Сценарий внеклассного мероприятия по литературе Путешествие в Литературию

Путешествие в Литературию
Заключительный урок-проект
6 класс

Цели и задачи:

подвести итоги изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе;
развивать читательский кругозор обучающихся;
закрепить знания, полученные обучающимися в течение учебного года;
воспитывать любовь к художественному слову, чтению книг;
способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
учить находить решение учебной задачи в игровой форме.

Участники: 3 команды 6 класса
Предварительная подготовка: шестиклассникам предлагается повторить пройденный материал, ещё раз прочитать изученные произведения, вспомнить определения литературоведческих терминов, двух и трёхсложных размеров стиха, содержание вступительных статей о писателях; разделить всех обучающихся на три команды (можно на две, четыре и т.д.).
Что необходимо приготовить заранее: компьютерную презентацию, мультимедиапроектор, экран путешествия, карточки-задания, карточки с буквами А, Б, В, Г, маршрутные листы для выставления результатов путешествия, грамоты, дипломы, благодарности.
Организаторы-помощники: старшеклассники, родители.
Награждение: команде-победительнице – грамота-пропуск в следующий пункт назначения (7 класс); команде, занявшей 2 место, – диплом-билет в библиотеку; команде, занявшей 3 место, – благодарность за активное путешествие по стране Литературии.

Ход заключительного урока-путешествия

Вступительное слово учителя о целях урока-проекта, результатах изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе, организации путешествия в Литературию, представление команд-участниц, членов жюри, помощников-ассистентов.

Станция «Портретинск»
На экране появляется галерея портретов русских и зарубежных писателей.
Учитель или его помощники-ассистенты зачитывают вопросы, связанные с их биографией, творчеством, литературными местами, команды-участницы должны назвать фамилию, имя, отчество писателя.

Он родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического образования, какое обычно старались дать детям состоятельные или среднего достатка родители. (И.А. Крылов)
Родители этого писателя решили отдать сына в новое учебное заведение, которое открылось во второй половине июля 1811 года, дядя будущего писателя отвёз племянника в Северную столицу, и в Царском Селе началась его восьмилетняя учёба. (А.С. Пушкин)
Родился в старинной и культурной дворянской семье с устойчивыми патриархальными традициями. Отец поэта отличался хлебосольством, радушием и гостеприимством, мать была женщиной умной и впечатлительной. Мальчик получил хорошее домашнее воспитание и образование, имел необыкновенные способности и дарования. (Ф.И. Тютчев)
Первоначальное образование и воспитание, как и большинство дворянских детей, будущий поэт получил дома. Для обучения внука бабушка пригласила многих учителей, проходивших со своим воспитанником курсы греческого, французского и немецкого языков. (М.Ю. Лермонтов)
Жизнь наносила этому поэту удар за ударом, и, кроме горьких воспоминаний, она ничего не оставила в его сердце. Поэт признавался, что из детства он вынес только «интриги челяди, тупость учителей, суровость отца, беззащитность матери и тренирование в страхе изо дня в день». А.А. Фет)
Жизненная и литературная судьба этого писателя сложилась трудно. Родился он в семье мелкого чиновника, вышедшего из поповичей, сын пошёл в непокорных и одарённых родителей. Крутой нравом и простосердечный душой, он унаследовал от матери страстность, от отца – жизнелюбие. (Н.С. Лесков)
Будущий известный писатель родился в маленьком городке в Пензенской губернии. Отца своего он не помнил, воспитывала сына мать, потом он воспитывался в кадетском корпусе и юнкерском училище. (А.И. Куприн)
По отцу принадлежал к старинному дворянскому роду – имена его предков встречались в описаниях исторических событий со времён Ивана Грозного. Мать – богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. (И.С. Тургенев)
В одиннадцать лет он поступил в Ярославскую гимназию. Это учебное заведение не было похоже на пушкинский Лицей, здесь не создавались рукописные журналы, а учителя словесности мало интересовались литературой, но будущий поэт в это время очень много читал, пробовали сам писать стихи. (Н.А. Некрасов)
Этот писатель вошёл в литературу совсем молодым. Он начал писать рассказы, когда учился в Московском университете, готовясь стать врачом. В молодости ему жилось очень трудно, семья была большой, всё время преследовало безденежье, но жизнелюбие, избыток творческих сил побеждали все невзгоды. (А.П. Чехов)
Этот писатель начальное образование получил дома. Затем его отдали в Вятское земское реальное училище. Учился он средне: успевал по гуманитарным наукам и не успевал по математике. За дурной поступок был исключён из реального училища. Специального образования он так и не получил. (А. С. Грин)
Этот писатель учился сначала в церковно-приходской школе и городском училище. Он рано начал трудовую жизнь, и только в 1918 году ему удалось продолжить образование, поступив в железнодорожный политтехникум. В следующем году он принимает участие красноармейцем и журналистом в Гражданской войне. (А. Платонов)


