Рабочая программа учебного курса «Биология. Живой организм. 5 класс
Рабочая программа по биологии, 5 класс
Структура программы:
1.Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета
3. Место учебного курса « Биология» в учебном плане
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты.
5. Содержание учебного предмета
6. Календарно – тематическое планирование
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
9. Примерные контрольные и проверочные работы
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Биология. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (ФГОС).
Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. – М.: Просвещение. 2011.
Примерной программы по биологии к учебнику для 5-6 класса общеобразовательной школы классов «Линия СФЕРЫ» авторов: Сухорукова Л.H., Кучменко B.C (М.: Просвещение, 2011).
Учебник: Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова – М.: Просвещение, 2013. -143 с.
Главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Учитывая вышеизложенное, а также положение о том, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, в примерном тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. При этом для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности (познавательная, коммуникативная и т. д.).
Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры выпускников основной школы, их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.
Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы - на стадии их формирования.
Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.
Таким образом, в рабочей программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
Цели и задачи изучения предмета.
Обучающие цели:
Усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах; о строении жизнедеятельности и средообразующей роли растительных организмов;
Формирование у учащихся представления об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
Развитие знаний об основных методах биологической науки;
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений в растительном мире;
Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за растительными объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.
Развивающие цели:
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные цели:
Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;
Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
Развитие у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.
Общая характеристика учебного предмета
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
• формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективнымиреалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости
концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования,
проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно
обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
В 5 классе раздел «Живой организм » включает сведения о биологии как науке, взаимосвязи организмов и окружающей среды, разнообразии живых организмов, средах жизни, как источнике вещества и энергии, влиянии экологических факторов на организмы, приспособленности организмов к среде обитания, взаимодействии разных видов в экосистеме, круговороте веществ и превращении энергии, клеточном строении организмов, особенностях химического состава живых организмов, строении растительной, животной и бактериальной клеток.
Материал курса разделен на три главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием организмов, ролью биологии в практической деятельности человека, взаимосвязью организмов и окружающей среды.
Первая глава «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» знакомит учащихся с представителями различных царств живой природы, их многообразием и значением в природе и жизни человека, взаимосвязи организмов и окружающей среды, влиянием экологических факторов на организмы и приспособленностью организмов к среде обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества» школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами условиями, в которых они обитают.
Во второй главе «Клеточное строение живых организмов» учащиеся знакомятся с устройством увеличительных приборов, клеточным строением живых организмов, особенностями химического состава живых организмов, учатся сравнивать клетки растений и животных, находить черты сходства и различия, используя методы биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.
Третья глава «Ткани живых организмов» знакомит учащихся с особенностями строения тканей растений и животных в связи с их функциями. Учатся устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей живых организмов и формирование органов и в целом организма.
Место курса « Биология» в учебном плане
Рабочая программа линии УМК «Биология – Сферы» (5—9 классы) разработана в соответствии сБазисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе
изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения — 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Изменения внесённые в примерную программу:
Ориентация лабораторных работ на использование данных школы.
На тему «Основные свойства живых организмов» добавлен 1 час, на раздел
« Ткани живых организмов» добавлено 2 часа из резервного времени.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
В результате изучения курса «Биология. 5 класс» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.
Личностные результаты
учащиеся 5 класса должны:
Знать основные принципы отношения к живой природе;
Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.
Метапредметные результаты
учащиеся 5 класса должны:
овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
В познавательной сфере учащиеся 5 класса должны
Называть основные факторы, влияющие на жизнь растений.
Различать жизненные формы растений;
Знать строение и процесс деления клетки;
Различать растительные ткани и иметь представление о выполняемых ими функциях;
Знать строение семян, условия их прорастания; иметь представление о дыхании семян;
Объяснять строение и значение корня для растительного организма, различать типы корневых систем, выявлять видоизменения корней;
Различать части побега, знать внутреннее строение стебля, его значение для растения;
Знать строение листа, иметь представление о физиологических процессах, происходящих в нем;
Знать строение цветка, типы соцветий, способы опыления, процесс оплодотворения и образования семян и плодов у цветковых растений.
