Презентация по обществознанию на тему Философские вопросы естественных гуманитарных и технических наук
* Философские вопросы естественных гуманитарных и технических наук * Тема: Концептуальная история науки 1. Природа научного знания. 2. Генезис и эволюция науки.3. Научное и ненаучное знание. Проблема демаркации. * Наука и философия Наука и религия Наука и искусствоНаука и обыденное познание * Наука и философия общее рациональность категориальный аппарат системность и теоретичность знания * Наука и философия различия наука исключает все субъективное из результатов познания философия изучает мир глазами человека и вместе с человеком * Хосе Ортега-и-Гассет 1883-1955 Два типа истины:научная - точна, но не достаточна,философская - достаточна, но не точна * НаукаФилософия объективность субъективность * НаукаФилософия Истина - соответствие знаний объекту Истина - соответствие замысла и дела идеалу * НаукаФилософия частное познание, результаты науки требуют эмпирической проверки изучает мир в целом * Научное мышление теоретично. Теория формируется как отражение объекта, как мысль о предмете. Философия рефлексивна, мышление осуществляется от мысли к мысли. * Наука и религия Разум Вера * Наука религия объективностьбеспристрастность кумулятивность универсальность вера догматизм * Наука религия предметный мир Символическийинтелигибельный (сверхчувственный, сверхъестественный) мир * ИскусствоНаука Создание особой реальностиДуховное моделирование мира. Эмоции.Субъективность.Символизм. Реальность Обезличенность * Даже если научный закон носит имя ученого или ученых, открывших его, например Гей-Люссака и Бойли-Мариотта, то мы, по замечанию К. Свасьяна, не знаем, «сколько их: двое, трое, может все четверо». * Наука Обыденное познание фрагменты реальности не включенные в практику объекты включенные в практику, бытовая жизнь * Наука – научный метод! * ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НАУКИ УниверсальностьОбщезначимостьСистематичностьПреемственностьДостоверностьРациональность фрагментарностьОбезличенностьНезавершенностьКритичностьВнеморальностьЧувственность * наука теоретическое знание об объекте, особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. * Наука как Форма знанияФорма деятельностиСоциальный институт * Философия науки раздел философии, где предметом философской рефлексии служит наука во всей полноте проявлений, т.е. как теория и метод, как система знаний, как социальный институт, как деятельность и т.д. * Генезис и эволюция науки * Способы познавательного отношения к миру созерцательный деятельностный диалоговый * созерцательная эпистемология познание понимается как отражение (копирование) объекта субъектом(ОС) * деятельностная эпистемология Процесс познания трактуется как деятельность, в которой субъект сначала конструирует теоретическую модель и затем проецирует ее на сферу объекта(С О) * Диалоговая эпистемология Познание предстает как коммуникативный процесс, в котором смыслы не предзаданы, а формируются в акте взаимодействия, в диалоге. * Античность. Созерцательная эпистемология * П. П. Гайденко «Эволюция понятия науки» научные программы Античности: демокритовскаяплатоновская аристотелевская * научная программа Демокрита нацелена на объяснение физического мира, на поиск механических причин изменчивости * Научная программа Платона Наука – фундамент государственной жизни. С помощью зрения мы воспринимаем внешнюю видимость, с помощью разума постигаем внутреннюю сущность. Первое дает нам мнение, второе - знание * Научная программа Аристотеля Задача науки в том, чтобы найти правильную интерпретацию того, что мы воспринимаем в чувствах. * Средние века Тип научного знания«доктрина схоластики». Не знает эксперимента Природа трактуется как текст, знание о природе - это расшифровка текста символизм- всякая вещь, будучи сотворенной, олицетворяет скрытую за собой фундаментальную сущность телеологизм - все существует по помыслу Бога, для исполнения заранее уготованных целей. * Научная программа Нового времени РационализмСциентизмМеханистический материализм * Историки науки выделяют в научном континууме эпистему грековдоктрину схоластов науку Нового временисовременную науку * аспекты формирования науки Нового времени объект классической наукисубъект познавательной деятельности метод научного познания * Античность - ориентация человека на порядок природы Средние века – ориентация человека на Божественный порядок Новое время - основания рационализации в самом себе * Экспериментальный метод и формирование новой рациональности * Творцами научного метода были Н. КоперникГ. Галилей Ф. Бэкон Р. Декарт Т. ГоббсИ. Кеплер * Н. Коперник «Гелиоцентризм это начало нового мировоззрения, в котором человек смотрит с «позиций Господа Бога»» * Принцип движения в физике Аристотеля и в физике Галилея - Ньютона
* Френсис Бэкон (1551-1626) Родоначальник эмпиризма«Новый Органон»«Новая Атлантида» * Учение об идолах Ф. Бэкона четыре типа идей, ограничивающих мышлениеидолы родаидолы пещерыидолы площади идолы театра * Научное и ненаучное знание Проблема демаркации * позитивизм ( лат. Positivus – положительный Познавательно-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания.Философское направление фундированное означенной установкой.3 этапа: Первый позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Д. Миля; Второй - физический позитивизм (махизм, энергетизм) Авенариус, Мах;третий логический позитивизм - Куайн, Поппер, Айдукевич, Карнап. * постпозитивизм смягчение исходного радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки Т.Кун И. Лакатос С. Тулмин П. Фейерабенд) * Центральная проблема позитивизма формулируется в виде проблемы демаркации: как отличить науку от других форм духовной деятельности: философии, религии, искусства и т.д. * логический позитивизм, 20-е годы ХХ века. Представители: Р. Карнап, Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, А. Тарский,К. Поппер. * Верификация логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы (или научного утверждения) на основе их соответствия эмпирическим данным или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным. * Полная обоснованность и достоверность в науке недостижимы * фальсификация научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям. * Имре Локатос понятие «научно исследовательской программы» - это ряд или последовательность теорий, непрерывно связанных друг с другом. Исследовательская программа имеет твердое ядро, вспомогательные гипотезы, которые образуют «защитное поле» вокруг ядра программы. * Пол Фейерабенд «концепция методологического анархизма»