Конспект урока в 6 класса по математике Перпендикулярные прямые


Конспект урока «Перпендикулярные прямые»
Педагогические технологии:
Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, ИКТ- технология, личностно-ориентированный подход в обучении, здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Продолжительность: 1 урок.
Класс: 6 класс.
Цели урока:
Обучающие:
повторить понятие угла, навыки построения прямых, лучей;
научить распознавать перпендикулярные прямые, научить строить перпендикулярные прямые.
Развивающие:
развить навыки поиска, обработки и представления информации;
развить умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
развить наблюдательность, а также коммуникативные умения.
Воспитательные:
воспитать внимательность, усидчивость;
сформировать понимание значимости математики как способа познания окружающего мира.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа, маркеры, конверт (в нем находятся три карточки: желтого, зеленого, красного.План урока
Орг.момент(2мин)
Изучение нового материала(20мин)
Физкультминутка(1мин)
Закрепление изученного материала(17мин)
Постановка домашнего задания(2мин)
Подведение итогов(3мин)
Учитель Ученики
Организационный момент
Здравствуйте!
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно,
Спинки выпрямили.
Психологический настрой учащихся на урок.
Глаза смотрят и видят
Уши слушают и слышат
Сначала думаю, а потом говорю Помню, что в классе я не один
Умею слушать мнения других 2. Изучение нового материала
Откроем тетради, запишем сегодняшнюю дату и тему урока.
Сегодня 18 апреля и тема урока «перпендикулярные прямые»
Какую цель на уроке мы себе поставим?
Цель урока: научиться отличать перпендикулярные прямые от других прямых, научиться строить их, а также применять полученные знания для решения задач.
Для начала повторим некоторые понятия, для этого сыграем в игру «Светофор». Возьмите из конверта три цветных карточки.
-Если Вы не согласны, то поднимаете красную карточку, как бы говоря «Стоп! Я не согласен!»
-Если Вы не знаете, то поднимаете желтую карточку.
-Если Вы согласны, то поднимаем зеленую карточку, как бы говоря «Правильно, идем дальше!»
Записывают
Узнать какие прямые называются перпендикулярными
1.Углы бывают развернутые и свернутые (нет - поднимают красную карточку)
2.Различают тупые, острые и прямые углы (да- поднимают зеленую карточку)
3.Все углы имеют градусную меру (да)
4.Все эти фигуры- углы (нет)
5.Угол, градусная мера которого 90 градусов, называется прямым (да)
6.При построении прямых углов используют транспортир и чертежный угольник( да)
7.Чаще всех в жизни встречаются прямые углы (да)
8.Все эти углы прямые (да)
-Молодцы, все помните.
Положите светофор обратно в конверт.
Что мы сейчас делали?
-А теперь разделите пары прямых на группы.
По какому признаку вы разделили фигуры?
Молодцы, действительно есть пересекающиеся прямые и не пересекающиеся прямые, но есть еще и 3-яя группа, это совпадающие прямые
Определение:
Прямые называются пересекающимися, если они имеют 1 общую точку
Коротко записывают АВпересСДПоднимают карточки
Вспоминали тему углы, какие они бывают
Смотрят на слайд пытаются разделить прямые.
Пересекаются и не пересекаются
записывают
Выполним задание 1, я буду выполнять у доски, а вы вместе со мной у себя в тектрадяхЗадание 1
1. Начертите прямой угол АОВ.
Как это сделать?
2.Постройте луч ОД, который является дополнительным к лучу ОА;
Как построить дополнительный луч?
луч ОС, который является дополнительным к лучу ОВ.
3.Запишите названия получившихся прямых углов.
Какие прямые углы мы получили?
- Что же мы видим еще, кроме 4-х прямых углов?
Верно, мы получили две пересекающиеся прямые.
Запишем определение:
Опред-е две прямые, образующие при пересечении прямые углы, называют перпендикулярными.
С помощью чертежного треугольника, или по клеточкам.
Поставить т.О-вершину угла, к нему приложить треугольник, и провести стороны угла по сторонам от треугольника
Приложить линейку к лучуОД, сдвинуть линейку ниже начала луча т.О о привести прямую
Строят
Называют.
Мы получили 2 пересекающиеся прямые
записывают
Все углы, как мы видим прямые, а проверить можно с помощью чертежного угольника.
-Прошу обратить внимание на краткую запись. Значок перпендикулярности очень похож на наш чертеж.

-Слово «перпендикулярные» появилось от латинского слова « perpendicularis », означающий ОТВЕСНЫЙ.
-Как мы видим на рисунке, строители используют строительный отвес, с помощью которого очень легко проверить, как ровно стоит столб.

Записывают обозначение
3.Физкультминутка
Вы наверное устали?
Ну тогда тихонька встали.
Ножками потопали
Ручками похлопали
Покружились, повертелись
И за парты все уселись
Глазки крепко закрываем
Дружно до 5 считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем Выполняют
4. Закрепление изученного материала
Упражнения 1353
- Определите «на глаз», какие пары прямых перпендикулярны, сделайте запись в тетрадях.Один из учеников ( или два ученика) делает запись на доске: в ┴ с, л ┴ к
Упражнения 1354
Начертите прямую МР и отметьте точку А не лежащую на этой прямой. Проведите с помощью чертежного треугольника через т.А прямую, перпендикулярную прямой МР. Сколько таких прямых можно провести?
Записываем вывод: Через точку не лежащую на прямой можно провести только 1 прямую перпендикулярную данной прямой
А если т. А будет лежать на прямой, сколько можно будет провести перпендикулярных прямых?1 ученик у доски
1 прямую
Записывают
Только 1

Задание 3. С помощью чертежного угольника или транспортира через точки А, В, С, Д постройте прямые, перпендикулярные прямой КМ .Что мы сейчас с вами делали?
Строили перпендикулярные прямые данной прямой
А как вы думаете, бывают ли перпендикулярные отрезки, лучи?
Кто может продемонстрировать, как это может выглядеть на чертеже.
- На слайде мы видим луч и отрезок, как проверить будут ли они перпендикулярными?
Учащиеся отвечают положительно на этот вопрос
совместить
Правильно надо провести прямые так, чтобы луч и отрезок лежали на прямых, и проверить с помощью чертежного угольника.
Запишим определение: отрезки (лучи), лежащие на перпендикулярных прямых называются перпендикулярными
Постановка домашнего задания
1.Выучить определения.
2.Выполнить из учебника № 1366, 1367,1368.
Записывают
6. Подведение итогов
Что нового узнали на уроке?
Оценки за урок:
ребят у вас на партах в конвертах лежат карточки.
- Поднимите зеленую, если вы всё поняли.
- Желтую, если есть небольшие недочеты и есть над чем работать.
- Красную, если не совсем разобрались в теме.
Спасибо за урок.
Учащиеся отвечают на вопросы
ИСТОЧНИКИ:
1. Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд .Математика. 6 класс. – М.: Мнемозина, 2011.
2.Картинки с сайтаСолнце- лн
Солнце - http://www.livegif.ru/archive/weather/90_1.html
Рожица - http://www.livegif.ru/archive/the_best/11_6.htmlШкола - http://www.allforchildren.ru/pictures/school/school19-04.gifСова - http://www.allforchildren.ru/pictures/school/school10-01.gif
3.Рисунок из учебника: Шеврин Л.Н., Гейн А.Г. ,Коряков И.О., Волков М.В.Учебник- собеседник для 6 класса. - М.:Просвещение,1995.
4.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001