В ценностно-ориентационной сфере
Знать основные правила поведения в природе.
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности
Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке.
Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности
Освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии. Освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.
Содержание учебного предмета
Введение (3 часа)
Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм; морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно – историческое, практическое значение живых организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды – основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека.
Экскурсия № 1 «Осенние изменения в жизни растений».
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- формирование мотивации к познавательной деятельности, самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;
- развитие личностных представлений о целостности природы, организме как живой системе, его связи со средой обитания;
- приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе;
- формирование уважительного отношения к учёным- биологам, истории науки, биосферному образу жизни малых народов, торелантности, миролюбия.
Метапредметные:
- раскрытие значения изучения биологии для каждого человека, формирования научной картины мира, развития экологической культуры;
- ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, важность развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной видах деятельности;
- акцентирование внимания на необходимости сотрудничества в ходе выполнения совместной деятельности, важности самооценки и самоконтроля в учебном познании.
Предметные:
- познакомить с предметом изучения биологии, разнообразием биологических наук, закономерностями, проявляющимися на организменном уровне; условиями, необходимыми для жизни организмов; признаками, отличающими живые организмы от тел неживой природы;
- развивать представления об эстетическом, этическом, культурно- историческом, ресурсном, познавательном значении живой природы;
- учить наблюдать, описывать и объяснять осенние явления в жизни растений и животных;
- раскрывать роль биологических знаний в практической деятельности людей, решении проблем рационального природопользования.
I. Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12 часов)
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы. Многообразие грибов. Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Животные. Многообразие (типы, классы хордовых) животных. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособленность организмов к среде обитания. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействия различных видов в экосистеме (паразитизм, конкуренция, симбиоз, хищничество). Основные растительные сообщества. Круговорот веществ и превращение энергии.
Лабораторная работа №1« Разнообразие отделов растений»
Лабораторная работа №2 « Экологические группы наземных растений по отношению к воде»
Практическая работа № 1 «Влияние света на рост и развитие растений».
Контрольная работа№1 «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- формирование эмоционально- ценностного отношения к живой природе на уровне восприятия ценностных экологических установок и реагирования на ситуации негативного поведения человека в природе;
- развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования;
- вовлечение в экологическую или природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы.
Метапредметные:
- актуализация знаний, полученных в разделе « Окружающий мир» о физических, химических свойствах воды, воздуха, почвы; о морях, океанах, природных зонах;- формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать (описывать), сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи);- раскрытие значения экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой;
- дальнейшее ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельностью важности развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной видах деятельности;
- вовлечение в совместную деятельность, развитие способности к самооценке и самоконтролю в учебном познании.
Предметные:
- развитие первоначальных представлений о разнообразии живого мира, систематике и биологической классификации;
- ознакомление в доступной форме с понятиями экологии, раскрытие их значения для биологического познания;
- формирование предметных познавательных учебных действий (описывание и сравнение растительных и животных объектов, классификация растений и животных по царствам, отделам и типам, объяснение и прогнозирование влияния экологических факторов на организмы).
II . Клеточное строение живых организмов (9 часов)
Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент, Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Клетки растений. Строение животной и грибной клеток. Процесс деления клеток. Рост и развитие организмов. Многообразие клеток. Общие признаки одноклеточных организмов. Колониальные и многоклеточные организмы.
Лабораторная работа №3. «Устройство увеличительных приборов».
Лабораторная работа №4. « Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»
Лабораторная работа №5. «Состав клеток растений»
Практическая работа №2«Сходство и различия клеток растений, животных и грибов».
Лабораторная работа №6. « Строение клетки листа элодеи».
Лабораторная работа №7. «Строение животной клетки».
