Реферат «Ветераны войны… Вы Российской державы солдаты!»
МОУ «Задорская основная общеобразовательная школа
Сонковского района тверской области»
Реферат
«Ветераны войны
Вы Российской державы солдаты!»
Номинация «Живая память»
Выполнила: ученица 6 класса
Пастухова Алиса
Руководитель: Ведова А.В.
2015 год
Оглавление
Введение..2
1.Довоенный период (1923-1941)..3
2. Военная служба (1941-1947)4
Заключение. ..7
Список использованной литературы. ...8
Цель реферата: увековечивание памяти защитников Великой Отечественной войны.
Задачи:
Сохранить живую связь поколений.
Донести до будущих поколений правду о Великой Отечественной войне
Вызвать интерес у учащихся школы к изучению истории своей школы и ее выпускников
Приобщить молодёжь к сохранению исторической памяти
Формировать у подрастающего поколения чувство национальной гордости и уважения к историческому наследию страны.
Введение.
В нашем музее Боевой Славы хранятся Красные папки, каждая из которых содержит рассказ о нашем земляке-участнике Великой Отечественной Войны.
Еще несколько лет назад на торжественный митинг, посвященный Дню Победы, собиралось несколько ветеранов, теперь же из живых остался только один.
Два года назад ушел из жизни замечательный человек - Комин Василий Иванович. Мое знакомство с ним произошло в музее. Я увидела похвальный лист об окончании школы учеником 7 класса Задорской школы Коминым Василием. А рядом лежали его воспоминания. Захотелось прочитать их и заглянуть в прошлое.
Василий Иванович и впрямь являлся живой памятью. Знакомство с ним учащихся школы произошло почти случайно. В 2006 году наша школа отмечала 110-летие. К этому событию коллектив школы готовился 2 года. Штудировались архивы, поднимались старые газеты, писались письма выпускникам, искались фотографии выпускников. Буквально за несколько дней до праздника и всплыло имя Василия Ивановича, который проживал в районном центре. Василий Иванович Комин – выпускник нашей школы 1937 года – конечно же, откликнулся на приглашение приехать на 110- летие школы. Он подарил школе книги из своей библиотеки, он подарил бесценную фотографию 1937 года, он подарил свои воспоминания, которым действительно нет цены. Благодаря этим воспоминаниям мы имеем представление о том, какой была наша школа в 30-годы. С какой теплотой и сердечностью вспоминает Василий Иванович всех учителей – он помнил их всех, называл по имени- отчеству, он так ярко описывал события довоенной поры, что казалось, что они произошли всего лишь пару лет назад. Благодаря его воспоминаниям, мы имеем представление о том, как развивались события на Востоке страны, какая велась работа по борьбе с Японией.
С каждым годом ветеранов становится все меньше, стирается людская память. Мы не должны допустить возможности исковеркать подлинные события войны. И в этом нам помогут и воспоминания ветеранов, и их письма, и их фотографии. К большому сожалению, архив военных фотографий Василия Ивановича сгорел в 1965 году, и нет возможности их воспроизвести. Хочется, чтобы как можно больше людей знало своих героев, помнило о них, рассказывало своим детям, чтобы у псевдоисториков не было возможности объявить победителем в войне Соединенные Штаты, объявить освободителями Освенцима только Украину, умалить роль Советского Союза в этой войне.
Итак
2
Выпускнику Задорской школы,
участнику Великой Отечественной войны
Комину Василию Ивановичу
посвящается.
Довоенный период
(1923-1941 годы)
Василий Иванович Комин родился в деревне Новоселье 26 февраля 1923 года. С 1 го сентября 1930 года поступил на обучение в Задорскую школу.
Здание школы, в котором мы учимся сейчас, было построено в 1975 году, а когда – то этих зданий было несколько – часть в деревне Задорье и часть в деревне Горка. В далекие 30-е годы школа работала в 2 смены. Ученики боготворили своих учителей - Званцеву Антонину Ивановну, Парамонова Ивана Михайловича. Помимо уроков эти учителя вели большую просветительскую работу, ходили по деревням, выступали с театральными постановками в сельских клубах.
