Конспект урока по истории Северная война (7 класс)
Конспект урока по истории «Северная война»
Каликова Дамира ИльтаровнаУчитель истории
МБОУ СОШ № 6 г. Салехард
Сот.тел.: 89822647555
e-mail: damira_n@yahoo.com
Аннотация: Образовательная программа по истории составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного) общего образования на базовом уровне. Представленный урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", изучаемый в 7 классе. Конспект составлен с использованием УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г., «История России. конец XVI-XVIII век. 7 кл: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011 г. Разработка урока составлена с использованием информационной технологии
Технологическая карта урока.
Предмет, класс: История России 7 класс
Учитель: Каликова Дамира ИльтаровнаТема урока: Северная война.
Место и роль урока в изучаемой теме: Представленный урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века". Продолжает знакомство с преобразованиями Петра I. Материал урока рассчитан на семиклассников.
Цель урока:
Познакомить с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны;
Охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны;
Проследить, как развиваются события в поэме «Полтава» Пушкина.
Раскрыть замысел и значение поэмы «Полтава» А.С. Пушкина и с помощью картины, созданной автором, ярче представить ту историческую эпоху, которую она воссоздает.
Оценить значение победы в Северной войне для России.
Задачи урока:
Обучающие: познакомить с основными событиями Северной войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ, активизировать познавательную активность учащихся.Развивающие: продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с литературой, выяснить какие средства художественной изобразительности использует А.С. Пушкин, чтобы нарисовать картину Полтавского боя.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету и чувств патриотизма, гордости за свою Родину.
Универсальные учебные действия:
Личностные: участие в коллективном обсуждении. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отличать известное от неизвестного в специально созданной ситуации учителем.
Познавательные: установление причинно-следственных связей. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Построение логической цепочки рассуждений.
Планируемые результаты:
Знать: основные события Северной войны
Уметь: соотносить причины события и его итоги
Личностные: воспитывать чувство гордости за свою Родину
Основные понятия: Северная война, Рекрут, Император.
Межпредметные связи: Связь с литературой, изобразительным искусством.
Актуальность использования средств ИКТ: Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: Компьютер, мультимедийная презентация, интерактивная доска.
Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.
Формы урока: беседа, лекция,
Технология: информационная.
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний учащихся
Сегодня мы с вами познакомимся с одной из важнейших страниц истории XVIII века. Именно это событие открывало век и стало началом новой жизни России. Речь пойдет о Северной войне. Ребята, русская литература и история, тесно связанные между собой предметы. Изучая литературу, вы уже не раз обращали внимание на то, что русские писатели и поэты очень живо откликаются на ключевые моменты в отечественной истории, они анализируют исторические события, представляют свое видение проблем Российского государства, характеризуют исторические личности. Зачастую они не претендуют на достоверность приведенных фактов, но тем не менее многие художественные произведения могут служить настоящим историческим источником, при изучении того или иного события, поэтому сегодня мы проводим несколько необычный урок, объединив историю и литературу.
Сегодня мы узнаем с вами, что явилось предпосылками войны, какие задачи стояли перед Россией, рассмотрим этапы войны, узнаем важные события каждого из них и завершим свою работу подведением итогов Северной войны. (Слайд 1). Но для начала давайте вспомним основные события, которые предшествовали этой войне. (Слайд 2).
В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи – какие?
– Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую? (Выход в Черное море)
– Что было сделано для её решения? (Азовские походы 1695, 1696 гг.)
– Когда и как закончилась эта война?
– Вспомните дальнейшее действие Петра I. (Великое посольство)
– Его итоги?
– Каковы были причины войны России со Швецией?
II. Изучение нового материала
1. Начало войны. Сражение под Нарвой
– Абсолютно верно, после поездки сформировался «Северный союз», в который вошли Россия, Дания, Саксония (Слайд 3).
– Действительно, всех союзников связывало Балтийское море, а также недовольство агрессивной политикой Швеции.
Рассматривая военные события, давайте определим, какая из двух стран была наиболее подготовленной? Швеция была страной передового военного искусства. Её армия насчитывала 150 тыс. человек, но это была регулярная армия с отличным вооружением, богатым опытом военных действий и считалась лучшей в Европе. Шведский военный флот насчитывал 42 линейных корабля и 12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек, а также Швеция имела сильно развитую промышленность. Россия имела армию численностью в 200 тыс. человек.