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- формирование мотивации к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;
- развитие личностных представлений о клеточном строении, клетке как единице жизни, её связи с внешней средой;
- приобщение к ценностям биологического познания, нормам науки как компонентам культуры;
- формирование познавательного интереса и чувства ответственности при работе с микрообъектами и увеличительными приборами.
Метапредметные:
- раскрытие значения изучения клеточного строения для развития биологии и естествознания в целом;
- ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности при выполнении лабораторных и практических работ, важности развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной деятельности;
- акцентирование внимания на необходимости работы с тетрадью- экзаменатором и тетрадью- тренажером на бумажных и электронных носителях для развития самооценки и самоконтроля в учебном познании.
Предметные:
- дать первое представление о клеточной теории, истории её развития, клетке как целостной живой системе, одноклеточных и многоклеточных организмах;
- систематизировать учебную информацию о разнообразии клеток на основе экологических идей: растения- производители органического вещества, животные- потребители, бактерии и грибы- разрушители;
- познакомить с увеличительными приборами и способами работы с ними;
- учить наблюдать микрообъекты и процессы, делать рисунки с микропрепаратов, фиксировать результаты наблюдений;
- учить связывать строение частей ( ядро, цитоплазма) и органоидов клетки с их функциями, сравнивать растительные, животные, грибные, бактериальные клетки, делать выводы о причинах их сходства и различий;
- формировать умение делать выводы о том, какой объект имеет более сложное строение, о единстве строения и состава клеток представителей разных царств живой природы, единстве живой природы.
III Ткани живых организмов (9 часов)
Клетки, ткани и органы растений. Покровная, механическая, основная, проводящая, образовательная, механическая ткани, их строение и функции. Строение животных. Общие признаки соединительной ткани животных, виды этой ткани. Кровь – особая соединительная ткань, ее функции. Внутренняя среда организма. Строение и функции мышечной ткани. Эпителиальная ткань животных, ее значение в жизни животных. Нервная ткань, ее значение и обеспечение целостности организма.
Лабораторная работа №8 «Строение покровной и синтезирующей ткани растений»
Лабораторная работа №9 «Строение соединительных тканей животных»
Лабораторная работа №10 «Строение мышечных и нервной тканей животных»
Контрольная работа №2 «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов».
Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни растений родного края».
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- формирование мотивации к познавательной деятельности на основе дальнейшего формирования учебных действий, связанных с микроскопической техникой, работой с электронным приложением;
- стимулирование к самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории обучения;
- развитие личностных представлений о системности природы, клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме;
- приобщение к ценностям биологической науки, правилам поведения в кабинете биологии, обращение с микроскопической техникой и лабораторным оборудованием.
Метапредметные:
- формирование универсальных учебных действий, связанных с отбором учебной информации из различных источников, её анализом и оценкой;
- развитие способности аргументировать и отстаивать своё мнение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов в процессе групповой работы на уроках, лабораторных занятиях;
- развитие внимания, памяти, способности к наблюдению, воображению, выбору рациональных способов решения познавательных задач;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
- дельнейшее формирование способности наблюдать и оформлять результаты наблюдений.
Предметные:
- систематизация учебной информации о разнообразии тканей на основе экологических идей: растения – производители органического вещества, животные – потребители, бактерии и грибы – разрушители;
- описание (анализ) растительных и животных тканей; распознавание тканей на микропрепаратах и рисунков учебника, электронного приложения, их сравнение, формулирование выводов о связи строения тканей с их функциями;
- применение знаний о растительных и животных тканях в повседневной жизни, объяснение причин восстановления тканей при их повреждении, прогнозирование последствий повреждения коры деревьев животными и человеком.
В 5 классе планируется провести:
Количество лабораторных и практических работ
Количество
лабораторных работ Количество
экскурсий Количество контрольных работ Количество практических работ
10 2 2 2
Темы проектов:
1.Осенние изменения в жизни растений.
