Формирование посадки и способы ведения меха


Сандықтау ауданы білім бөлімінің жанындағы «Балашин балалар музыка мектебі» мелекеттік коммуналдық казынылақ кәсіпорыны
Государственное коммунальное казённое предприятие «Балкашинская детская музыкальная школа» при отделе образования Сандыктауского района
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
( из опыта работы)
Тема: «Формирование посадки и способы ведения меха»

Разработала: преподаватель ДМШ народного отделения по классу аккордеон Куприянова Е.Д.

2015г.

Формирование посадки и способы ведения меха.
Первое занятие надо начинать со знакомства ученика с инструментом, его возможностями.
Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика.
Играя ученику на инструменте, преподаватель решает сразу несколько первоначальных педагогических задач, во-первых приобщает ученика к музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке), во - вторых используя принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желание учиться исполнительству на инструменте и в третьих постепенно вводит ученика в учебный процесс.
После прослушивания ребенком музыкального произведения попросить определить, какая звучала музыка: грустная или веселая, быстрая или медленная. Уяснить размещение клавиш, соответствующих низким и высоким звукам. Тем самым ученик в дальнейшем начинает более внимательно слушать музыку, учась при этом определять характер и темп.
Анализируя с учеником тот или иной музыкальный материал, преподаватель тем самым развивает у него музыкальные и слуховые способности.
Учитывая психологию маленького ребенка, желание сразу же сесть за
аккордеон и начинать играть на нем, преподаватель должен предоставить
такую возможность ученику на первом занятии, образно выражаясь, дать попробовать свои силы.
Первые 2-3 урока не стоит начинать изучение музыкальной грамоты, лучше уделить внимание постановочным моментам: посадке, постановке инструмента, положению рук на правой и левой клавиатурах. Формирование посадки аккордеониста и положение инструмента значительно влияют на качество игры.
На аккордеоне следует играть сидя на жестком или полужестком стуле, расположившись примерно на половине сиденья. Высота сиденья должна позволять ногам опираться на полную ступню. Учащимся маленького роста требуется подставка под ноги или специально подобранный маленький стул.
Во время игры нужно сидеть свободно, прямо, не сутулясь, с небольшим наклоном вперед. При этом вес туловища вместе с весом инструмента приходится на несколько точек опоры: на сиденье стула и ступни ног. Такая посадка обеспечивает хороший контакт с инструментом, сохранение осанки и наименьшую утомляемость исполнителя (рис.1в). Не рекомендуется сидеть откинувшись на спинку стула (рис.1б), так как корпус тела и инструмент утрачивают устойчивость и играющий быстро устает.

44538907356475рис.1
Для создания устойчивого положения инструмента очень важно хорошо отрегулировать плечевые ремни. Если ремни слишком длинны, их следует подтянуть или укоротить. Слишком короткие ремни прижимают инструмент к туловищу, что лишает исполнителя свободы движений и стесняет дыхание.
(рис.6)