Какая это была армия, нам расскажет …
2. Выступление учащегося с сообщением о состоянии русской армии.
Темой моего исследования стала русская армия конца XVII – первой четверти XVIII века.
Армия, которую унаследовал Петр, была сложной и несколько разнородной по составу сил: кроме казаков, башкир, она состояла из трех различных элементов. Самой старой и теперь наименее полезной из них была конница (дворянское ополчение), вербуемая по долгу перед отечеством из землевладельцев (помещиков). С 1550-х годов эта служба была укреплена стрельцами, но они стали только не надежны, о чем свидетельствовали стрелецкие бунты. Наконец, имелись полки «нового строя», организованные на манер западноевропейских сил и руководимые преимущественно иностранными офицерами, доверие к которым было небольшим. Первый шаг к превращению России в великую державу был предпринят ещё в конце 1699 года. Петр издал приказ относительно набора на военную службу в крупном масштабе из добровольцев и рекрутов-крестьян (рекрутской повинности подлежат все сословия и все классы населения; срок службы – пожизненный), а также о формировании из них новых полков. Добровольцы должны были получать удивительно высокую плату – 11 рублей в год вместе с пособием на продовольствие. Выполнить до конца эти изменения Петру Первому перед войной не удалось, но Северная война заставит коренным образом изменить армию. К этому можно добавить ещё то, что Россия имела недостаточное количество вооружения (в основном зарубежного производства), слабую боеготовность, сюда можно также добавить отсутствие современного военно-морского флота, слабую промышленную базу.
Учитель: Так была ли Россия готова к войне со Швецией? Несмотря на это, Петр I объявляет войну Швеции, которая началась в августе 1700 года. В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов.
3. Первый этап войны (1700-1701)
Военная слабость и несогласованность в действиях союзников привели к их крупным неудачам в начале войны.
При активном содействии англо-голландского флота, Карл XII, шведский король, высадился у Копенгагена, столицы Дании и заставил датского короля выйти из войны. В это время русские войска осадила Нарву (35 тыс. солдат, 145 орудий против 12 тыс. шведов). Осада затянулась до осени. 19 ноября Карл XII, перебросив свои войска, внезапно атаковал русских. (Слайд 4) Слабая выучка дворянской конницы и недавно сформированной пехоты, а также измена иностранных офицеров привели к поражению русских войск. И только мужество, и стойкость двух гвардейских полков – Семеновского и Преображенского – не дали превратить сражение в простое избиение бегущих людей. Итоги: русская армия разбита, офицеры сдались в плен, артиллерия потеряна. Так закончился этот этап для Дании и России.
Вот что Петр сказал о поражении под Нарвой (Слайд 5): «Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать»
– Чем Петр объясняет поражение русских войск под Нарвой?
– Считал ли он это поражение окончательным?
– Какие выводы были сделаны?
4. Новые преобразования Петра
Второй этап – 1701-1706. До вторжения в Россию Карл II решил вывести из войны польского короля Августа II. Тем более, он считал русских неспособными на серьезное сопротивление. Карл XII, начав войну с Польшей, по словам Петра Первого, увяз в ней до 1706 года, тем самым дал передышку России. Петр I, правильно оценив обстановку, начинает заново создавать армию (регулярную, за счет рекрутских наборов), создает заново артиллерию (даже за счет церковных колоколов), развертывает строительство флота и стремится занять прочные позиции в Прибалтике. Армия под командованием Б. П. Шереметьева продолжала воевать в Прибалтике, где оставались незначительные силы шведов.
Первые победы не заставили себя ждать. В июне 1701 года отряд русских лодок под командованием офицера Животовского посадил на мель и захватил в плен 5 фрегатов и 2 яхты шведов. Декабрь 1701 года взят Эрестфер (Шереметьев получил высший орден Святого Андрея Первозданного и чин фельдмаршала).В октябре 1702 года взят Нотебург (бывшая русская крепость Орешек) (Слайд 6). Петр I сам командовал штурмом и после победы писал:
«Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен» –переименован в Шлиссельбург – «ключ-город»
В мае 1703 года русские вышли к устью Невы и после осады овладели крепостью Ниеншанц (Слайд 7). Случилось это 1 мая, а 16 мая Петром I был заложен Санкт-Петербург. (Слайд 8)
А.С. Пушкин «Медный всадник»:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу проложить окно,
Ногою твердой стать при море.
