Технологическая карта урока по биологии 6 класс Роль листьев в испарении и дыхании растений
24
6 «а»____________, 6 «в» ______________.
Тема урока
Роль листьев в испарении и дыхании растений.
Тип урока
Комбинированный
Целевые установки
Личностные: сформировать представление о роли листьев в дыхании и испарении растений. Метапредметные:
развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.
Предметные: Формирование представлений о приспособления листа к дыханию, приведение доказательств дыхания и испарения воды листьями.
Основное содержание изучаемой темы
Объяснение роли устьиц в процессах дыхания и испарения. Особенности строения листьев, обеспечивающие дыхание растения и испарение им воды. Сравнение процессов дыхания и питания растений.
Ключевые опорные точки темы урока
. Особенности строения листьев, обеспечивающие дыхание растения и испарение им воды. Сравнение процессов дыхания и питания растений
Термины и понятия
Устьица. Газообмен.
Планируемые образовательные результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Осознание взаимосвязи растительного и животного мира на основании знаний об особенностях питания и дыхания растений.
Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивное УУД:
умение планировать выполнение заданий учителя, ставить задачи, развитие навыков самооценки и самоонализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свою точку зрения, адекватно аргументировать.
Давать определения понятиям устьица, газообмен.
Описывать механизмы работы дыхания и фотосинтеза.
Различать процессы дыхания и питания растений.
Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде
Информационные ресурсы
Формы работы
Межпредметные связи
Демонстрации
Диагностические материалы
Учебник «Биология» - 6кл. Т.А. Исаева, Н.И. Романова. Русское слово. 2013. П. 22.
коллективная (К);
индивидуальная (И);
парная (П);
групповая (Г)
история
Интерактивное пособие к учебнику
1. Типовые задания.
2. Учебно-познавательные задачи.
3. Учебно-практические задачи.
4.Информационный текст.
Деятельность учителя и обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности
I. Актуализация изученного
1. Организует деятельность по актуализации знаний. Предлагает ответить на вопросы:
Обучающиеся отвечают на вопросы: Что такое фотосинтез? Какие вещества участвуют в процессе фотосинтеза? Как они попадают в организм растения? Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза? Какие вещества образуются в процессе воздушного питания растений? В чём различие процессов питания и дыхания?
Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение».
Метапредметные
Познавательные:
Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.
II. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание
Учитель задаёт вопросы из рубрики «Подумайте!», помещенной в конце пар. 21.
Отмечает что все живые организмы дышат. Предлагает назвать газы принимающие участие в дыхании живых организмов. Предлагает вспомнить опыт доказывающий что на свету влистья растений происходит образование кислорода и ответить на вопросы: какой газ выделяли растения, находившиеся в темноте? Какой на свету? Шел ли фотосинтез в темноте? Как можно назвать процесс который шел в темноте? Дышат ли растения на свету?
Отвечают на вопросы учителя, обучающиеся формулируют познавательную задачу урока.
Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение».
Метапредметные
Познавательные:
Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.
III. Учебно-познавательная деятельность
Организует работу в малых группах по изучение таблицы «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания»
Отмечает что дыхание сложный процесс, при котором расходуестся часть той энергии, которая накапливается при фотосинтезе, т.е. процессы дыхания и фотосинтеза взаимосвязаны. Показывает фильм из интерактивного приложения к учебнику. Затем акцентирует внимание на том, что фотосинтез идет только на свету, выясняет при каких условиях дышит растения.
Предлагает охарактеризовать значение дыхания в жизни растений и просит привести примеры, доказывающие важность этого процесса. Учащимся дается задание решить задачу.
Сообщает , что наряду с дыханием важное место занимает процесс испарения воды. Предлагает рассмотреть рисунок 45 на стр. 86 .
Обучающиеся внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И).
Зарисовывают таблицу в тетрадь, делая выводы.
·
Обучающиеся продумывают опыты, доказывающие, что растения, их органы дышат ив темноте, и на свету. Просматривают интерактивный опыт.
Обучающиеся решают задачу:
Человек в среднем за сутки потребляет 430 кг. Кислорода и выдыхает 800 гр. Угл .газа. Один га. Зелёных начаждений поглощает примерно столько же углекислого газа, сколько выдыхают 200 человек, при этом выделяя 80 кг. Кислорода в сутки. Какое кол-во кислорода необходимо жителям города, насчитывающего 5 млн. человек? Какова должна быть площадь зелёных насаждений в этом городе? Почему леса называют легкими нашей планеты?.
Обучающиеся отвечают на вопрос: какая часть растения принимает участие в процессе испарения воды? Просматривают опыт испарение воды листьями интерактивного пособия к учебнику. Делают вывод: основной орган участвующий в испарении является лист.
Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.
Метапредметные
Познавательные:
Общеучебные
Осознанно строить речевые высказывания.
Искать и выделять необходимую информацию.
Логические
Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.
Знаково-символические действия
Структурировать знания.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:
-из полного текста в таблицу и тезисы.
Регулятивные:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные:
Выделять предмет изучения науки биологии и понимать практическую значимость испарения воды листьями растений.
IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
1. Организует групповую работу предлагая обучающимся высказать своё мнение о значении испарения воды в жизни растений.
2. Выясняет какова роль листьев зелёных листьев растений в испарении воды, предлагает вспомнить внутреннее строение листа и строение устьичного аппарата.
3. Организует работу в парах
Обращает внимание обучающихся что листья многих растений видоизменились, приспособились к сокращению влаги
Обучающиеся делают вывод: что таким образом растение защищает листья от перегрева солнечными лучами, удаляет из организма лишнюю воду и способствует всасыванию корнями воды с растворенными в неё минеральными веществами.
2. Обучающиеся отвечают на вопросы: какие условия влияют на процесс испарения? В каких условиях процесс испарения ускоряется? (замедляется)
3. Обучающиеся решают биологическую задачу:
Рассмотрите условия которые могут оказывать влияние на испарение воды растениями.
Пасмурный день, солнечный день, открытое место, лес, тихая погода, холодная погода, жаркая погода. (увеличение испарения, сокращение испарения)
Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.
Метапредметные
Познавательные:
Общеучебные
Осознанно строить речевые высказывания.
Искать и выделять необходимую информацию.
Логические
Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.
Знаково-символические действия
Структурировать знания.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:
-из полного текста в схему.
Регулятивные:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные: понимать практическую значимость дыхания и испарения.
V. Оценочно-рефлексивная деятельность
М. Организует деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает выполнить задание тестовые на интерактивном диске учебника.
1.Обучающиеся выполняют тесты на интерактивном диске учебника.
Выполняют задание «Газообмен у растений»
2.Рефлексия.
ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи.
Личностные: понимание роли живой природы, как объекта изучения современной биологии.
Метапредметные
Познавательные:
Логические
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
Знаково-символические действия
Структурировать знания.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владеть монологической и диалогической формами
речи.
Предметные: понимать практическую значимость процессов испарения и дыхания листьями растений.
Домашнее задание: п.22, составить синквейн испарение или дыхание растений.
15