Программа по нравственно — эстетическому воспитанию
государственное бюджетное образовательное учреждение
Михайловская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида
«СОГЛАСОВАНО»«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по ВР:Директор школы-интерната:
____________ Хусаинова Т.Н. __________ Г.Ф. Шишкина
«___» ___________ 2014 г.«___» ___________ 2014 г.
Программа
по нравственно-
эстетическому воспитанию
Программа
по нравственно-
эстетическому воспитанию
Рассмотрено на методическом совете: «____» ___________ 2014 г.
Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. «До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитывать человека…» (Д. С. Лихачев).
В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.
Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с отклонениями в развитии:
ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;
значительно затруднен процесс усвоение детьми социального опыта, моделей поведения;
у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
учащимся присуще такие качества личности, как:
а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;
б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;
в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает аффективное реагирование и обида;
г) тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве;
д) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;
е) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
ж) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся социумом.
Проблема нравственно-эстетического воспитания стоит крайне остро. Недооценка роли эстетического сознания, художественной культуры как факторов динамического развития общества; второстепенная роль предметов культурно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях, устойчивый подход к ним как к остаточным и факультативным - все это приводит к обеднению эмоционального мира детей и подростков, к эстетической безвкусице, нравственной глухоте, дегуманизации поведения.
Большую часть художественной информации дети получают через аудиовизуальные (телевидение, радиовещание, кино, диски аудио- и видеозаписей) каналы и средства эстетической организации окружающей среды (архитектурные ансамбли, монументальная скульптура, живопись).
Однако достаточной подготовки к адекватному постижению художественных качеств окружающей среды и полноценному восприятию музыкального, изобразительного и других видов искусства дети, как правило, не получают ни в семье, ни в школе, поэтому художественные и эстетические вкусы формируются у детей в подавляющем большинстве случаев спонтанно. Дома дети и подростки в основном контактируют не с членами семьи, а с компьютерами и средствами массовой коммуникации, постоянно потребляя музыкальную и иную продукцию, неконтролируемую родителями. А ведь приобщение молодежи к культуре вообще и к художественной культуре в частности - это не только вопрос, связанный с развитием ее художественного, эстетического вкуса, но и очень серьезная проблема формирования личности современного человека, способного содержательно проводить свой досуг, духовно обогащаться в процессе общения с искусством. Таким образом, сложилась определенная диспропорция в области эстетического воспитания.
Данный спектр проблем еще более остро очерчивается в процессе воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, нравственное и эстетическое развитие которых осложняется не только наличием специфических особенностей, обусловленных интеллектуальным дефектом, но и довольно часто неблагоприятной средой воспитания и развития в семье. Нравственно-эстетическое воспитание довольно часто выступает как второстепенное занятие развлекательно-досугового характера. Проблема эстетического воспитания умственно отсталых школьников представляется одной из актуальных проблем современной специальной педагогики.
Нравственно-эстетическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий воспитанники с нарушением интеллекта способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии, у них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое.
Нравстенно-эстетическое воспитание значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Вследствие этого работа по нравственно-эстетическому воспитанию в специальной школе-интернате VIII вида имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей: более элементарный уровень содержания эстетического воспитания по сравнению с массовой школой; рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям учащихся; коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.
В процессе эстетического воспитания умственно отсталых детей решаются прямые и косвенные задачи. К прямым задачам относят: развитие у воспитанников способности воспринимать эстетические явления в действительности и искусстве, формирование художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и к объектам действительности и их эстетической оценки. Воспитанник должен научиться видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и выражать свое отношение к этим явлениям в той или иной доступной ему форме. В неразрывной связи с прямыми задачами решаются косвенные, реализуемые в процессе решения задач других направлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, физического, трудового и др.), основанные на привлечении внимания учащихся к различным произведениям искусства, отражающим представления о красоте и доброте.
Задачи эстетического воспитания:
коррекция дефектов психического и физического развития умственно отсталых детей, становление личности каждого воспитанника и подготовка его к самостоятельной жизни.
развитие эстетической восприимчивости, умения видеть и понимать красивое в повседневной жизни, природе, искусстве, обогащение опыта эстетическими впечатления, формирование запаса эстетических образцов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов, приучение к нравственно-этическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.