Правый плечевой ремень должен быть значительно длиннее левого (рис.2) рис.2
Это позволяет сместить инструмент в левую сторону так, чтобы сомкнутый мех опирался на бедро левой ноги, а правая клавиатура была бы в поле зрения играющего и занимало положение, обеспечивающее спокойную работу правой руки без излишнего изгиба запястья.(рис.3,4) (рис.6)
рис.3,4.
Если у исполнителя покатые плечи, то ремни надо скреплять сзади соединительным ремешком (рис.5).
рис.5.
Для большей устойчивости инструмент надо ставить на колени отвесно. Бедро левой ноги должно быть параллельно полу (рис.1в,г,д). Правая нога занимает более свободное положение, располагаясь обычно несколько ниже левой; можно выдвинуть ее вперед или, наоборот, отвести назад(рис.1г,7).
Ноги расставляются на различную ширину (рис. 7,8). Гриф правой
клавиатуры может упираться в бедро ноги, что обеспечивает устойчивость инструмента при сжиме меха. Не следует придерживать инструмент подбородком.
рис.7,8.
Аккордеонист не должен постоянно смотреть на клавиатуру, так как это заставляет держать инструмент в неправильном, наклонном положении, в результате чего затрудняется применение 5-ого пальца в нижней части клавиатур, и, кроме того верхняя часть инструмента начинает давить на грудь играющего.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗВУКА
«Артикуляция- это способ исполнения последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних» 1 (1.Акимов Ю.Т.Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М.,1980.).(2. Бесфамильнов В.В.,Семешко А.А. Воспитание баяниста. Вопросы теории и практики.Киев,1989.).
Артикуляция на аккордеоне отражает специфику двигательно - игровых приемов исполнителя при управлении процессом звукообразования и на инструменте, характером туше и способом ведения меха в их взаимодействии.
Звукоизвлечение - это способ получения звука на каком-либо инструменте определенными действиями(щипок струны, движение смычка, удар по клавишам, движение струи воздуха и т.д.).
На аккордеоне звукоизвлечение достигается ведением меха и определенным характером нажатия клавиш; эти движения определяют вид колебания язычков в голосовых камерах, а следовательно, и звуковой результат(отдельный звук, последовательность звуков, их связность и расчлененность).
Из вышесказанного следует, что звукоизвлечение и артикуляция на данном музыкальном инструменте понятия близкие. Действительно, в работе Егорова сказано «…характеристики формы и процессов, протекающих внутри звука будут зависеть от артикуляционных приемов(способов звукоизвлечения)2
В работе Липса 3: «…Из трех перечисленных приемов звукоизвлечения с подавляющим преимуществом в исполнительской практике применяется пальцевая артикуляция, … мехопальцевая артикуляция…».
1 Музыкальная энциклопедия
2 Егоров Б.М. Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы профессионального воспитания баяниста. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып.48.М.,1980.
3 Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне 1998(стр.26-27)
Аккордеон - инструмент богатыми музыкально- выразительными возможностями, открывающими перед исполнителями большие творческие перспективы. Сочный, певучий звук, сила, красочность сочетаются в этом инструменте с динамической гибкостью и возможностью тончайшей филировки.
В конструкции аккордеона объединены три компонента, с которыми связано звукообразование:
1 -звуковое устройство;
2- правая и левая клавиатуры;
3- мех.
Звуковое устройство состоит из:
а) металлических язычков(голосов),
б) набор пластин(планок), на которых крепятся язычки,
в) резонаторов, на которых помещены планки с язычками.
Правая и левая клавиатуры аккордеона представляет собой две самостоятельные, отличные друг от друга системы передающего устройства, которое ведет от клавиш( пальцев исполнителя) к клапанам инструмента, открывающим доступ воздуха; его воздействие вызывает звучание. Мех служит для регулирования давления воздуха в корпусе инструмента и для подачи его через открытые клапаны в резонаторы и на язычки.
Итак, от момента «палец» до момента «звук» образуется цепочка взаимообусловленных связей: палец-клавиша-рычаг- клапан- воздух-
резонатор- планка- язычок- звук.
Стоит нажать клавишу, привести в движение мех(разжим и сжим) с одновременным нажатием клавиши регулируется длительность звука, его
динамика (сила звучания).
Качество звука зависит и от способа прикосновения пальца к клавиши (туше).Однако зависимость между интерпретацией произведения и приемами исполнения не всегда заметно, потому что на аккордеоне можно играть быстро и медленно, громко и тихо, используя- при любом туше- лишь влияние меха на характер звука и наоборот. Звуковыразительные средства инструмента, описание технологии звукоизвлечения и систематизации основных штрихов подчинены главной цели- художественному исполнению на аккордеоне.
Виды туше:
1.Нажим-выполняется с поверхности клавиши мягким погружением в нее и таким же плавным отпусканием (замах кисти или «взятие сверху» отсутствует). Скорость открытия и закрытия клапана небольшая. При этом атака и окончание звука будут в зависимости от режимов ведения меха или при непрерывном его ведении) или мягким ( при одновременном начале и окончании звука мехом и пальцем одновременно).
2. Толчок- осуществляется также с поверхности клавиши толчкообразным движением руки от клавиатуры(замах кисти или «взятие сверху» отсутствует). Скорость открытия и закрытия клапанов довольно большая. При этом атака и окончание звука округленные. Толчок может быть выполнен и без последующего быстрого снятия руки. В таком случае только начальная скорость открытия клапана достаточно большая и соответственно только атака звука будет округленной, а окончание звука может быть осуществлено и другим приемом, например, плавным отпусканием клапана, что даст большее смягчение и округление формы окончания звука.
3. Удар- выполняется маховым движением пальца, предплечья, всей руки(обязателен замах и «взятие сверху»). Скорость открытия и закрытия клапанов максимальная, если при этом палец(кисть, рука) быстро отскакивает от клавиатуры. При этом атака и окончание звука будут
острыми, твердыми, четкими. Удар может быть осуществлен и без последующего быстрого отскока, поэтому форма окончания звука может различным образом варьироваться.
4. Скольжение(glissando)дает сравнительно большую скорость открытия клапанов(в зависимости от скорости скольжения) и мгновенную скорость закрытия клапанов под действием пружин очень быстро прихлопываются к деке. Атака звука при приеме(glissando) буде округлой, а окончание- прямым, твердым.
Важнейшим теоретическим обобщением практического исполнительного опыта является выдвинутое П.Гвоздевым положение о неполном(частичном) открытии клапана при различных видах туше. Согласно этому положению, зона влияния туше на характеристику стационарной части звука будет находиться в пределах от максимума- полного открытия клапана( палец нажимает, ударяет, толкает клавишу до упора), до минимума- самого малого уровня открытия(подъема)- (палец нажимает, ударяет, толкает клавишу на малую часть полной амплитуды хода клавиатурного рычага). В зоне полного подъема клапана находятся многие десятки промежуточных градаций1.
Музыка создается из звуков определенной высоты. При нажатии на клавишу при разжиме или сжиме меха слышен определенный звук, а при нажатии на кнопку в левой клавиатуре - слышен один или несколько звуков.
При движении меха (разжиме или сжиме) образуется воздушная струя. При нажиме клавиши или кнопки воздушная струя проходит через узкое
отверстие со звуковой пластинкой, и под воздействием воздушной струи
звуковая пластинка начинает колебаться, создавая звуковые волны. (рис.9)