Учиться было нелегко – не хватало учебников, дороги порой размывало дождями так, что приходилось добираться только на лошадях, но желание учиться было таким сильным, что все эти преграды не рассматривались всерьез.
В июне 1937 года школа была закончена. В свидетельстве об окончании школы только 2 четверки - по геометрии и немецкому языку. Василий Иванович решает поступать в Бежецкое педагогическое училище, но не успевает оформить все документы и поступает в 8 класс Сонковской школы, а через год – снова в педучилище, но сразу на 2 курс.
В своих воспоминаниях Василий Иванович с теплотой и безмерным уважением относится к преподавателям училища, помня их всех по имени-отчеству.
Помимо предметов в училище ребята занимались спортом, велась с ними и военная подготовка. Они учили уставы, материальную часть винтовки, ручного пулемета, гранатомета. Раз в месяц выезжали на стрельбы на полигон.
Летом 1940 года педучилище было окончено, ребята разъезжались по новым местам работы, некоторые получили направление в Казахстан и на Алтай, а Василию Ивановичу как студенту, успешно закончившему учебу, было предложено поступить в только что открытый Бежецкий учительский институт на филологический факультет, что он и сделал.
Надо сказать, что обстановка к этому времени в мире накалилась сильно. Германия под началом Гитлера стала все больше и больше вмешиваться в дела других стран. В связи с этим в институте усилились занятия по военной подготовке, студенты побывали на артиллерийском полигоне, познакомились с артиллерийскими установками, в институт поступали материалы о немецком оружии, все эти материалы тщательно изучались.
Из воспоминаний Комина Василия Ивановича:
«1 июня 1941 года, в субботу, мы сдали экзамен по истории СССР и всей группой отправились гулять по городу (Бежецку). Примерно в 2 часа дня зашли в кафе, которое находилось на улице Карла Маркса, рядом со зданием горкома ВКП(б).В кафе мы случайно оказались свидетелями некоторой драматической сцены, связанной с задержанием незнакомых людей. А дело было так: в кафе одна из официанток подошла к столику, где сидели трое молодых людей в гражданской одежде, и спросила, что бы они заказали. Мы сначала не обращали внимания на разговоры за этим столиком, но потом стали прислушиваться, так как эти люди говорили тихо, почти шепотом, мы не разбирали, о чем они говорят. Один из этих людей, взяв меню, зачем-то достал свой бумажник (кошелек), где хранились деньги.
3
И вот здесь официантка заметила рейх-с марки с портретом Гитлера. Она сделала вид, что ничего не заметила, заявив, что через 15-
20 минут их заказ будет выполнен. Она ушла на кухню, оттуда связалась с горкомом партии, заявила, что в нашем кафе сидят трое молодых подозрительных людей. И рассказала, что заметила. Через 20 минут заказ молодых людей был выполнен. Когда ничего не подозревавшие эти трое приступили к еде, за их спинами встала группа военных, но тоже в гражданской одежде, чтобы не вспугнуть незнакомцев раньше времени. У одного из них мы заметили в руках револьвер, но воспользоваться им не пришлось, их тут же арестовали. Они даже и не сопротивлялись. Оказалось, из этих троих двое были немцы, третий - завербованный немцами русский, в прошлом из зажиточной семьи. Мы сначала не поняли ситуации, случившейся в кафе, но потом нам обо всем этом рассказали студенты – бежечане, учившиеся вместе с нами. Оказалось, что эта группа готовила диверсию на заводе «Бежецк-сельмаш».
На другой день рано утром мы провожали домой группу учащихся педучилища. На железнодорожном вокзале собралось много народу, обсуждали вчерашнее событие в кафе. После проводов мы пошли в город, почтив 8 часов утра. В это время в городе на фонарных столбах висели репродукторы (черные тарелки), из которых лилась веселая музыка на всю улицу Карла Маркса. Примерно к 12 часам дня мы услышали выступление по радио Министра иностранных дел (в то время Народного Комиссара) В.М.Молотова, который заявил, что на Советский Союз напала фашистская Германия, ночью бомбили Киев, Минск, Севастополь, другие города страны. Мы поняли, что началась война с немцами».
