии, расширение знаний учащихся о профессиях, информационная и психологическая подготовка их к вступительным экзаменам и прохождению собеседования при приеме на работу, осознание учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям, обучение учащихся аргументированному отстаиванию своего профессионального выбора перед родителями (товарищами, учителями т.д.), активизация планирования профессиональной и жизненной перспективы. Для реализации этой цели используется игровой метод. Проводятся такие методики, как:
- активизирующий опросник «Перекресток», цель которого – определения наиболее предпочтительных для учащихся предметов (сфер) труда и средств труда, а также определение наиболее привлекательного для учащихся уровня профессионального образования и уровня самостоятельности в труде;
- игра «Профессия на букву», цель которой – расширение у участников знаний о мире профессионального труда и актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;
- игра «Цепочка профессий», цель которой – развитие у учащихся умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности;
- игра «День из жизни…», цель которой – повысить уровень осознания учащимися типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста;
- игра «Ловушки-капканчики», цель которой – осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям;
- игра «Профконсультация», цель которой – планирование учащимися профессиональной и жизненной перспективы с помощью сверстников;
- игра «Защита профессии перед родителями», цель которой – научить учащихся аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (друзьями, учителями и т.д.);
- игра «Приемная комиссия» (или «Отдел кадров»), цель которой – знакомство с требованиями при приеме в учебные заведения или на работу, подготовка к прохождению собеседования.
- игра «Самая-самая», цель которой – повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда;
- активизирующий опросник «Будь готов!», цель – повысить у учащихся уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда;
- игровое упражнение «Подарок», цель которого – осознание учащимися специфических моментов и особенностей некоторых профессий;
4. Профессиональные консультации. Консультации проводятся индивидуально. В ходе консультирования учащимся оказывается помощь в выборе профессии, образовательного учреждения, предоставляется информация о показаниях и противопоказаниях к работе по той или иной профессии и способах и методах диагностики этих показаний. Также предоставляется информация о способах развития умений и навыков, необходимых для работы по выбранной специальности. Особое внимание уделяется вопросу причины выбора профессии.
В ходе консультации используются все вышеперечисленные методы. Прежде всего, проводится беседа с учащимся по интересующим его вопросам, учащемуся предоставляется вся необходимая информация. При необходимости проводится повторное тестирование. При консультировании используется и игровой метод.
Темы занятий: (для старшего звена ,9–10-е классы):
Классный час «В мире профессий».
Познавательная программа « Профессия и личность».
Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем».
Деловая игра «На пути к жизненному успеху».
Информационный час «Здоровье человека и выбор профессии».
Познай самого себя (тестирование).
Час размышлений «Учимся на чужих ошибках».
Экскурсии на производство.
Проблемный разговор «Думаем, выбирая специальность».
Беседа «Профессии будущего».
Круглый стол «Образование и профессия в современном мире».
Тематический обзор «На рынке профессий».
Данная программа может быть использована воспитателями, классными руководителями коррекционных школ при работе с подростками с ДЦП для развития профессионального самоопределения детей.
Список литературы:
1. Климов Е.А.: Психология профессионального самоопределения.- М.: Академия, 2010
2. Пряжникова Е.Ю.: Профориентация. М.: Академия, 2010
3. «Профориентационная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями». Методические рекомендации. - М.,2006.
4. Профессиональное и трудовое обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. // Материалы Всероссийской научно - практической конференции 27-29 ноября 2012 года. – Владимир: Собор,2012. – 152 с. 2.
5. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 384 с6. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н. С. Пряжников. М. 2002. С 21
7. И.Ю.ЛЕВЧЕНКО, О.Г.ПРИХОДЬКО Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.,2001г.
8. Закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
9. Стратегия государственной молодежной политики РФ до 2016 года от 18.12.2006 г.
10.Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27.09 1996г.