Литературно-информационный ринг для 6 класса «Путешествие на «крыльях» Интернета в страну «Литературию…»
Литературно-информационный ринг для 6 класса
«Путешествие на «крыльях» Интернета в страну «Литературию…»
Цели:
прививать любовь к чтению;
сформировать у учащихся умение работать в творческой группе;
выявить творческий потенциал учащихся;
развить внимание учащихся, научить их слушать друг друга, уважать мнение товарища;
уметь находить и обобщать ранее полученную информацию в Интернете.
Не наяву и не во сне,Без страха и без робостиМы снова бродим по стране,Которой нет на глобусе.На карту не нанесена,Но знаем ты и я,Что есть она, что есть странаЛИТЕРАТУРИЯ.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Литературный ринг состоит из 5 раундов.
Этот ринг мы проведём вместе с учителем информатики Светланой Ивановной, так как программа по литературе, по которой мы занимаемся, предполагает активное использование компьютерных технологий.
Сегодня у нас гости, поприветствуем их и поблагодарим за оказанную честь. Наших гостей мы попросим стать членами жюри.
- Прежде, чем начать литературный ринг, представляю тех, кто будет принимать в нем участие. Слева от меня команда, литературный девиз которой … (ребята по просьбе ведущего произносят его: “Бороться и искать, найти и не сдаваться!”).- Я думаю, вы узнали слова из клятвы Сани Григорьева – героя книги “Два капитана” В. Каверина.
Девиз следующей команды … (ребята произносят его: “Один - за всех, и все - за одного!”).Прошу капитанов подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи. Займите свои места.
Во время литературного ринга все участники откроют для себя много нового и интересного, и никто не остается в проигрыше. Время, предоставляемое участникам литературного ринга для подготовки ответов на вопросы, будет ограничено 1 минутой. Ответственную роль “ХРАНИТЕЛЯ ВРЕМЕНИ” мы возлагаем на … (ведущий называет фамилию). У команд могут быть и досрочные ответы.
Учитель литературы: Ребята, прежде чем мы начнём соревнование, хочу обратить ваше внимание на выставку книг на стенде, а затем посмотрите на экран – перед вами книги, которые вы можете найти в Интернете по адресу http://www.big-libraru.info.
Первый раунд (он будет состоять из 3 блоков)
Книга – книгой, а мозгами двигай (Разминка)
1блок (литература)
Продолжите пословицу «Делу время...»
Назовите грозное оружие соловья-разбойника?
Как звали мальчика, которого наказал дед за испорченную скатерть?
Из какого произведения эти строки «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…»?
2 блок ( информатика)
Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой?
Устройство для обмена информации с другими компьютерами через телефонную сеть и сеть Интернет?
Устройство визуального отображения информации?
Где можно найти информацию, недоступную в книгах?
3 блок (Великая Отечественная война)
Какие города являются городами первого салюта?
Из какого произведения слова на плакатах 1941г. «Ребята, не Москва ль за нами…»?
Какой город сопротивлялся фашистам 900 дней?
Какое поле является 3-м ратным полем России?
Объявляется конец 1 раунда (раздается удар гонга).
Жюри объявляет итоги 1 раунда.
Второй раунд (раздается удар гонга)
Веришь - не веришь
Учитель информатики: Прежде, чем начнём 2 раунд, который называется «Веришь - не веришь», я хочу обратить ваше внимание на алгоритм поиска информации в Интернете
Зайти в Интернет, используя одну из программ браузеров (Internet Explorer, Opera, и др.).
В строке адреса на латинице набрать нужный адрес (http://www.big-libraru.info/ )Выбрать интересующую поисковую систему (http://www.yandex ,http://rambler.ru/ и др.).
Сформировать запрос на русском или английском языках в строке поиска (Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близь Диканьки»).
Вопросы для 1 команды:
1. «Илья Муромец» был бомбардировщиком.
2. За школьные сочинения А.П.Чехов получал « 5».
3. В басне «Квартет» автор высмеивает животных, которые плохо играют на музыкальных инструментах.
4. «Мороз и солнце, день чудесный…» написал М.Ю.Лермонтов в своём стихотворении.
Вопросы для 2 команды:
1. Принадлежит ли фраза «Всё чудесатее и чудесатее» литературному персонажу?
2. Он - поэт, она – поэтика.
3. Однажды М.Е.Салтыков-Щедрин за сочинение, написанное им вместо дочери получил «2» c припиской «Не знает русского языка».
4. Правда, что Коста из рассказа Ю.Я.Яковлева «Багульник» - волшебник?
Командам предоставляется возможность сформулировать запрос и реализовать его на одной из поисковых систем в Интернете. Пока представители команд работают с компьютером, вся команда отвечает на остальные вопросы.
Объявляется конец 2 раунда (раздается удар гонга).
Жюри объявляет итоги 2 раунда.
Третий раунд (раздается удар гонга)
“ Узнавай-ка”.
Учитель литературы: Третий раунд литературного ринга посвящен области страны Литературии под названием “ Узнавай-ка”. Он будет состоять из 3 блоков.
- Вам, ребята, на время придется превратиться в сыщиков. Как вы помните, у каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Такие карточки есть и у меня (раздаёт задание командам).