2. Военная служба
(1941-1947 годы)
Из Бежецка Василий Иванович вернулся домой, но всего лишь на несколько дней, так как затем пришла повестка из райисполкома, в которой велено было отправляться на оборонные работы. Василий Иванович вместе с другими сонковчанами был отправлен на станцию Оленино. Здесь их ждала тяжелейшая работа, связанная с копкой противотанковых рвов. Грунт был тяжелейший, нормы не подъемные, но постепенно все втягивались в работу, понимая, что от этого результата зависит многое.
12 сентября 1941 года Василий Иванович получил повестку на военную службу. Их долго везли в Гороховец, потом в Ильино, и лишь там объявили, что отправляют не на запад, а на восток, на границу с Манчжурией. Пока ехали до Свердловска, поезд постоянно бомбили. Солдаты накидали на вагоны снега, чтобы сверху было не так заметно, к счастью, ни один снаряд в поезд не попал, а после Свердловска бомбежки прекратились.
В середине ноября эшелон достиг озера Байкал, и в течение двух часов бойцы наблюдали всю красоту озера, равного которому в мире нет. Потом пошли забайкальские туннели, поезд порой извивался так, что передние вагоны шли напротив задних, в другую сторону. В начале декабря 1941 года эшелон прибыл в город Спасск -Дальний, именно здесь находилась школа младших командиров, в которую и был определен Василий Иванович. В январе весь состав школы перевели в Хабаровское пехотное училище для подготовки офицеров. В училище занятия шли по 6-8 часов, изучалось современное оружие. Василий Иванович был назначен политинформатором и ежедневно проводил занятия с бойцами. В феврале 1942 года весь курс был переброшен на станцию Раздольное, где учения продолжались. Вскоре курсантская бригада была преобразована в отдельную стрелковую бригаду, получив номер 247. Бригада входила в состав 17 стрелкового корпуса, 25-ой армии.
4
Весь остаток 1942 года ушел на дальнейшее повышение военной выучки.
Из воспоминаний Комина Василия Ивановича:
«Осенью 1942 года я был переведен из 2 го батальона в разведроту, расположенную в деревне Улитиха, что в 15 км от границы. В разведроте много внимания уделялось тактической подготовке, взаимодействию разведчиков в лагере противника. Командир роты старший лейтенант Зеленский требовал использовать на занятиях знания рельефа местности, правил маскировки, бесшумного подхода к противнику. Примерно через месяц мне пришлось участвовать в переходе через границу. Первый раз было, конечно, страшновато, много неясного. Для отправки через границу в разведку специально отбирали группы с крепким здоровьем и тех, кто хорошо владеет оружием. Наши разведчики были среднего роста, достаточно хорошо знающие окружающую местность, умеющие четко стрелять, владеющие приемами рукопашного боя. Лично я не курил, здоровье было в норме, рост небольшой. Но попал я в группу, видимо потому, что хорошо стрелял и прекрасно знал местность. Был такой случай, о котором я до сих пор помню. Это было в ночь на 7-е ноября 1942 года, когда немцы на советско-германском фронте застряли в Сталинграде, а японцы готовились вступить в войну против Советского Союза, если падет Сталинград. Об этом мы достаточно хорошо знали. Вот эту ночь мы и использовали. А задание командования было такое: достать «языка», да не простого, а офицера высокого ранга, который не мог не знать планы японского командования о вступлении в войну против СССР, когда именно и на каком направлении. Задание сложное, к нему мы готовились почти неделю. Наши умельцы изготовили несколько пар плетеных лыж. Ночью с 6-го на 7-е ноября одно из отделений нашей роты сделало по ту сторону границы такие лыжные следы, давая понять японцам, что якобы через границу прошла большая группа людей, мы же перешли границу в другом месте, где ни разу не ходили. Местность была заросшая мелким кустарником, чем мы и воспользовались. Перед этим наши наблюдатели днем засекли два пункта, в которых собирались мелкими группами японские солдаты. Вот к ним мы и хотели подойти. Выход был назначен в 2 часа ночи уже 7-го ноября. Японцы думали, что в эту ночь