План-конспект занятия Введение в программу Начальное техническое моделирование
План-конспект занятия
Введение в образовательную программу
“Начальное техническое моделирование”.
Автор: Онегина Елена Борисовна, педагог дополнительного образования ГККП «Школа технического творчества акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная».
Продолжительность занятия: 45 мин.
Участники: педагог дополнительного образования, группа обучающихся в количестве 10 человек. Возраст обучающихся – 8лет.
Оборудование и материалы: ноутбук, экран, презентация к занятию, 5 столов, стулья по количеству участников, 1 стол для выставки, инструменты, приспособления, бумага, клей.
Наглядный материал:
Выставка поделок из картона и бумаги, модель самолета «Стрела».
Дидактический материал:
презентация, образец самолета, технологическая карта, инструкция по ТБ.
Подготовка к занятию: в центре класса – 5 столов, стулья - по количеству детей.
Цель: пробудить интерес к техническому творчеству через знакомство с основными направлениями работы по дополнительной образовательной программе «Начальное техническое моделирование».
Задачи:
1. Обучающие:
- знакомство с деятельностью творческого объединения детей и содержанием образовательной программы “Начальное техническое моделирование ”;
- получение знаний о техническом творчестве.
2. Развивающие:
- формирование у обучающихся творческих способностей, воображения, фантазии;
- пробуждение любознательности в области технического творчества;
3. Воспитывающие:
- знакомство ребят друг с другом, снятие барьеров общения;
- создание атмосферы открытости и доверия;
- обеспечение у обучающихся мотивации к занятиям моделированием;
- воспитание последовательности и аккуратности в работе, коммуникабельности, адекватной самооценки и самоконтроля.
Методы проведения занятия:
Словесный (рассказ, объяснение)
Наглядные (демонстрация наглядных пособий, презентация)
Практическая работа (самостоятельная работа под контролем педагога)
Подведение итогов: испытания моделей.
Литература:
1.Техническое творчество в начальных классах. Г.И. Перевертень, М., 1988.
2. От идеи до модели. В.А.Заворотнов., М., 1982.
3.Твори, выдумывай, пробуй. Сборник бумажных моделей. М., 1986.
4. Учебник «Мир вокруг нас», 1 класс, А.А.Плешаков
План занятия:
Формы, методы, приемы
Содержание деятельности на занятии
Результат детей
Результат педагога
I .Организационный этап. Знакомство (5 минут)
Диалог.
Создание эмоционально – радостного настроя на занятии.
Снятие напряжения и барьеров общения.
Знакомство. Снятие напряжения и настрой детей на занятие.
II. Основной этап. Введение в предмет. Постановка проблемы. Поиск решения проблемы. Практическая работа (30 минут).
Беседа о НТМ
Демонстрация слайдов о деятельности объединения.
Игровая ситуация: Путешествие в Город технического моделирования.
Введение в образовательную программу:
- знакомство с деятельностью объединения с
помощью слайдовой презентации и выставки моделей техники.
Активизация познавательной деятельности.
Обеспечение мотивации предстоящей деятельности на занятии.
Создание комфортной обстановки на занятии.
Первичная проверка понимания.
Введение в образовательную программу.
Понятийный словарь.
Понятийный аппарат по теме занятия. Знакомство с понятиями: моделирование,
чертеж.
Усвоение новых знаний.
Адекватность выбранных форм, методов, технологий.
Создание проблемной ситуации. Побуждение к поиску решений проблемы.
Постановка проблемы:
- какие этапы надо пройти, чтоб сделать модель;
Поиск решений проблемы.
Постановка целей. Создание проблемной ситуации. Поиск решений.
Практическая часть.
Самостоятельная работа под руководством педагога.
Проведение испытаний с изготовленными моделями самолета.
Практическая самостоятельная работа:
Изготовление модели самолета «Стрела», ТБ при изготовлении.
Демонстрация работы.
Выполнение практической работы.
Получение удовлетворения от выполненной работы, удовольствия при полете.
Постановка целей и их достижение.
III. Завершающий этап. Подведение итогов занятия (10 минут)
Обобщение. Рефлексия.
Приглашение на занятия в кружок НТМ.
Подведение итогов.
Обобщение полученных знаний.
Дают обратную связь через самооценку.
Выявление степени удовлетворенности и заинтересованности детей занятием.
I. Организационный этап. Знакомство.
Дети заходят в кабинет и рассаживаются за столы.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Елена Борисовна и я очень рада встрече с вами!