Правая рука должна быть освобождена от напряжения. Вырабатывая правильную постановку правой руки на клавиатуре, преподаватель должен
добиться, чтобы учащийся умел расслаблять руку. Для этого можно
попросить ученика опустить руку вниз, расслабить при этом все мышцы, а затем приподнять вверх, сгибая в локтевом суставе, задействовав при этом только мышцы плеча, сохранив расслабленными предплечье и кисть. В таком естественном положении кисть подноситься к клавиатуре. Предплечье отдельно от корпуса тела, а локоть не отводится вперед или назад. Кисть
совсем расслабленная, свободная. Многие начинающие стараются зажать руку и пальцы, будто у них что-либо отбирают. Не будьте «жадными», расслабьтесь… Палец, нажимающий на клавишу, закруглен и касается клавиши «подушечкой». Недопустимо, чтобы пальцы лежали на клавишах или касались их ногтями.
Левая рука помещается между ремнем( рабочим ремнем) и решеткой
задней части левой стороны аккордеона. Ремень соприкасается с верхней частью кисти. Во время игры рука свободно перемещается вверх и вниз. Пальцы дугообразно согнуты в суставах и нажимают кнопки левой клавиатуры, ударяя по ним как молоточки. Первым пальцем нажимается кнопка, находящаяся в верхней части боковой сетки, при помощи которой
без звука выпускается воздух из меха.
Движение меха осуществляется левой рукой. Нажимать на клавиши и
кнопки нужно спокойно, без каких либо лишних усилий, т.к. громкость звука зависит только от силы (скорости, интенсивности) движения меха, а не от силы нажатия пальца на клавишу или кнопку.
О ведении меха.
Ведение меха осуществляется левой рукой. Мех при игре движется веерообразно (рис.10). Это облегчает равномерную подачу воздуха,
необходимую для воспроизведения хорошего звука, и обеспечивает устойчивое положение инструмента во время игры. Веерообразное ведение меха наиболее экономично, оно не требует больших усилий исполнителя.
рис.10,11
Необходимо поупражняться в правильном ведении меха, пользуясь при этом
воздушным клапаном или извлекая звуки на клавиатуре.
Аккордеон не должен сдвигаться вправо при сжиме меха и влево при разжиме меха. Не следует помогать ведению меха движением ног или корпуса тела. Это затрудняет управление мехом и отрицательно сказывается на качестве звука и технике исполнения.
Способ ведения меха влияет на характер меха и силу звучания: плавное движение дает ровный звук, а при рывках возникают «выкрики»; слабому движению меха соответствует тихое звучание, интенсивному – громкое.
Нередко начинающие аккордеонисты вместо равномерного, постоянного ведения меха тянут его лишь в моменты нажима на клавиши. В
результате образуется резкие, не связанные между собой звуки. (Подобное явление происходит и тогда, когда ученик, вместо того чтобы спокойно, плавно нажимать на клавиши, резко толкает их).
Момент смены меха, смены направления движения меха должен быть почти незаметным для слуха. Недопустимо подергивание меха перед сменой его направления, так как это приводит к нежелательному усилению «вспучиванию» звука, вроде набегающей волны.
Правильная смена меха – одно из важнейших условий грамотного исполнения музыкальных произведений. Учащийся должен знать, не только как менять мех, но и где лучше его сменить, чтобы не нарушить стройного течении мелодии. Нельзя менять мех на одном звуке, даже при первоначальном разборе пьесы. Смена меха осуществляется, как правило,
между смысловыми отрезками произведения: фразами, предложениями. Чем быстрее темп, тем больше смысловой отрезок (или несколько отрезков) укладывается на движение меха в одну сторону (на один мех). Например, если при первоначальном разучивании произведения в замедленном темпе на движение меха приходилась одна фраза, то в быстром темпе на «один мех» можно исполнить две фразы и более.