1блок – вам дается 1 минута, чтобы подумать и выбрать из 2-х предложенных описаний девушек именно то, которое соответствует:
1команда - портрет Хозяйки Медной горы по сказке Бажова «Малахитовая шкатулка»
2команда - портрет Оксаны из повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».
“Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит … Коса ссиза-черная, на конце ленты не то красные, не то зеленые… Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье…Камень, а на глаз, как шелк, хоть рукой погладь».
«…ей не минуло еще и17-ти лет... только и речей было, что про нее. Лицо свежее, с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вздернутый носик и черные косы, длинные как змеи, перевились и обвились вокруг ее головы».
2 блок - если в 1 блоке вы отгадали персонаж по словесному портрету, взятому непосредственно из произведения, то сейчас вы послушаете характеристику и описание поступков действующего лица книги и через 20 секунд записываете на листок его имя; произведение, в котором он действует, и автора книги.
1команда – Грей, «Алые паруса», А.Грин.
2 команда - Герасим, «Муму», И. Тургенев.
«Юноша, выросший в обеспеченной семье. Его страсть – море и желание стать капитаном приводят к решению на пятнадцатом году жизни покинуть отчий дом, пройти школу юнги на корабле и лишь спустя 4 года возглавить 3-х мачтовый галиот “Секрет”».
«Мужчина 12-ти вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни , где он жил один отдельно от братьев, работал за 4-х., и так сокрушительно действовал косой, что мог смахнуть с корней березовый лесок»
3 блок – узнайте героев из произведений о Великой Отечественной войне (обе команды)
…- кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный. (Василий Тёркин).
Это пленный штрафник. Он идет, балансируя то правой, то левой рукой. У него отморожены пальцы ног. (Александр).
(Каждый ответ проверяется после каждого блока вопросов путём слайда презентации).
Объявляется конец 3 раунда (раздается удар гонга).
Жюри объявляет итоги 3 раунда.
Четвёртый раунд (раздается удар гонга)
Конкурс капитанов
Цепочка взаимосвязанных событий, в которых раскрывается основное содержание произведения…(сюжет).
Понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, ведущую к конечному результату…(алгоритм ).
Поэтическое изображение природы…(пейзаж).
Назовите основную программу для компьютера…(операционная система ).
Перенос свойств и признаков одного предмета или явления на другие; употребление слов в переносном смысле…(метафора).
Устройство позволяющее хранить, обрабатывать, обмениваться информацией…(компьютер).
Пока капитаны пишут ответы на вопросы, проводится блиц-опрос команд.
Ночь перед… (Рождеством) Матерь…(человеческая)
Поисковая… (система) Операционная …(система)
Снежная… (Королева) Повесть о настоящем…(человеке)
Язык…(программирования) Графический… (редактор)
Три… (мушкетёра) Немец в…(валенках)
Двоичное… (кодирование) ЛОГО…(МИРЫ)
Хижина дяди…(Тома) Робинзон …(Крузо)
Системный… (блок) Глобальная компьютерная сеть…(Интернет)
Мальчик и …(война) Лесной …(царь)
Рабочий… (стол) Гипер…(ссылка)
(Ответы капитанов проверяются через слайд презентации)
Объявляется конец 4 раунда (раздается удар гонга).
Жюри объявляет итоги 4 раунда.
Пятый раунд (раздается удар гонга) – состоит из 2 блоков.
Проверка домашнего задания.
Учитель информатики:
1 блок. А сейчас мы с вами проверим задание, которое вы выполняли дома. Вы должны были найти в Интернете иллюстрации к произведениям, в которых рассказывается о героях Великой Отечественной войны и сохранить их на любом носителе кроме бумаги.
1 команда – «Василий Тёркин», «Судьба человека».
2 команда - «Сын полка», Повесть о настоящем человеке».
А теперь мы проверим, правильно ли вы выполнили задание. Посмотрите на экран и проверьте друг друга.
Но прежде чем мы закончим, я хотела бы выполнить с вами ещё одно задание. Посмотрите на экран и определите, правильно ли здесь определён порядок поиска информации в Интернете.
Задание для 1 команды:
Сформировать запрос для поисковой системы.
Зайти в интернет через программу браузер.
Выбрать нужный сайт из открытых поисковой системой.
Задание для 2 команды:
Записать адрес нужного сайта в строке адреса.
Выбрать нужную информацию, используя навигацию по сайту.
Зайти в интернет через программу браузер.
Учитель информатики:
Молодцы, ребята. Справились с заданием и по этому алгоритму найдите информацию по этим адресам.
2 блок – «Виртуальная кладовочка». Посмотрите на экран, перед вами «Виртуальная кладовочка», которая есть в вашем учебнике литературы.
http://www.turgenev.net.ru/
Http://www.levtolstoy.ru/
http://lib.ru/Tales/Bazhov/
http://lermontov.niv.ru/
http://www.akcakov.net.ru/
http://www.owl.ru/morits/index.htm/
По этим адресам вам необходимо найти иллюстрации к произведениям этих авторов и принести их на урок литературы.
Объявляется конец 5 раунда (раздается удар гонга).
Жюри объявляет итоги 5 раунда.
Пока жюри подводит итоги, вы должны изобразить своё отношение к данному мероприятию в среде графического редактора Paint.