2. Весенние явления в жизни растений.
Темы исследований:
1. Влияние света на рост и развитие растений
2. Сходство и различия строения клеток растений, животных и грибов.
3. Покровная ткань ветки липы.
4. Наличие запасающей ткани в клубнях картофеля.
Основные типы учебных занятий:
Уроки деятельностной направленности:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки развивающего контроля.
Нетрадиционные формы уроков:
Урок – практикум;
Урок – игра;
Урок – исследование;
Лекции-дискуссии;
Урок – творчество;
Основным типом урока является комбинированный.
Для достижения целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
Информационно-коммуникационные технологии;
Технологии проблемного обучения;
Игровые технологии;
Исследовательская технология обучения;
Здоровьесберегающие технологии и др.
Календарно-тематическое планирование для 5 А класса
№ урока Наименование раздела и тем Количество часов на тему урока Основные виды учебной деятельности (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) Сроки проведения урока Примечание
Раздел 1.
Живой организм
Введение 3 1 Биология-наука о живых организмах 1 П: Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека. Описывать основные направления биологии и пути их развития
Р: Определять предмет изучения биологии
К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 1 неделя сентября 2 Условия необходимые для жизни организмов. 1 П: Называть условия .необходимые для жизни организмов. Приводить примеры влияния окружающей среды на человека. Давать определение литосферы, атмосферы, гидросферы. Объяснять значение озонового слоя экрана, магнитного поля земли для жизни в биосфере.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности 2 неделя
сентября 3 Экскурсия№1«Осенние явления в жизни растений родного края»
1
П: Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада.
П: Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии « Осенние явления в жизни родного края».
К: Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Р: соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Л. Бережное отношение к природе 3 неделя сентября 2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни 12 4 Признаки живых организмов. Царства живой природы.
1 П: Называть царства живой природы, признаки характеризующие представителей царств. Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы. Описывать роль представителей разных царств в биосфере.
К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. 4 неделя сентября 5 Деление царств на группы.
Лабораторная работа №1
« Разнообразие отделов растений»
1 П: называть типы животных, отделы растений. Приводить примеры и сравнивать представителей разных отделов и типов. Сравнивать представителей разных групп растений и животных.
К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Р: умение работать в группе, в паре 5 неделя сентября 6 Среда обитания. Экологические факторы. 1 П: Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы. 1 неделя
октября 7 Вода как среда жизни организмов. 1 .П: Называть основные абиотические факторы водной среды обитания. Приводить примеры обитателей водной среды. Наблюдать за водными организмами. Объяснять возможные причины гибели живых организмов водоёмов
Р: Выполнять лабораторную работу. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К: Фиксировать результаты наблюдений делать выводы.
Л: Выделять особенности строения организмов обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений) 2 неделя октября 8 Наземно-воздушная среда жизни.
Лабораторная работа №2
« Экологические группы наземных растений по отношению к воде»
1 П: Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно- воздушной среде. Приводить примеры обитателей наземно- воздушной среды. Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно- воздушной среды. Сравнивать особенности водной и наземно- воздушной сред обитания, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги.
К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно 3 неделя октября 9 Свет в жизни растений и животных.
Практическая работа № 1
«Влияние света на рост и развитие растений». 1 П: Приводить примеры растений и животных, по разному приспособленных к световому режиму. наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений. Устанавливать взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям.
К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. 4 неделя октября 10 Почва как среда жизни. 1 П: Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве. Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова. Выявлять Связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв.
К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 1 неделя ноября 11 Организменная среда жизни. 1 П: Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий.
Выделять существенные особенности организменной среды. Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания.
К: применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания. 2 неделя ноября 12 Сообщество живых организмов.
Роль растений в сообществе
1 П: Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания. Объяснять ведущую роль растений в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных.
К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа 3 неделя ноября 13 Роль животных, грибов и бактерий в сообществе.