никто к ним не придет, что русские будут отмечать праздник Октября. Однако в 12 часов ночи наша группа в 8 человек вышла из казармы, за 2 часа мы покрыли расстояние в 11 километров, перешли границу. И тут неожиданно нарвались на японский патруль из 3-х человек. От неожиданности обе стороны растерялись, но только на миг. Нас было больше. Наш ефрейтор бросился на первого японца, мы за ним. Их связали и отправили с конвоем к нам в тыл. Нас осталось 5 человек. В этой быстрой схватке получил ранение в руку один из наших разведчиков, хороший парень, он и стал конвойным с двумя другими солдатами. Мы быстро подошли к первому пункту. Это был ДЗОТ, причем, хорошо оборудованный. Залегли сзади. Были мы в маскировочных халатах, да и автоматы были покрашены в белый цвет. Все время следили за японцами. Было холодно. Японцы проверяли свои посты, через определенное время их меняли. Мы засекли одного офицера, который то входил внутрь ДЗОТа, то выходил оттуда. Было темно, звание его разглядеть не удавалось. Но по тому, как он вел себя с остальными, ефрейтор определил, что это не меньше, чем командир роты или батальона. Решили его брать. Мы опасались того, что этот японец больше не выйдет наружу, и придется и его, и других брать внутри ДЗОТа.
А это был все же большой риск, мы ведь не знали, сколько японцев внутри, но все же на риск пошли. Внезапность иногда выручает в схватке, и мы ею воспользовались. Японский офицер наружу больше не выходил. Один из наших разведчиков постучал в дверь – никто не вышел. Постучал еще раз – снова никого. Что делать? Тогда по команде мы ворвались внутрь ДЗОТа и закричали, да так, что японцы страшно перепугались.
5
Здесь сказалась оперативность наших разведчиков: один из наших сразу кинулся к телефону и рации ( нас еще раньше об этом предупреждали), чтобы японцы не смогли дать сигнал выше. Быстро связали всех, кто там находился (7 человек), вывели на улицу. Дали понять, чтобы они молчали, иначе будут убиты. С перепугу японцы ничего не произносили, видимо, были в шоке. Мы сразу же двинулись в обратный путь. И вот тут произошло непредвиденное: японцы опомнились и стали громко кричать, ночью их крики разносились далеко. Мы были еще на японской территории, поэтому ускорили шаг. Когда до границы осталось метров 500. услышали стрельбу, которая велась по нам, но ночь была темная, поэтому стрельба вреда нам не нанесла. Пленных сдали в штаб бригады, там уже ждали. Оказалось, что среди пленных был заместитель командира полка в звании майора. Так закончилась эта операция. Наш ефрейтор получил краткосрочный отпуск и уехал в город Артем, а мы получили благодарность от командования 25-ой армии и 2-х дневный отдых.
Еще один случай произошёл в декабре 1942 года. В роту прибыл начальник штаба бригады и сказал, что нужно достать «языка». Есть сведения, что командование японской армии что-то затевает, проводит передислокацию своих войск. Надо узнать, в чем дело. Решено было переходить двумя группами - если не удастся одной, то дело до конца доведет другая группа. Первая попытка оказалась неудачной, поскольку сведения о местонахождении японцев были старыми. По новым данным вторично перешли границу, через два часа напали на японские траншеи, по ним добрались до опорного пункта. В землянке было 6 человек, среди них 3 офицера и еще карты на столе. Как потом говорили разведчики, это была большая удача»
В 1943 и 1944 годах военных событий на Дальнем Востоке не происходило, поэтому основная задача солдат заключалась в повышении воинской подготовки, в строительстве оборонительных сооружений.
В конце 1944 года штаб 25-ой армии проводил общеармейские военные маневры. Район учений был выбран сложный: перепады высот, низины, масса речек и ручьев. Все это происходило зимой - в морозную и ветреную погоду. Ветры на Дальнем Востоке дуют с разных сторон, не сразу поймешь - откуда. Огня зажигать не разрешали, только ночью, и то в шалашах, чтобы не привлекать внимание предполагаемого противника. Шалаши строили каждую ночь и в разных местах, материал – прутья, ветки, кустарник.
