Стендовый доклад Метапредметный подход в обучении и воспитании

Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания



Цель педагогической деятельности – создать модель метапредметного образовательного процесса
Метапредметы
«Знания»
«Знак»
«Проблема»
«Задача»


Метапредметные технологии в преподавании истории и обществознания
Технология РО
Технология развития критического мышления
Технология конструирования тестов
Технология проектного обучения
Технология проблемного обучения
Интерактивные технологии
Модель метапредметного процесса:
Самообразование учителя
Педагогика сотрудничества
Современные педагогические технологии
Социум
Межпредметные связи
Сетевое взаимодействие
Внеурочная деятельность
Системнодеятельностный подход
Сотрудничество с коллегами

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Роджер Левин






Методическая схема метапредмета «проблема»
Выделение позиции
Взаимная критика позиции
Анализ противоречий
Фиксация предмета противоречий
Постановка проблемы
Самоопределение к проблеме


Примеры проблемных ситуаций
7 класс обществознание.
Тема урока: «Особый возраст: отрочество»
Цель урока: раскрыть особенности становления личности подростка. Сформировать представления подростка о себе самом для понимания своей роли среди сверстников и взрослых.
Проблемный вопрос: Существует две точки зрения, сравни и выскажи свое мнение: какое больше соответствует подростковому возрасту.
1. Подросток - народ спокойный и рассудительный, с ним легко и быстро можно решать любую проблему.
2. Подросток - человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться.

7 класс обществознание
Тема урока: «Что значит быть выдающимся человеком"
Цель: дать представления об основных путях развития выдающихся личностей.
Проблемный вопрос:
1. Кого можно называть гением, а кого выдающейся личностью?
2. Кто может стать выдающимся?
3. Что влияет на развитие выдающихся личностей?

Междисциплинарные программы

«Формирование УУД»
«Формирование ИКТ - компетенции»
«Основы исследовательской и проектной деятельности»
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»



Овладение учащимися универсальными учебными действиями при изучении истории и обществознания происходит в контексте разных учебных предметов:








История - обществознание - русский язык - литература
Новые понятия (этимология);
Анализ исторических документов, фрагментов из художественных произведений;
Развитие речи;
Составление сложного плана, сравнительная характеристика, эссе

История - география
Влияние географического положения на историю общества, государства;
Использование картографического материала

История - обществознание - информатика
Использование ИКТ технологии;
Использование Интернет-ресурсов при создании проектов

История - обществознание - математика
Построение и анализ графиков, диаграмм;
Решение задач по экономике

История - обществознание - биология - экология
Биологическое и социальное в человеке;
Глобальные проблемы современности

История - литература - музыка - изобразительное искусство
Культура России (на разных этапах)




Формирование умений и качеств, необходимых выпускнику XXI века.
Метапредметность – это дидактический принцип современного образовательного процесса.



Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 515