формирование элементов эстетического сознания воспитанников (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки), основанного на формировании системы разнообразных эталонов: сенсорных (свойства и качества предметов), эмоциональных (эмоции и чувства), искусствоведческих (виды и жанры искусства, выразительные средства, произведения разных видов, знание имен авторов различных произведений искусства), эстетических (красивое - некрасивое);
формирование у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей (наклонностей): формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности, воспитание у детей потребности активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми на основе формирования соответствующих умений и навыков.
Задачи эстетического воспитания взаимосвязаны и взаимообусловлены. На основе задач разрабатываются содержание и методика эстетического воспитания.
Можно выделить следующие группы методов эстетического воспитания:
Методы, направленные на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений (восприятие и наблюдение за окружающими предметами и явлениями, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их).
Методы, направленные на формирование элементов эстетического сознания (беседы, рассказы, экскурсии, прогулки с наблюдениями, игра).
Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, развитие у них умений и навыков художественного воспроизведения окружающих форм (показ способа действия, образцов для обследования, тренировочные упражнения с целью освоения элементарных средств художественной выразительности в зависимости от вида искусства).
Методы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий (создание ситуаций творческого поиска, придумывание вариантов решений, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей, поощрение творческих решений).
Во все названные группы методов следует активно включать игровые ситуации (особенно в младшем школьном возрасте), а также приемы, повышающие интерес умственно отсталых детей к деятельности и способствующие ее усвоению.
Разнообразие задач содержания эстетического воспитания требует как разнообразия методов, так и форм организации нравственно-эстетического воспитания в специальной школе VIII вида.
Важным средством эстетического воспитания является кружковая работа, где воспитанники работают с различными материалами, привлекающими и радующими детей, как во время деятельности, так и в момент, когда работа закончена. В творческом процессе активно участвуют все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития эстетического восприятия и элементов художественного творчества.
Внеклассная работа в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, а особенно в школах-интернатах VIII вида весьма разнообразна и позволяет использовать различные формы и средства нравственно-эстетического воспитания. В современной практике применяются, как правило, основные формы такой работы: массовая (общешкольные мероприятия: праздники, утренники, соревнования, концерты и т.п.), групповая (занятия в кружках, секциях и т.п.). Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по нравственно-эстетическому воспитанию. К основным средствам во внеклассной работе относят: устройство быта и создание благоприятных условий для труда; организация творческой и исполнительской деятельности; демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой.
Эстетическое воспитание начинается с внешней обстановки, с эстетики быта, которые формируют эстетический вкус ребенка. Однако только созерцательного отношения к красоте окружающего мира мало для воспитания вкуса, необходимо включать умственно отсталых детей в активную работу по благоустройству и оформлению помещений, пришкольных участков, игровых площадок. Необходимо постоянно заботиться о внешнем виде детей, предъявлять серьезные требования к состоянию рабочего места, учебных принадлежностей, инструментов, изделий. Составной частью эстетики быта также являются поведение учащихся и их взаимные отношения, формированию которых, как правило, уделяется огромное внимание.
Внеклассные занятия способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности. Наиболее часто организуемыми в специальных (коррекционных) школах VIII вида являются следующие виды студий дополнительного образования эстетической направленности: художественно-изобразительные (рисование, лепка, аппликация, художественное вышивание, мягкая игрушка и др.); художественно-музыкальные (хор, вокал, танцы); драматические (пантомима, драма, кукольный театр).
Практика организации подобной работы показывает возможность и целесообразность деятельности данных кружков, их положительного влияния на развитие личности воспитанников школ-интерната VIII вида, коррекции имеющихся у него недостатков.
Важным звеном в системе эстетического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является работа по демонстрации или исполнению художественных произведений с их последующим разбором и оценкой. К данному виду работы, как правило, относятся тематические беседы о каком-либо виде искусства, сопровождаемые демонстрацией лучших произведений искусства, а также разнообразные гостиные (музыкальные, художественные, литературные).
Список литературы:
Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М., 2002. – 208 с.
Евтушенко И.В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10 (часть 13). – С. 2963-2966.
Евтушенко И.В. Пение и музыка // Программа 1–4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М., 2013. – С.104-120.
Миловская С.М. Некоторые особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников // Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / под ред. Т.Н. Головиной. – М., 1972. – С. 60-76.
Кондакова О.Г. Эстетическое воспитание умственно отсталых школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6;