Конспект урока математики по теме Параллельные прямые (6 класс)


Методическая разработка урока.
Бочарова Е.В., МБОУ СОШ №86 им. Пескова Д.М.
Предмет: математика
Класс: 6
Тема: « Параллельные прямые »
Цель: Формирование знаний о параллельных прямых.
Задачи:
1. Создать условия для формирования понятия параллельности прямых.
2. Сформировать умение строить параллельные прямые.
3. Формировать культуру графических построений.
I. Организационный момент.
Учитель и ученики приветствуют друг друга. Класс делится на группы. Учитель формулирует задачи урока.
II. Актуализация знаний.
Для актуализации знаний учащихся проводится устный счет, проверка домашнего задания, выполняется задание: реши анаграмму. (используется инерактивная доска)III. Изучение нового учебного материала.
1. Целеполагание.
На листках изобразите несколько прямых.
- Каково их взаимное расположение? (Возможные ответы: прямые пересекаются, прямые пересекаются и являются перпендикулярными, прямые не пересекаются.)
- Какое название вы могли бы дать тем прямым, которые не пересекаются?
2. Введение нового понятия.
При объяснении нового материала используется презентация,
выполненная в программе Power Point. Ребятам предлагается рассмотреть, как ведут себя прямые на плоскости (слайд 1). Вводится определение параллельности прямых на плоскости.
На слайде 2 рассматриваем лучи и отрезки, лежащие на параллельных прямых, делаем вывод об их параллельности. Учащиеся знакомятся с обозначением параллельности.
3. Усвоение новых знаний.
–Почему непересекающиеся прямые назвали параллельными и что еще может означать это слово?
Задания группам: (учащиеся или обеспечиваются необходимыми словарями, либо пользуются интернетом)
1) 1 группа: Что за слово «параллелос» и как оно связано с нашей темой.
2 группа: Объяснить, что такое параллель на глобусе. (слайд 3)
3 группа: Найти в различных толковых словарях слово параллельный. Обобщить полученную информацию.
4 группа: найти синонимы к слову параллельный.
Сделать выводы.
2) Найти среди окружающих нас предметов параллельные отрезки (прямые). Обсудить в группах, насколько важна в каждом случае параллельность. (железная дорога, линии электропередач и т.д.)
Заслушать по одному представителю от каждой группы. (слайд 4)
4. Целеполагание и мотивация к следующему этапу урока.
Вот видите, ребята, сколько мы нашли примеров. В каждом случае “математической моделью” являются параллельные прямые, отрезки. Поэтому, нам просто необходимо изучить этот объект подробней. Каждый поставьте перед собой цель: научиться на этом уроке определять параллельность двух прямых и строить параллельные прямые.
5. Усвоение способов построения параллельных прямых
.- Когда мы приводили примеры, скажите, какую форму, чаще всего, имели предметы, где встречалась параллельность? (Прямоугольник или квадрат)
С опорой на слайд 5 вводим признак параллельности двух прямых.
Зная этот признак легко построить параллельные прямые a и b в тетрадях. Почему?
Постройте и, используя изученные обозначения запишите, что прямые параллельны.
- А теперь попробуйте построить параллельные прямые на нелинованной бумаге.
Учащиеся в группах ищут способы построения прямых.
- На слайде 6 наглядно показывается способ построения параллельных прямых с использованием треугольника и линейки. Строим параллельные прямые, оказывая в группах помощь тем, кто не понял принцип построения.
Здесь и в дальнейшем ходе урока предлагаю все построения производить на нелинованной бумаге.
6. Первичное закрепление.
- № 1373 учебника. Задание вынесено на интерактивную доску. Учащимся предлагается найти параллельные прямые и сделать соответствующие записи в тетрадях. Открыв правильные ответы, проверяем себя.
- Вопрос : сколько прямых, параллельных данной, можно провести через точку, не лежащую на данной прямой? В практическом решении данной задачи ученики ищут ответ на вопрос, делают вывод. (Историческая справка слайд 7)
- Мы выяснили, что у прямоугольника и квадрата противоположные стороны параллельны.
Вопрос: существуют ли другие четырехугольники, у которых противоположные стороны параллельны? (Данное задание может быть вынесено на следующий урок)
После предположений и попыток построения таких четырехугольников опускается шторка, открывая изображения ромба, параллелограмма и трапеции (карточки с таким же изображением получают учащиеся).
Предлагается с помощью чертежных инструментов найти параллельные стороны данных четырехугольников, выделить их разным цветом.
IV. Заключительный этап урока. Подведение итогов.
Производится проверка усвоенного по вопросам, вынесенным на доску.
Рефлексия.
Выставляются оценки, дается домашнее задание.