Затем были Дерпт (июнь 1704 года) и Нарва (июнь 1704 года), та самая Нарва, которая стала первой неудачей в войне. Падение Нарвы очень обрадовала царя: «Нарву, которая четыре года нарывала, ныне, слава Богу, прорвало».
Действительно после действий в Прибалтике русские практически выполнили свои первоначальные задачи – вышли к Балтийскому морю и захватили все земли, утраченные в XVII веке. Так закончился второй этап войны.
Усвоив уроки «нарвской конфузии» Петр провел реорганизацию армии.
О том каковы были новые преобразования Петра нам расскажет … ученик. (Слайды 9-11)
5. Образы Петра I и Карла XII
Попробуем увидеть личность Петра I глазами поэтов (Слайд 12)
Образ Петра создан приемами собственно языковыми — структурой фраз, синтаксисом, течением стиха. В портрете Петра — короткие трехсловные: «Его глаза // Сияют (слова «глаза» и «сияют» особенно выделены, подчёркнуты с помощью переноса слов). «Лик его ужасен», двухсловные: «Движенья быстры» — и даже однословные: «Идет» — фразы, столь же стремительные, как все в облике Петра, сменяющие одна другую; динамические глаголы: конь под Петром «мчится», сам он «промчался пред полками», «птенцы гнезда Петрова за ним вослед неслись толпой». Все это сообщает особую стремительность и течению стиха.
Описание Карла дано пространно, что соответствует душевной смятенности, нерешительности шведского короля. (Слайд 13). Сподвижники Карла не несутся, а идут за ним. Все это связано с «головными» образами: конь — качалка. В связи с этим и противопоставление Петра на «верном коне» (всадник и конь — традиционная символика царя и народа) Карлу «в качалке», несомой его «верными слугами», приобретает своего рода символический характер. Захватчику Карлу, окруженному всего лишь его слугами противостоит Петр, ставший на защиту родины вместе со всем народом, со всей страной. Противопоставление это полностью основано на историческом факте. Раненного в ногу Карла действительно во время боя носили на носилках, причем последние назывались «качалкой» — слово, в данном случае особенно подчеркивавшее нетвердость, шаткость положения шведского короля в самый решающий момент. Исход боя как бы уже предопределен. Оно сразу показывает, за кем должна быть победа.
Люди разных культур, темпераментов, менталитета, Карл и Петр были одновременно удивительно схожи. Но эта схожесть особого свойства — в непохожести на других государей.
Английский дипломат Томас Вентворт и француз Обри де ля Мотрэ оставили описания «готского героя». Карл в них статен и высок, «нокрайне неопрятен и неряшлив». Черты лица тонкие. Волосы светлые и сальные и, кажется, не каждый день встречаются с гребнем. Шляпа смята. Мундир рейтарский, только сукно лучшего качества. Сапоги высокие, со шпорами. В итоге все, кто не знал короля в лицо, принимали его за рейтарского офицера, причем не самого высокого чина.
Петр был столь же невзыскателен в одежде. Носил платье и башмаки подолгу, иногда до дыр. На прием к королю Петр явился в скромном сюртуке из толстого серого баракана (род материи), без галстука, манжет и кружев. «Экстравагантность» московского гостя так потрясла Версаль, что на время вошла в моду. Разумеется, при необходимости Петр представал перед подданными во всем блеске царского величия. Так, на церемонии коронования Екатерины I царь появился в кафтане, расписанном серебром. Правда, при этом государь, не любивший лишних расходов, не удосужился сменить свои стоптанные башмаки. В таком виде он и возложил на коленопреклоненную Екатерину корону, обошедшуюся казне в сколько десятков тысяч рублей.
- Как изображено появление Петра перед войсками?
С Петром в поэме связаны ассоциации дня, солнечного света. Но ужасен он для тех, кто посягнул на захват родины, на независимость страны и народа. Недаром это не мешает поэту тут же сказать о Петре, что он «прекрасен», и сравнить его образ с очистительной Божией грозой.
- Каким предстает Карл?
Карл XII — слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.
- На что указывает контраст в изображении полководцев?
Контраст в изображении полководцев указывает на предопределенность исхода баталии.