Я работаю педагогом в школе технического творчества и руковожу кружком, который называется «Начальное техническое моделирование».
Сегодня наше занятие будет связано с техникой, с транспортом, а также вы узнаете, чем ребята занимаются в нашем кружке.
Для того, чтобы занятие прошло успешно, нам необходимо познакомиться. Сегодня на занятии нашим талисманом будет вот этот маленький самолетик. Давайте встанем в круг и передавая самолет из рук в руки, каждый назовет свое имя.
Обучающиеся знакомятся, передавая модель самолета из рук в руки по очереди. А по окончании знакомства модель самолета остается на столе педагога.
Педагог:- Вот мы и познакомились! Ребята, посмотрите на солнышко, как оно нам улыбается и желает хорошего дня! А давайте, и мы подарим улыбку друг другу и всем присутствующим! Сегодня у нас с вами все получится!
II. Основной этап.
Введение в предмет.
Педагог: - Ребята! Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в страну мастеров, в город технического моделирования. А на чем же мы отправимся туда? Отгадайте загадку:
Крылатый, но не птица.
Летает в небесах.
В мгновенье может скрыться
В пушистых облаках.
Когда взлетает в небо
И набирает ход – закладывает уши,
Что это? – САМОЛЕТ.
Педагог: - Правильно! Ребята, а кто управляет самолетом? Кто ему помогает? (Капитан, штурман, пилот).
А еще в пассажирском самолете есть бортпроводница, которая общается с пассажирами, рассказывает им о полете. И чтобы ещё больше погрузить вас в атмосферу полета, позвольте надеть мне форму бортпроводницы, еще ее называют стюардесса.
- Вы готовы отправиться со мной в полет? Молодцы!
Педагог: - Цель нашего занятия – путешествия познакомиться с городом «Кружок технического моделирования», узнать, чем занимаются юные мастера и даже самим стать конструктором. Но все по порядку.
Наш полет начинается, и сейчас мы с вами подлетаем к нашему городу. Посмотрите, вот он какой – Город мастеров, (показывается общий слайд «Техническое моделирование»).
- Ребята, как вы думаете, что мастерят в этом городе, почему он называется «Кружок технического моделирования»?
- Правильно, потому что там юные техники – мальчики вашего возраста знакомятся с различного вида техникой. А кто догадается, что такое моделирование?
- Ребята, моделирование - это изготовление моделей транспорта, только в уменьшенном виде. Юные мастера из бумаги и картона делают или моделируют самые различные модели транспорта.
Давайте посмотрим, что же умеют делать ребята в этом городе.
Демонстрация работ на выставке.
Педагог: - А делать они умеют вот такие замечательные модели: автомобилей, кораблей, ракет, самолетов. Все модели сделаны из картона и бумаги. Но такими машинками можно даже играть, ведь колеса – то у них крутятся, кузов поднимается! У каждого юного мастера дома есть целая коллекция из тех моделей, которые он сделал. Не обязательно покупать дорогую игрушку в магазине, а можно постараться сделать ее своими руками!
Сейчас вы это и попробуете сделать!
Педагог: - Наш самолет совершает посадку в городе технического моделирования. И я предлагаю вам стать конструкторами и сделать модель вот такого военного самолета – истребителя «Стрела».
Педагог показывает готовую модель самолета.
2. Этапы построения модели.
Педагог: Ребята, посмотрите, перед вами лежат материалы и инструменты, которые понадобятся вам для работы. Это цветная бумага с чертежом, ножницы, клей, кисточки.
- Ребята, наши юные техники, когда делают модель какого-либо транспорта, должны пройти несколько шагов. Посмотрите на экран.
а) Последовательность выполнения модели (показывается на экране).
Первый шаг – это изготовление чертежа модели. Любая модель автомобиля, робота, самолета делается по чертежу.
А что такое чертеж? Это изображение детали с помощью линий, нанесенных на бумагу при помощи линейки.
А помогает сделать нам чертеж вот такая копировальная бумага.
Второй шаг – продавить линии сгиба на чертеже, чтобы бумага легче сгибалась.
Третий шаг – вырезать модель.
Педагог: - Друзья мои, сегодня у нас время для занятия ограниченно. Поэтому мы начнем с вами выполнять работу сразу с 3 шага. Это вырезание чертежа. Каким инструментом мы будем пользоваться? Ножницами. Давайте вспомним, как надо правильно работать ножницами.