Станция «Биографическая»
На экране появляются портреты русских писателей и названия литературных мест, связанных с их жизнью и творчеством, книг с произведениями этих авторов. Задание – соотнести писателя с правильным фактом, относящимся к жизни и творчеству данного писателя.
А.С. Пушкин – Царскосельский Лицей
Ф.И. Тютчев – Овстуг
Н.А. Некрасов – село Карабиха
Н.С. Лесков – город Орёл
М.М. Пришвин – деревня Дунино
В.М. Шукшин – село Сростки
И.С. Тургенев – «Бежин луг»
А.П. Чехов – «Толстый и тонкий»
А. С. Грин – «Алые паруса»
В.П. Астафьев – «Конь с розовой гривой»
В.Г. Распутин – «Уроки французского»
Ф.А. Искандер – «Тринадцатый подвиг Геракла»


Станция «Жанровская»
Команды-участницы должны определить жанр каждого из изученных произведений, представленных в задании, и дать определение этого жанра.
«Осёл и Соловей» – БАСНЯ – краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.
«Тучи» – ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке.
«Подвиги Геракла» – МИФЫ – сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.
«Илиада», «Одиссея» – ПОЭМЫ – один из видов лиро-эпических произведений: есть сюжет, события и открытое выражение автором своих чувств.
«Бежин луг» – РАССКАЗ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
«Дубровский» – РОМАН – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета.
«Левша» – СКАЗ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.
«Алые паруса» – ФЕЕРИЯ – театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.
Обрядовый фольклор, пословицы, поговорки – УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – словесное поэтическое творчество народа.


IV. Станция «Персонажная»
Учитель зачитывает описание внешности (портрет) литературного персонажа, команды-участницы должны назвать героя, произведение и его автора.
Кто в романе А.С. Пушкина «Дубровский» «в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги и пошёл во флигель к приказчику»? (Шабашкин)
Кто из героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» «лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь». (Ваня)
Кто из героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» «был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно». (Костя)
Кто из героев рассказа А.П. Чехова «вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». (Тонкий)
Кто в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» «был в летнем пальто, летней войлочной шапке и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза проваливались, щёки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца», он «вообще был кротким и застенчивым человеком». (Мерцалов)
Чьё лицо в феерии А.С. Грина «Алые паруса» «казалось, было вяло прозрачным, если бы не глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным». (Эгль)
Кто в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» носил «полушалок на голове», концы которого «пропущены под мышки, крест-накрест завязаны на спине», и крашенную в бордовый цвет кофту, которая вынималась из сундука «только по случаю поездки в город или по большим праздникам»? (Бабушка)
Кто в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» «большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень»? (Птаха)
Кто в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» «большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый»? (Харлампий Диогенович)


