Конспект урока по истории России на тему Северная война (7 класс)
УРОК ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ.
ТЕМА: Северная война.
ЦЕЛИ:
-познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;
- познакомить с разновидностью схемы «кластер»;
- оценить значение победы в Северной войне для России;
- развивать умение анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи;
- продолжить формировать умения работать с литературой;
- воспитывать патриотизм.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа, колонки, карты, раздаточный материал.
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент. (1 мин)
Актуализация знаний. (4 мин)
Изучение нового материала (15 мин):
А) цели войны- объяснение учителем
Б) нарвская конфузия- работа с учебником
В) реформа армии- работа в парах
Г) причины успеха под Полтавой- работа с историческими документами
Д) итоги войны- работа по карте
4. Первичное закрепление. (5 мин)
5. Рефлексия (4 мин)
6. Итог (1мин)
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, члены жюри. Урок истории проведу я. Зовут меня Михаил Александрович.
2. Актуализация знаний.
- (слайд 1) Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взял слова выдающегося советского физика Сергея Петровича Капицы «НУЖНО УМЕТЬ СЛЫШАТЬ В НАСТОЯЩЕМ СЛАБЫЕ СИГНАЛЫ БУДУЩЕГО». К этой фразе мы еще вернемся в ходе уроке и попытаемся найти ответ на вопрос: что же Сергей Петрович хотел этим сказать.
- История- наука, которая позволяет нам в настоящем видеть уроки прошлого, сделать выводы на будущее.
- Россия сегодня. Что мы можем сказать о нашей стране?
- (2 слайд) Используя «облако тегов», дайте характеристику современной России.( ответы детей)
- Запомним эти характеристики. Несмотря на то, что время идет, и прогресс не стоит на месте, любое государство современности решает те же вопросы, что и в прошлом. Наша страна не исключение.
-(звучит фрагмент музыки «Марш Лейб- гвардии Преображенского полка» автор и композитор неизвестны, на ее фоне учитель читает отрывок из. А.С. Пушкина)
Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы.
Сквозь огонь окопов рвутся шведы;
Волнуясь конница летит,
Пехота движется за нею
И тяжкой твёрдостью своею
Её стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там;
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамён,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлён
- О чем сегодня пойдет речь? Тема урока: Северная война.
- История всегда преподносит нам уроки. Исходя из темы, сформулируйте цели урока: значение Северной войны для России.
- Работая на уроке, будем заполнять графическую схему- кластер, которая лежит у вас на столе.
3. Новый материал.
- Из курса географии вы знаете, что одной из характеристик, указывающей на выгодность географического положения, является выход к морю. Почему?
( торговля, морские пути)
- В 16 веке был ли выход к морям Атлантики у России? (нет)
- Предпринимались ли какие- нибудь действия для решения этой проблемы?
Уточняющие вопросы: вспомните правление Ивана IV, Федора Ивановича.
- (слайд 3). Посмотрите на карту. Удобным местом для ведения торговли для европейских стран являлось Балтийское море, которое с востока полностью контролировалось Швецией. И даже в исторических документах это море в тот период времени называют «шведское озеро».
- Как вы считаете, устраивала ли такая ситуация всех соседей Швеции? (нет) Почему? (нет торговли, выход в Атлантику и т.п.)
- Вы помните, что Великое посольство лично возглавляемое Петром одной из главных задач своей деятельности ставило нахождение союзников в войне с Турцией. Однако здесь миссия потерпела неудачу. Но Петру удалось создать коалицию государств в составе Дании, Саксонии, Польши и России, направленную против Швеции.
- (слайд 4) Целью этой коалиции со стороны России стало возвращение территорий потерянных во время Ливонской войны и Смутного времени: Ингрии, что закрыло России выход к Балтийскому морю. Эта война получила название – Северной и была самой длительной в истории России. (в кластере дети отмечают цели Северной войны)
Б) Работа с учебником.
- Была ли Россия готова к войне?
- Прочитайте информацию в рабочих листах № 1 и ответьте на этот вопрос.