б) Инструктаж по технике безопасности.
Педагог: Перед вами на столе лежат карточки, красного и зеленого цвета. Я буду задавать вопрос, а вы отвечайте карточкой нужного цвета (красная карточка – неправильный ответ; зеленая карточка – правильный ответ).
Варианты:
1.Ножницы можно держать концами вверх (красная карточка).
2.Нельзя оставлять ножницы в открытом виде (зеленая карточка).
3.Ножницы необходимо передавать закрытыми, кольцами вперед (зеленая карточка).
4.По классу можно ходить с открытыми ножницами (красная карточка).
5.Ножницами можно порезаться (зеленая карточка).
Педагог: Молодцы! Все прекрасно знают, как пользоваться ножницами. Отложите карточки в сторону.
Педагог: А я предлагаю вам, дорогие ребята, встать и немного размяться перед важной работой.
Физминутка.
Руки ставим все в разлёт
Появился самолёт
Мах крылом туда-сюда
Делай раз и делай два!
Молодцы! Садитесь!
Мы можем начинать работу.
в) Практическая работа.
Текущий инструктаж – целевые обходы:
Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.
Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля.
Повторим.
Чтобы у нас получился вот такой самолет, мы должны сделать чертеж, продавить линии сгиба, вырезать детали. Возьмите в руки лист с чертежом. Посмотрите, сколько деталей, как вы думаете, на нем изображено. Давайте, посмотрим. Вот это – самая большая деталь – корпус самолета, здесь все есть: и крылья, и корпус. И еще у нас на чертеже есть кабина самолета, а это хвост. Ваша задача вырезать все три детали по контуру, по сплошным линиям, аккуратно. Я вам буду помогать, приступайте к работе.
Педагог: Молодцы, у вас получается очень хорошо.
Педагог: Переходим к 4 шагу – сгибание деталей по пунктирным линиям. Придаем форму нашему самолету.
Пятый шаг – начинаем склеивать. Работать мы с вами будем клеем ПВА, старайтесь много клея не наносить, чтоб наши самолеты получились аккуратными, чтобы вы могли полетать ни них!
- Сначала нам надо вклеить уплотнитель в нос самолета, чтоб он был покрепче. Вот так выглядит эта деталь. Возьмите ее и намажьте клеем сначала с одной стороны. Приклейте ее внутрь носа самолета, чтоб совпадали края. (Показываю). Так же намазываем клей с другой стороны, соединяем деталь. Далее приклеиваем крылья. Корпус самолета готов. Мы должны приклеить кабинку самолета и хвост.
Педагог: - Молодцы, хорошо получается! Осталось немного украсить наш самолет. Возьмите и приклейте звездочки на крылья. Напишите название самолета, пусть это будет ваше имя.
-Здорово! Молодцы! Вот и вы сделали свою 1 модель! Очень хорошо летающую модель самолета «Стрела»! Хотите запустить модель?
- Давайте сначала подготовим рабочее место. Клей закрываем, обрезки бумаги убираем.
г) Испытания модели.
Дети с педагогом выходят в холл для запуска модели.
Инструктаж по ТБ при запуске модели.
д) Мини-соревнования.
Подведение итогов.
Педагог: - Юные пилоты, как хорошо летают ваши модели! Понравилось? Сегодня у нас все победители! И есть ребята, которым повезло чуть больше, их самолеты пролетели дальше других!
III. Итоги занятия.
Педагог: Ребята, наш самолет благополучно завершил путешествие по стране технического творчества. Как вы считаете, полет был интересным? В каких городах мы с вами побывали? Какие модели техники видели? Понравилось вам мастерить самолет? А запускать его? Кто захотел прийти в гости к нам в школу и записаться на кружок? Здорово!
IV. Рефлексия.
Педагог: А сейчас еще одно маленькое задание. Перед вами лежат смайлики: с улыбкой, грустный, и равнодушный. Вот какое у вас настроение сейчас, понравилось ли вам заниматься сегодня – выберите смайлик и прикрепите его.
Ребята, вы молодцы, как вы думаете? А давайте дружно: мы молоды! Мы супер!
Педагог: - А я говорю вам спасибо за наше с вами занятие, за творчество, за хорошее настроение, за вашу старательность и приглашаю вас записаться к нам в школу на занятия кружка НТМ. До скорой встречи!
13PAGE \* MERGEFORMAT14715
15