Статья «Организация спортивно-оздоровительной деятельности с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС»


Организация спортивно-оздоровительной деятельности с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС
Аннотация: Данная статья отражает формы и методы организации спортивно-оздоровительной деятельности, как составляющей частью программы внеурочной деятельности, физкультурно-оздоровительной направленности и реализующей следующие формы работы;
- Школьная спартакиада;
- Дни здоровья;
- Спортивные праздники;
- Месячник за ЗОЖ;
- Спортивный час.
Ключевые слова: дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), спортивно-оздоровительная деятельность, Дни здоровья, школьная спартакиада, спортивные праздники.
Организация спортивно-оздоровительной деятельности в коррекционной школе ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления учащегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Спортивно-оздоровительная работа является одним из ведущих направлений во внеурочной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на сегодняшний день эта работа является актуальной т.к. способствует формированию у детей ценностного отношения к здоровью, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья, расширяет знания и навыки по гигиенической культуре, формирует умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, и использовать их в целях досуга и отдыха.
Основной целью спортивно-оздоровительной деятельности является создание организационных, материально-технических и кадровых условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности ребёнка средствами спортивно-оздоровительной деятельности и физической культуры, формированию потребности в ведении здорового образа жизни.
Формы организации спортивно-оздоровительной деятельности.
Направление Формы работы
Школьные спартакиады;
- президентское многоборье
- легкоатлетический кросс
- пионербол
- круг
- дартс
Дни здоровья;
-весёлые старты;
- спортивно познавательные игры;
- соревнования по легкой атлетике;
- посещение спортивных организаций города;
Спортивные праздники;
-конкурс рисунков;
-игры и конкурсы;
- фестиваль подвижных игр;
- веселые старты
Месячник за ЗОЖ; -информационные линейки;
- акции;
- соревнования по направлениям;
- конкурсы рисунков, буклетов;
- спортивно – познавательные игры;
- агитбригады;
- беседы с участием медицинских работников и служб социальной защиты
Спортивный час -физкультминутки;
-игры и конкурсы;
- акции;
-прогулки;
-экскурсии.
Школьная спартакиада реализуется в соответствии с общешкольным планом спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, утверждённым педагогическим советом ОУ.
В соответствии с планом внеурочной деятельности, спортивные соревнования проводятся по каждому виду спорта между классами каждой параллели. Победители в обязательном порядке награждаются грамотами и переходящими кубками и сладкими призами на общешкольных линейках. По результатам участия классов в школьной спартакиаде ведётся экран спортивной активности и достижений учащихся.
Дни здоровья проводимые на базе МКОУ КШ№8 примечательны тем, что в них принимает участие максимально возможное количество участников, а также своей оптимальной формой проведения, заключающейся в прохождении учащимися спортивных этапов в соответствии с возможностями и особенностями. Организуются подобные Дни здоровья на основе плана внеклассной деятельности, и отдельного плана- сценария мероприятий Дня здоровья.
Итоги школьного Дня здоровья подводятся на общешкольной линейке с поощрением победителей и активных участников.
Дни здоровья на базе городского физкультурно-оздоровительного комплекса «Звёздный» отличаются тем, что учащиеся по желанию могут выбрать место занятия в зависимости от собственных интересов – это «Ледовая арена», «Универсальная площадка», «Бассейн». Проведение мероприятий на базе ФОК осуществляется на основе плана-графика департамента образования г. Арзамаса.
Дни здоровья, на физкультурно-оздоровительной базе «Снежинка» отличаются тем, что проводятся на свежем воздухе. Основанием проведения данного вида Дней здоровья является приказ директора по ОУ и программа спортивно- оздоровительных мероприятий, разработанная учителями физической культуры, которые обеспечивают доставку необходимого спортивного инвентаря.
Ежегодно в школе проводится месячник за ЗОЖ, который включает в себя разнообразные мероприятия направленные на:
вовлечение учащихся в социально – полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений, укрепление физического и психического здоровья ребенка.
Дата проведения месячника за ЗОЖ определяется общешкольным планом внеурочной деятельности. Мероприятия месячника реализуются в соответствии с отдельным планом – сценарием.
Спортивные праздники способствуют широкому привлечению младших школьников к занятиям подвижными играми, различными физическими упражнениями (бег, прыжки, ползание, лазание, метания), содействуют активному отдыху учеников. Они проводятся в течение всего учебного года и организуются между командами классов.
Спортивные праздники носят тематический характер и посвящаются началу и окончанию учебного года, встрече и проводам зимы, 23 февраля.
Спортивные праздники проводятся как на свежем воздухе, так и в помещении школы.
Координатором реализации программы спортивно- оздоровительной деятельности в ОУ выступает преподаватель спортивно-массовой работы, который в своей деятельности руководствуется должностной инструкцией, планом внеурочной деятельности и алгоритмом реализации программы спортивно-оздоровительной деятельности.
Алгоритм, механизм рейтингирования осуществляется способом опроса учащихся и выставление ими баллов за проведённое спортивное мероприятие.
Интересные формы организации спортивно-оздоровительной работы улучшают настроение и поведение учащихся, противодействуют отрицательному влиянию длительных однообразных поз, за счёт совершенствования техники основных двигательных действий положительно сказываются на расширении двигательных возможностей,, способствуют формированию умений управлять своими движениями, что важно для повседневной жизни.
Поэтому привлечение детей с ОВЗ к активным занятиям физической культурой во внеурочное время или второй половине дня основанного на пробуждении к ним интереса, должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы школы. При этом значение системного подхода к физическому воспитанию детей, направленного на коррекцию их двигательных нарушений и развитие личностных качеств. Для этого широко используются различные средства физической культуры. Но прежде чем использовать весь этот богатый арсенал, воспитателю необходимо выделить специфические недостатки и особенности физического развития и двигательных навыков каждого конкретного ребёнка, так как успешность коррекционной работы с учащимися во многом определяется дифференцированным подходом к детям.
Литература:
Воронкова В.В. –Программы специальных (коррекционных) образователь
ных учреждений. М ; Просвещение, 2010 г.
Васянина И.И. – Физкультурно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в специальной коррекционной) школе – 2013г.Лапшин И.С. – Нормативно-правовая база организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Методические рекомендации - 2010 г.