Станция «Авторская»
Учитель показывает на экране портрет писателя и заглавия его произведений, одно из которых этому автору не принадлежит. Команды-участницы должны назвать «лишнее» произведение и его автора.
Александр Сергеевич Пушкин – «Дубровский», «Бородино», «Барышня-крестьянка», «Узник». («Бородино», М.Ю. Лермонтов)
Михаил Юрьевич Лермонтов – «Три пальмы», «Тучи», «Осёл и Соловей», «Утёс». (И.А. Крылов. «Осёл и Соловей»)
Иван Сергеевич Тургенев – «Бежин луг», «Муму», «Записки охотника», «Руслан и Людмила». (А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»)
Николай Алексеевич Некрасов – «Мужичок с ноготок», «Ларчик», «Железная дорога», «Крестьянские дети». (И.А. Крылов. «Ларчик»)
Антон Павлович Чехов – «Левша», «Толстый и тонкий», «Каштанка», «Хирургия». (Н.С. Лесков. «Левша»)
Мифы Древней Греции – «Подвиги Геракла», «Одиссея», «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». (Гомер. «Одиссея»)


VI. Станция «Стихосложная»
Команды-участницы получают карточки с отрывками из стихотворных произведений, на экране появляются названия двух и трехсложных стихотворных размеров: ХОРЕЙ, ЯМБ, ДАКТИЛЬ, АМФИБРАХИЙ, АНАПЕСТ.
Команды поочерёдно зачитывают отрывки и определяют стихотворный размер.


VII. Станция «Фольклорная»
На экране меняются слайды, на которых представлены иллюстрации к различным пословицам и поговоркам. Команды-участницы, называют их, затем появляется правильный ответ и рассказ о пословице.


VIII. Станция «Геройская»

Команды-участницы определяют героя художественного произведения по какой-либо особенности, детали, один из представителей команды поднимает карточку с буквой, соответствующей выбранному варианту ответа.
Кто из героев романа А.С. Пушкина «Дубровский» был «опытным и тонким ценителем псовых достоинств и безошибочным решителем всевозможных охотничьих споров»:
а) Андрей Гаврилович Дубровский; б) Кирила Петрович Троекуров; в) князь Верейский; г) псарь Парамошка.

Как в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» звали «решительно умнейшую изо всех тварей», английскую желто-пегую собаку рассказчика:
а) Сбогар; б) Жучка; в) Дианка; г) Волчок.

Кто из русских царей в сказе Н.С. Лескова «Левша» выкупил у англичан стальную блоху:
а) Александр I; б) Александр II; в) Николай I; г) Николай II.

Кто из героев рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор» «вообще был кротким и застенчивым человеком»:
а) доктор Афросимов; б) Савелий Петрович; в) Емельян Мерцалов.

Кто из героев феерии А.С. Грина «Алые паруса» «сидел, тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом, и думал о счастье»:
а) Дусс; б) Пантен; в) Циммер.

Как звали девочку, героиню сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»:
а) Маша; б) Даша; в) Наташа.

Какое воинское звание имел Ермолай Кибяков в рассказе В.М. Шукшина «Критики»:
а) младший лейтенант; б) старший сержант; в) майор.

Кто из героев рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» считался самым мрачным человеком класса:
а) Адольф Комаров; б) Шурик Авдеенко; в) Харлампий Диогенович; г) Сахаров.

Как звали жену Одиссея, главного героя одноимённой поэмы Гомера:
а) Пенелопа; б) Гея; в) Афина-Паллада.

1
2
3
4
5
6
7
8
9

а
в
а
в
в
б
б
б
а



IX. Станция «Изобразительная»

На экране появляются отрывки из прочитанных произведений. Команды-участницы определяют изобразительно-выразительное средство, использованное автором, один из представителей команды поднимает карточку с буквой, соответствующей выбранному варианту ответа.
В строках:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась –
А.С. Пушкин использовал:
а) метафору; б) олицетворение; в) гиперболу.