1 П: Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапрофитов, симбионтов) пищевых цепей. Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях. Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере.
К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 4 неделя ноября 14 Отношения организмов в сообществе. 1 П: Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе. Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями. Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества.
К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 1 неделя декабря 15 Обобщение по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни».
Контрольная работа№1 1 П: Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы.
Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни. Обосновывать роль бактерий, грибов, животных и растений в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе.
К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. 2 неделя декабря 3. Клеточное строение живых организмов 9 16 Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.
1 П: Называть увеличительные приборы, ученых внесших вклад в изучение клеточного строения. Формулировать положения клеточной теории.
К: Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов.
Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
3 неделя декабря 17 Работа с лупой и микроскопом.
Лабораторная работа№3. «Устройство увеличительных приборов».
Лабораторная работа№4
« Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» 1 П: Называть части лупы и микроскопа. Применять приобретенные знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы
К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Р: Описывать этапы и правила работы с микроскопом. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б 4 неделя декабря 18 Состав и строение клеток.
Лабораторная работа№5. «Состав клеток растений»
1 П:Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Приводить примеры белков, углеводов, жиров. Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма.
К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б 1 неделя января 19 Строение клеток бактерий. 1 П: Называть компоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки отсутствие оформленного ядра. Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека.
К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 2 неделя января 20 Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы.
Практическая работа № 2 «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов». 1 . П: Называть органоиды клеток эукариот. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия.
К: Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы.Умение отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах.
Р: : Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно 3 неделя января 21 Строение клетки.
Лабораторная работа№6
« Строение клетки листа элодеи».
1 П: Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы.
К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б 1 неделя февраля 22 Образование новых клеток. 1 П: Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки.
К: Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма. Умение работать в составе творческих групп.
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. 2 неделя февраля 23 Одноклеточные организмы.
Лабораторная работа№7
«Строение животной клетки».
1 П: Определять общие черты одноклеточных организмов. Приводить примеры одноклеточных организмов. Устанавливать признаки различия между одноклеточными растениями, животными, грибами.
К: Применять практические умения в процессе лабораторной работы. Умение работать в составе творческих групп.
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б 3 неделя февраля 24 Колониальные и многоклеточные организмы 1 П: Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы
Р: Умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу. 4 неделя февраля 4. Ткани живых организмов 9 25 Покровные ткани растений
и животных. 1 П: Распознавать покровные ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных.
К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Р: Умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу. 1 неделя марта 26 Строение покровной ткани листа.
Лабораторная работа №8
« Строение покровной и синтезирующей ткани растений» 1 П: Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью. Устанавливать взаимосвязь строение клеток покровной ткани листа с их функциями. Применять умение работать с микроскопом. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.
К: Умение отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах.
Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б 2 неделя марта 27 Механические и проводящие
ткани растений. 1 П: Приводить примеры механических и проводящих тканей растений. Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно- воздушной среде, между их строением и функциями.
К: Умение работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 3неделя марта 28 Основные и образовательные ткани растений. 1 П: Называть и описывать основные образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями..К: Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 1 неделя апреля 29 Соединительные ткани животных.
Лабораторная работа №9
« Строение соединительных тканей животных» 1 П: Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строений и функций тканей. Определять разные виды тканей на микропрепаратах. Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма.
К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б 2 неделя апреля 30 Мышечная и нервная ткани животных.
Лабораторная работа №10
« Строение мышечных и нервной тканей животных» 1 П: Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Устанавливать зависимость строение тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы.
К: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б 3 неделя апреля 31 Контрольно- обобщающий урок 1 П: Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей. Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. Определять клетки и ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации. Классифицировать клетки и ткани.
К: Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп. 4 неделя апреля 32 Обобщение потемам: «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». 1 П: Выявлять особенности химического состава живых организмов. Называть органоиды клеток. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями. Описывать природные сообщества своей местности. Устанавливать черты приспособленности организмов к обитанию в различных средах.