Однажды в шалаше, который был рядом с шалашом Василия Ивановича, произошел пожар – уснул дежурный, следящий за огнем. У многих солдат пострадала обувь, шинели, сам дежурный обгорел, правда, не сильно. После этого шалаши строить запретили, солдаты спали прямо на снегу, подстелив плащ-палатки. Ночью, чтобы согреться, солдат поднимали на марш-бросок. Учения продолжались целую неделю.
Наступил 1945 год. Два взвода бойцов, куда входил и Комин В.И., были отправлены в Монголию через Хабаровск и Читу в город Чайбалсан. Цель поездки - 30 лошадей, которых надо было перегнать из Монголии к нам. Это были удивительные лошади, которые особенно подходили к горной местности. Лошади были доставлены в целости и сохранности, а бойцы получили недельный отдых.
В середине февраля пришло сообщение о том, что в Крыму состоялась Ялтинская конференция, на которой решались вопросы быстрейшего окончания 2-ой мировой войны.
Было принято решение о вступлении СССР в войну с Японией после разгрома фашистской Германии. С этого момента обстановка на Дальнем Востоке круто изменилась. Бойцы узнали, что был приказ Генерального штаба армии о подготовке воинских частей и соединений к войне с Японией и освобождении Южного Сахалина, Курильских островов, городов Порт-Артура и Дальнего, захваченных японцами в 1904 – 1905 годах.
6
2 августа 1945 года 401 полк дивизии снялся с места поставленного расположения и ночью двинулся к границе. 8 августа был зачитан приказ Верховного Главнокомандующего тов.Сталина о том, что рано утром 9 августа части Красной Армии переходят государственную границу с Манчжурией и вступают в боевые действия с японской армией. Объявлялась война Японии. Продвижение было быстрым и стремительным, на некоторых участках пришлось вступать в бой. Очень помогли наши «Катюши», которых японцы не видели раньше, очень помогла и артиллерия. Особого сопротивления японцы не оказывали и массово сдавались в плен, и лишь отдельные части «смертников» предпочитали плену самоубийство.
В конце 1945 года служба в Тумыни закончилась. Новый 1946 год В.И.Комин встречал на Корейской территории, а затем своим ходом перебрались на свою территорию. Указ о демобилизации вышел в феврале 1947 года, бойцы 1923-25 года рождения стали готовиться к отъезду домой . 7 апреля 1947 года Василий Иванович сошел на станции Пищалкино и отправился к родителям в деревню Новоселье. С этого дня он стал гражданским человеком, и война для него закончилась.
Заключение.
Послевоенная жизнь (1947-2013 годы)
После войны он работал в родном колхозе, но недолго: его пригласили работать в Сонковский районный комитет ВКП(б),затем была ответственная учеба в Московской высшей партийной школе, а затем ответственные участки работы в родном районе. И лишь выйдя на пенсию, Василий Иванович смог вернуться к той работе, с которой он начал свой путь – к учительству. Он преподавал историю в Сонковской железнодорожной школе, в Беляницкой школе и очень радовался встрече с учениками.
Когда судьба снова свела Василия Ивановича и нашу школу, мы очень обрадовались началу нашей дружбы. Отныне Василий Иванович стал частым гостем нашей школы и наших мероприятий. Много раз мы встречались с ним в стенах нашего школьного музея, он подарил нашему музею свой компас, который берег с войны, он был главой жюри стихотворных конкурсов и конкурсов военных песен, он всегда приезжал на митинги, посвященные Дню Победы. И как же мы всегда радовались его приезду и готовили цветы к этой встрече! Он был простым солдатом, но без него не было бы Победы, не было бы нас с вами. Светлая память героям!
7
Литература
Комин В.И. Воспоминания о прожитом времени. (Рукопись).-2007.-66с.
Тверской край в годы ВОВ: Книга для учащихся/авт.-сост. В.М.Воробьёв, И.Н.Победаш.-Тверь:СФК-офис, 2009.-192с.:ил.
8
15