Как называется приведённый ниже приём, использованный в описании судеб полшкипера и левши после прибытия в Россию: «Англичанина как привезли в посольский дом, сейчас сразу позвали к нему лекаря и аптекаря. <> А потом оба вместе взялись и положили [англичанина] на перину А левшу свалили в квартале на пол»:
а) сравнение; б) антитеза; в) метафора; г) эпитет.

Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в приведённом ниже предложении из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни»:
а) эпитет; б) сравнение; в) метафора.

Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в приведённых ниже примерах из стихотворения Е.А. Баратынского: «Весна, весна! как воздух чист!..»: «Летают облака!»; «Слепит мне очи он [небосклон]»:
а) эпитет, б) сравнение; в) гипербола; г) метафора.

Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из феерии А.С. Грина «Алые паруса»: «Счастье сидело в ней [Ассоль] пушистым котёнком»:
а) гипербола; б) метафора; в) инверсия.

Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»: «от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда ещё не сошёлся»:
а) эпитет; б) сравнение; в) антитеза; г) олицетворение.

Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении: «Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса»:
а) сравнение; б) гипербола; в) метафора; г) эпитет.

Как называется синтаксический приём, использованный в приведённых ниже строках из стихотворения А.А. Блока «Летний вечер»: «Дремотой розовой объята//Трава некошеной межи»:
а) эпитет; б) сравнение; в) инверсия.

Как называется синтаксический приём, использованный в приведённых ниже строках из стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей»: «И счастлив я, пока на свете белом // Горит, горит звезда моих полей»:
а) сравнение; б) олицетворение; в) инверсия.

1
2
3
4
5
6
7
8
9

б
б
б
г
б
а
а
в
в



X. Станция «Предметно-вещевая»

Учитель задаёт командам-участницам вопросы, связанные с какими-либо предметами, принадлежащими героям прочитанных произведений. Надо назвать героя, которому эта вещь принадлежит, один из представителей команды поднимает карточку с буквой, соответствующей выбранному варианту ответа.
Какой головной убор уронил Нафанаил, один из героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», когда его семья прощалась с толстым: а) панаму; б) шляпу; в) фуражку.
Какой предмет положил в дупло брат Марьи Кириловны из романа А.С.Пушкина «Дубровский»: а) перстень; б) кольцо; в) браслет; г) кулон.
Что изготовлял для продажи отец Ассоль, «чтобы жить в рамках умеренной экономии»: а) веники; б) посуду; в) игрушки.
Что украл у бабушки герой рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» для Саньки, чтобы тот не рассказал об обмане: а) калач; б) шаньку; в) пирог.
Что в семье мальчика из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» было единственной ценностью, именно эту вещь мать продала, чтобы купить сыну кирзовые сапоги: а) баян; б) утюг; в) картина; г) швейная машина.
Какой предмет любил держать в руках Харлампий Диогенович во время контрольной работы: а) бусы; б) чётки; в) ожерелье; г) золотая цепочка.
На каком инструменте играл Арион: а) гусли; б) лютня; в) лира; г) кифара.
В рассказе В.М. Шукшина упоминаются такие предметы, как детская коляска, кисточки и: а) краски; б) фломастеры; в) гуашь; г) карандаши.
В «Сказании о белгородском киселе» говорится, что горожане вылили кисельную болтушку, когда привели печенегов к колодцу. В какую посуду горожане вылили кисельную болтушку: а) в кастрюли; б) в бочки; в) в горшки.

1
2
3
4
5
6
7
8
9

в
в
а
г
б
г
б
а
в


Подведение итогов игры-путешествия в Литературию, награждение победителей и призёров.
 Проводится в течение 2 уроков.
 См. Электронное приложение (Тест для текущего контроля знаний «Двух- и трёхсложные размеры стихосложения»).
 См. Электронное приложение (Презентация «Пословицы и поговорки»).









13PAGE \* MERGEFORMAT14715






15