К: Умение слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
1 неделя
мая 33 Весенние явления в жизни
растений родного края. Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни
растений родного края». 1 П: Называть и определять самые распространенные и редкие виды растений своей местности. Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы. Приводить примеры воздействия человека на природу. Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ.
К: Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.
Р: Оформлять результаты наблюдений. Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Л. Бережное отношение к природе 2 неделя
мая 34 Обобщение и систематизация знаний по темам. «Клеточное строение живых организмов», «Ткани живых организмов» 1 П: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы.
К: Умение слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
3 неделя
мая 35. Задания на лето 1 4 неделя
мая Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
- формирование мотивации к познавательной деятельности на основе дальнейшего формирования учебных действий, связанных с микроскопической техникой, работой с электронным приложением;
- стимулирование к самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории обучения;
- развитие личностных представлений о системности природы, клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме;
- приобщение к ценностям биологической науки, правилам поведения в кабинете биологии, обращение с микроскопической техникой и лабораторным оборудованием.
Метапредметные:
- формирование универсальных учебных действий, связанных с отбором учебной информации из различных источников, её анализом и оценкой;
- развитие способности аргументировать и отстаивать своё мнение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов в процессе групповой работы на уроках, лабораторных занятиях;
- развитие внимания, памяти, способности к наблюдению, воображению, выбору рациональных способов решения познавательных задач;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
- дельнейшее формирование способности наблюдать и оформлять результаты наблюдений.
Предметные:
- систематизация учебной информации о разнообразии тканей на основе экологических идей: растения – производители органического вещества, животные – потребители, бактерии и грибы – разрушители;
- описание (анализ) растительных и животных тканей; распознавание тканей на микропрепаратах и рисунков учебника, электронного приложения, их сравнение, формулирование выводов о связи строения тканей с их функциями;
- применение знаний о растительных и животных тканях в повседневной жизни, объяснение причин восстановления тканей при их повреждении, прогнозирование последствий повреждения коры деревьев животными и человеком.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Используемый учебно-методический комплекс:
1. Сухорукова Л.H., Кучменко B.C. Биология. Живой организм. 5-6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013
2. «Биология. Живой организм». 5-6 класс. Электронное
приложение к учебнику.
3. Поурочные методические рекомендации. Биология . Живой организм. 5-6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений Сухорукова Л.H., Кучменко B.C. . М.: Просвещение, 2012
4.А. Томанова, В.И. Сивоглазов «Биология. Живой организм».
6 класс. Методическое пособие
5. Н.И. Сонин, В.И. Кириленкова «Биология. Живой организм».
6. 6 класс. Дидактические карточки-задания
2. Технические средства обучения:
1. Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, электронные учебники, выход в Интернет, картотека с заданиями.
2. Учебно-лабораторное оборудование кабинета биологии
№ п/пОборудование.
1. Комплект микропрепаратов. Ботаника I.
2. Комплект микропрепаратов. Ботаника II.
3. Комплект микропрепаратов. Зоология
4. Комплект микропрепаратов. Анатомия.
5. Школьный гербарий. «Сельскохозяйственные растения»
6. Школьный гербарий. «Основные группы растений. Грибы. Лишайники».
7. Школьная коллекция. Раковины моллюсков.
8. Школьная коллекция. Палеонтологическая.
9. Школьное пособие. Коллекция «Семена и плоды».
10. Коллекция «Голосеменные растения».
11. Набор муляжей овощей.
12. Набор муляжей и фруктов.
14. Коллекция муляжей грибов
15. Коллекция портретов ученых-биологов
3.Натуральные объекты:
Комнатные растения
Влажные препараты
4.Демонстрационные пособия
Набор таблиц, коллекций, гербариев, влажных препаратов
5.Натуральный фонд
Аквариум, комнатные растения.
3. Электронные ресурсы:
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/school-collection.edu.ru/.
nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.
bio.1september.ru;
Сайт интернет поддержки УМК «Сферы»: www.spheres.ru Оснащение кабинета.