( Россия к войне не была готова, т.к русская армия находилась в стадии реорганизации; войска не умели воевать по правилам линейной тактики, вести разведку, были слабо вооружены; артиллерия была устаревшей и многокалиберной (на тот период в артиллерии существовало более 25 различных калибров, что во многом затрудняло снабжение артиллерии боеприпасами) и самое главное русская армия не имела своего национального командного состава, на всех основных командных должностях находились иностранные офицеры)
- Что бы вы предприняли, чтобы преодолеть последствия поражения?
( создали армию, вооружили и т.п.)
В) Самостоятельная работа в парах.
- Петр I поступил так же. Он провел реформу в армии. Прочитайте информацию на рабочих листах №2 и заполните самостоятельно раздел кластера «Создание армии». Работайте в парах, обменивайтесь мнением.
- В чем заключалась реформа армии?
- Если в войну Россия вступила не имея современного оружия на тот период времени, с иностранными военноначальниками, то после поражения под Нарвой и реорагнизации армии численность российской ее насчитывала 113 тыс. чел, совершенствуется оружие: при обновлении артиллерии сокращается количество калибров, их становится только 12. За короткий срок по приказу Петра I было отлито 300 новых орудий, причём часть орудий была изготовлена из изъятых в казну и переплавленных церковных колоколов. Тогда как Шведская армия, приняв участие в сражениях в Саксонии и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], была истощена, утомлена. Цели, которые ставил Карл XII себе и своей армии были нереальные и недостижимые, при имеющихся в распоряжении шведов силах.
- Именно с такими силами обе армии встретились в решающем сухопутном сражении под Полтавой. Оправившиеся русские войска стали одерживать одну победу за другой.
- Как вы считает, только военная реформа позволила достичь положительного исхода в Северной войне? (нет)
Г) работа с историческими документами
- Прочитайте выдержки из исторических документов в рабочих листах №3. Что же еще способствовало победе русской армии?
- 30 июня ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] деморализованная шведская армия была окружена войсками под командованием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и капитулировала. На берегах Днепра у Переволочны русскому 9-тысячному отряду в плен сдались 16 947 деморализованных вражеских солдат и офицеров во главе с генералом Левенгауптом. Всего же в результате Полтавской битвы Швеция потеряла более 9000 человек убитыми и 18000 пленными, потери России составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Трофеями победителей стали 28 орудий, 127 знамён и штандартов и вся королевская казна. Испытанная в походах по Северной Европе королевская армия Швеции перестала существовать.Карл XII укрылся в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где старался убедить султана [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] начать войну против [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Д) работа с картой раб. лист№4
- В 1712[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] заметно активизируется создание флота на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], начало которому было положено сразу после основания [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в 1703г. В 1713 году русские начали финскую кампанию, в которой большую роль впервые стал играть русский флот.
- Найдите на карте и назовите основные морские битвы Северной войны, в которых победу одержал молодой российский флот.
- ( слайд 6) По итогам войны к России были присоединены [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Ижора), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Лифляндия ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и южная часть [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (до [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Российское влияние прочно утвердилось и в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
( работа с весами).
-Итоги войны неоднозначны и оцениваются по-разному. Назовите их.
(выход к морю, торговля, морская держава, Россия- империя, статус страны).
-Какие отрицательные черты можем выделить. (много людей погибло, финансовые затраты, демографический кризис.)
- Что видим на весах?
4. Первичное закрепление.
- (слайд7) В начале урока мы дали характеристику современной России. Сейчас мы назвали итоги Северной войны. Посмотрите на слайд, какой математический знак и где можно поставить? Почему?
- Вернемся к высказыванию Капицы «НУЖНО УМЕТЬ СЛЫШАТЬ В НАСТОЯЩЕМ СЛАБЫЕ СИГНАЛЫ БУДУЩЕГО». Как вы его понимаете?
5. Рефлексия
-Заполните таблицу «бортовой журнал» в конце вашего листа.
Найди и исправь ошибки
Я узнал
Я не понял
Северная война началась из-за торговых претензий России к Швеции. Главным сражением стала Полтавская битва в 1710 году, в которой русская армия численно задавила шведов. Война закончилась победой России и выходом ее к южным торговым путям.
6. Итог.
- Спасибо за урок. Если кого заинтересовала эта тема или будут вопросы по другим темам пишите мне. Адрес сайта указа в ваших рабочих листах.