6. Полтавская битва
Начинается третий этап – 1708-1709
24 сентября 1706 года Карл XII заключил сепаратный мирный договор с Августом II, посадив на польский престол Станислава Лещинского, тем самым обеспечил себе надежный тыл и выступил походом на Россию.
В январе 1708 года 45-тысячная армия двинулась на Москву. По плану, составленному Петром I, русская армия должна была уклоняться от решительных сражений и изматывать шведов. Но одна жаркая стычка произошла близ деревни Раевка. В схватке участвовали отряд русских драгун и шведский кавалерийский полк. Шведы понесли большие потери, а под Карлом XII была убита лошадь, и он чуть не попал в плен. После сражения наступление на Москву прекратилось, а шведский король повернул на Украину, где ожидал получить от 30 до 50 тысяч человек, обещанных гетманом Мазепой, изменившим русскому царю. Но в этот момент произошло событие, имевшее роковые для шведов последствия. (Слайд 14).
Битва при Лесной, произошедшая 28 сентября 1708 года, в которой Петр I с отрядом в 12 тысяч человек разбил корпус генерала Левенгаупта (16 тысяч человек), лишила шведов значительных материальных ресурсов и отрезала их от баз в Прибалтике. А боевой дух русских солдат, наоборот, возрос, не случайно Петр I назвал сражение у Лесной «матерью Полтавской баталии».
План шведского короля – достигнуть Москвы через Смоленск – был сорван искусной обороной русских войск, действующих при поддержке населения. Шведские войска оторвались от своих баз и шли по опустошенной земле. Крестьяне зарывали хлеб в ямы, уводили скот, а сами уходили в леса. Дальнейший путь по прямой дороге на Москву по "оголоженной" местности грозил шведской армии гибелью. Карл XII повернул армию, следуя на Украину. Весной 1709 г. Карл XII, находясь со своей армией на Украине, решил возобновить наступление на Москву через Харьков и Белгород. Силы его армии значительно уменьшились и составляли 35 тыс. человек. Стремясь создать выгодные предпосылки для наступления, Карл решает быстро овладеть Полтавой, расположенной на правом берегу Ворсклы. Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат, кроме того, были вооружены 2500 жителей. Героическая оборона Полтавы под руководством полковника Келина имела большое стратегическое значение, так как приковала к Полтаве шведские силы на три месяца (апрель – июнь) и дала возможность русской армии выиграть время для подготовки к генеральному сражению. Немногочисленный гарнизон Полтавы отбил около 20 штурмов, нанося значительные потери противнику.
В июне Петр I прибыл в армию, которая располагалась неподалеку от Полтавы и решил дать шведам генеральное сражение. Вечером 25 июня русская армия перешла ближе к Полтаве, к оврагу севернее деревни Яковцы, находившейся в 5 км от Полтавы, и устроила здесь укрепленный лагерь. На открытом пространстве (до 1,5 км), окруженном лесом, было построено шесть редутов в линию и четыре редута перпендикулярно линии первых шести, из них два редута не были полностью закончены. В битве участвовало со стороны русских до 42 тыс. человек, располагавших 72 орудиями, со стороны шведов – до 30 тыс. человек. */*Русская конница состояла из 23 драгунских полков и 1 эскадрона.
Итак, 27 июня 1709 г. началась Полтавская битва. (Слайд 15).
А.С.Пушкин написал поэму «Полтава» в 1828 году. Работая над ней, поэт обращался как к официальным историческим источникам, так и к преданиям, народным думам и песням. (Слайд 16).
Пушкин в своем произведении «Полтава» так описал бой– стихотворение читает ученица …(Слайд 17).
И грянул бой, Полтавской бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят. Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Учитель (продолжает): В девятом часу утра русская и шведская армии пошли на сближение и после непродолжительного залпового ружейного огня бросились врукопашную. (Слайд 18). Правое крыло шведских войск, при котором находился Карл XII, потеснило новгородский батальон, прорвав русскую линию почти у самого центра. В это время Петр I лично повел в бой батальон новгородцев, который стремительным броском смял прорвавшихся шведов, закрыв образовавшийся прорыв.*/ Ожесточенный рукопашный бой шел по всему фронту. Между тем русская конница, ведя успешно бой, охватывала фланги шведов, угрожая их тылу. Шведы дрогнули, начали отступать и через некоторое время обратились в паническое бегство к Будищенскому лесу. К 11 часам утра после почти двухчасовой главной баталии шведы были разгромлены. (Слайд 19).