Не рекомендуется разводить и сводить мех до предела. Подвижную музыку (например, танцевального, маршеобразного характера) удобнее играть на «коротком» мехе. Произведение медленного темпа, с широкими
фразами требует «длинного» меха. В каждом конкретном случаи надо искать наилучший вариант смены движения меха в соответствии с содержанием и характером пьесы.
Нежелательна смена меха на лиге или в середине фразы. Однако, если всю фразу нельзя исполнить на одно движение меха, можно произвести смену внутри фразы перед сильной долей такта, или перед акцентом, или в момент паузы.
Учащийся должен научиться ощущать во время управления мехом
границы звучание на разжим и сжим и регулировать подачу воздуха.
Предвидя нехватку воздуха на последние звуки, можно несколько умерить
динамику в нутри фразы. Если же снижение динамики противоречит художественному смыслу, то нужно точнее рассчитать движение меха в предыдущем отрезке, наметить новые, или дополнительные места для смены
движения меха.
В ряде случаев, во избежание нехватке меха на сжим, целесообразно начинать исполнение пьесы при частично разведенном мехе.
Мех по праву считается душою аккордеона. Умело пользуясь им, применяя то контрастное сопоставление нюансов, то едва заметную филировку звука, исполнитель достигает необходимого характера звучания и создает требуемое настроение.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ МЕХА
Можно попробовать дать ученику поиграть на разжим и сжим используя
кнопку «спуск- клапан», этим упражнением ученик будет успевать следить за ведением меха – веерообразно, и ровностью звучания( не ускорять и не замедлять).
Для этой цели можно дать другое упражнение, нажать одну из клавиш
(1-м пальцем) или кнопку (3-м пальцем).
1.При быстром движении меха получается сильный звук.
2. При медленном движении- слабый звук.
3. При ускорении от медленного к быстрому движению звук усиливается.
4.При замедлении от быстрого к медленному движению звук затихает.
5. Для того чтобы получить ровный по силе звук, мех должен двигаться равномерно, с одинаковой быстротой.
Типичные способы ведения меха по П. Гвоздеву: 1
1. Ровное ведение- обеспечивает постоянный уровень давления воздушной струи на язычки. Возможно на всех динамических градациях от pp-pp до ff-ff.
2. Ускорение и замедление движения- приводит к соответствующему
увеличению или уменьшению уровня давления воздушной струи на язычки и в реальном звучании соответствует crescendo и diminuendo. Также возможно в динамическом диапазоне аккордеона: pp<ff>pp
3.Рывок мехом- концентрация различных уровней давления струи воздуха на язычки в определенный момент. В большинстве случаев он может совпадать с началом (атакой) звука при исполнении акцентов,sf, но вполне возможно, что такая концентрация может приходиться на различные периоды стационарной части звука и на его окончание(снятие с акцентом). Этот прием возможен на самых различных динамических уровнях звучания.
4.Tremolo меха- быстрая, периодическая смена режимов 2 «разжим- сжим», при которой начало и окончание звука осуществляется мехом, так как пальцы в этот промежуток времени удерживают в нажатом положении нужные клавиши. Разновидностью этого приема является смена направления движения меха на каждый новый звук одновременно с переходом пальцев на соответствующие клавиши. По аналогии со скрипичным этот прием условно назван А.Онегиным detache.
5. Vibrato- прием, дающий периодические перепады в уровнях давления струи воздуха на язычки при одновременном режиме ведения меха- «разжим» или «сжим». Вариантов исполнения vibrato очень много: быстрое вибрирование ладони левой руки, легкие удары всей ладонью по левому полукорпусу аккордеона в различных толчках клавиатурного угла, пульсирующие, толчкообразные движения кисти правой руки при нажатых клавишах и мн. др.