Примерные контрольные и проверочные работы
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные,
- групповые,
- индивидуально- групповые, - фронтальные.
Форма промежуточной аттестации – тестирование, отчеты по лабораторным, исследовательским, проектным работам.
Итоговой аттестацией является – итоговое тестирование.
Система контроля и оценки знаний учащихся разрабатывается на основе ФГОС.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:
включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);
взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах;
содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;
публичная защита творческих работ, экспериментальных исследований и проектов.
Контрольная работа №1
1.Значительные перепады температуры характерны для :а) почвенной среды
б) водной среды
в) наземно-воздушной среды
г) организма другого животного
2.В водной среде животные приспособились к недостатку
а) тепла б) кислорода
в) влаги г) азота
3.Большое количество видов грибов, бактерий, насекомых обитают в
а) водной среде
б) в организме другого животного
в) в наземно-воздушной среде
г) в почвенной среде
4. В степях и пустынях животные и растения приспособились к недостатку:
а) тепла б) кислорода
в) влаги г) света
5. Водные растения не обитают на большой глубине, так как там недостаточно
а) тепла б) кислорода
в) влаги г) света
6. У многих животных, обитающих в почве плохо развиты органы:
а) зрения б) обоняния
в) осязания г) слуха
7. Верны ли следующие утверждения?
А. Все живые организмы многоклеточны.
Б. Растения образуют питательные вещества, используя энергию света.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения
8. Главной особенностью водной среды обитания является: а) достаточное количество воды и избыток света; б) достаточное количество воды и нехватка света;
в) нехватка воды и избыток света; г) нехватка воды и нехватка света.
9. Главной особенностью наземно-воздушной среды обитания является: а) достаточность кислорода и недостаток влаги; б) недостаток кислорода и избыток влаги; в) недостаток кислорода и влаги; г) достаточность кислорода и избыток влаги.
10. Для дыхания в водной среде животные чаще всего используют:
а) трахеи; б) жабры;
в) легкие г) ) кожу и трахеи
11. Для дыхания в наземно-воздушной среде животные чаще всего используют:
а) кожу; б) жабры;
в) жабры и кожу. г) легкие
Контрольная работа №2
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:
А1. Биология-это наука
О звёздах
О веществах
О живой природе
О земле, её форме и строении
А2. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был
Н.Коперник3) Р.Гук
К.Птолемей4) А.Левенгук
А3. Клеточное строение имеют:
Все природные тела
Только растения
Только животные
Все живые существа
А4. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название
Разглядывание
Измерение
Наблюдение
Экспериментирование
А5. Ч.Дарвин
Открыл кровообращение
Создал учение о строении Вселенной
Объяснил происхождение видов растений и животных
Начал изучать наследственность
А6. Учение о биосфере создал
К.Линней
В.Вернадский
Ч.Дарвин
Ж.А.Фабр
А 7. Какие из этих организмов относятся к царству растений?
Жук
Гриб – боровик
Дуб
Окунь
А 8. Какие организмы самостоятельно создают питательные вещества из неорганических?
Животные
Растения
Бактерии
Грибы
А 9. К обитателям почвы относится:
Заяц
Белка
Крот
Лиса
А 10. К естественным природным сообществам относится:
Парк
Луг
Поле
Сад
Задания уровня ВВ 1. Установите соответствие между организмами и науками, которые их изучают.
ОРГАНИЗМЫНАУКИ
А) берёза 1) ботаника
Б) зяблик 2) зоология
В) яблоня
А Б В Г Д Е
Г) бабочка
Д) корова
Е) дуб
В 2. Установите соответствие между организмом и средой обитания.
ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
А) Карась 1) ВоднаяБ) Белка 2) Почвенная
В) Дождевой червь 3) Наземно- воздушнаяГ) Эвглена зеленая
А Б В Г Д Е
Д) Ласточка
Е) Береза