Более 15 тыс. человек во главе с Левенгауптом без боя сложили оружие, Карл XII вместе с изменником гетманом Мазепой и небольшой охраной в ночь на 30 июня переправился через Днепр и бежал в Турцию. Шведский король потерял всю свою армию. На поле боя осталось 9234 убитых; взято в плен вместе со сдавшимися полками Левенгаупта 19 тыс. человек, в том числе весь генералитет и более тысячи офицеров. Русская армия потеряла 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Сложно переоценить значение Полтавской Победы, которая подтвердила факт рождения и укрепления нового, молодого Российского государства. Полтавская Победа коренным образом изменила ход войны и европейской политики.
Знаменитый французский мыслитель Вольтер впоследствии так сказал об этой победе русского оружия: «Из всех сражений, обагрявших когда-либо кровью землю, это единственное, которое... послужило к счастью людей, потому что даровало царю свободу благоустраивать огромную часть света. Ни одна война, бывшая между нынешними народами, не искупила хотя бы малым добром причиненное ею зло, а следствием Полтавского сражения было шествие наипространнейшей империи».
7. Сражения на море
Создав военно-морской флот, русские уже располагали гребным и парусным флотом, Россия стала способной противостоять шведам на море. (Слайд 21). Но меняется международная обстановка. После окончания войны за Испанское наследство (в 1713-1714 гг.) усилилось вмешательство великих держав в ход войны. Отозвав своего посла из России, Великобритания снарядила эскадру в помощь шведскому флоту и пыталась принудить Данию к заключению сепаратного мира со Швецией Но не только действия дипломатии приносили успехи России. Это были и победы на море.
Самыми крупными из них стали Гангутское (27 июля 1714 г.)
Бой при Гангуте Петр назвал морской Полтавой. (Слайд 22):
– Пётр боясь столкновения со шведами решил перетянуть корабли в самом узком месте полуострова.
– Шведы двинулись навстречу, но ветер стих и они остановились.
– Пётр обошёл шведов и обогнув полуостров воссоединил эскадру.
А когда русские заняли Аландские острова в Балтийском море, угроза нависла над самой Швецией.
– Как вы думаете, что мог предпринять в этих условиях Карл XII?
Карл XII пытался исправить положение, но безуспешно и в 1718 году начались мирные переговоры, прекратившиеся с гибелью Карла XII. Пришедшая к власти Ульрика Элеонора, сестра Карла, и её муж, заручившись поддержкой Англии, продолжили войну. Ни распад антишведской коалиции ,ни угроза нападения британского флота, не помешали Петру I. Как доказательство этому служит Гренгамское сражение (27 июля 1720 г.) (Cлайд 23), в котором на глазах британцев русские галеры под командованием М. М. Голицына вступили в бой с превосходящими силами противника и выиграли.
Начавшись на суше, Северная война завершилась на море.
8. Ништадтский мир
Не надеясь больше на свои возможности (Cлайд 24), шведы возобновили переговоры, и 30 августа 1721 года был заключен Ништадский мирный договор, по которому к России отходили Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с Выборгом; к Швеции отходила Финляндия, а Россия выплачивала 2 млн. рублей за полученные земли.
9. Значение Северной войны трудно переоценить (Cлайд 25). Именно она дала России выход в Балтийское море и позволила встать в разряд мировых держав, став великой морской страной. Созданы условия для морской торговли с Европой.(Cлайд 26).
В октябре 1721 года Петр I принял титул императора, а Россия провозглашена империей.
– А как вы думаете, могла ли война закончиться быстрее?
– Что помогло России выиграть, несмотря на первые проигрыши и распад Северного союза?
– Остались ли ещё нерешенные внешнеполитические задачи?
IV. Закрепление
А узнать, как вы запомнили события войны, нам помогут слайды с вопросами. (Слайды 27).
V. Обобщение
Вот и закончился славный период нашей истории, но это было только начало великих дел великого человека.
VI. Домашнее задание (Cлайд 28)
Параграф 14
2.Написать сочинение «Северная война глазами её участников» (по выбору).
VII. Подведение итогов урока