Тест по Орфографии для 9 класса


Типы сложных предложений Цели урока: обучающие: изучить и первично закрепить новые знания о сложных предложениях; учить ребят находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного предложения, средства его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными;развивающая: развивать познавательный интерес;воспитательная: воспитывать интерес к словесности. Осыпал лес свои вершины,Сад обнажил своё чело,Дохнул сентябрь, и георгиныДыханьем ночи обожгло.Но в дуновении морозаМежду погибшими одна,Лишь ты одна, царица роза,Благоуханна и пышна.Назло жестоким испытаньямИ злобе гаснущего дняТы очертаньем и дыханьемВесною веешь на меня.А.Фет К какому стилю принадлежит текст?Назовите художественно-изобразительные средства, определите их назначение в тексте.Какие синтаксические конструкции преобладают? Подчеркните грамматические основы предложений.Выпишите 1 сложное предложение и произведите его синтаксический разбор. Сложные предложения бессоюзное сложноподчиненное сложносочиненное Бессоюзные предложения Сложное предложение , части которого соединяются только при помощи интонации , без союзов называется бессоюзным.Например: Еще косою острою трава в лугах не кошена , ещё не вся черёмуха к тебе в окошко брошена. Сложносочиненные предложения Сложное предложение , части которого равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами , называются сложносочиненным предложением.Например: Мы запомним суровую осень, скрежет танков и отблеск штыков, в сердцах будут жить двадцать восемь самых храбрых твоих сынов. и Сложносочиненные предложения делятся на три вида :- сложносочиненные предложения с соединительными союзами : Сидел рыбак веселый на берегу реки; и перед ним по ветру качались тростники.- сложносочиненные предложения с противительными союзами : Меж крутых берегов Волга-речка текла, а на ней , по волнам , легка лодка плыла.- сложносочиненные предложения с разделительными союзами : То ли шелест колоса, трепет ветерка , то ли гладит волосы теплая рука. Сочинительные союзы соединительные (и, да (= и), не только … но и, также, тоже, и … и, ни … ни, как … так и) разделительные (или, или … или, либо, либо … либо, то … то, то ли … то ли, не то … не то) противительные (а, да (= но), но, зато, однако, однако же, все же) градационные (не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а) присоединительные (тоже, также, да и, и, притом, причём) пояснительные (то есть, а именно) «Строение сложноподчиненных предложений» Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из простых предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, например: Сделано все, чтобы я мог работать спокойно.Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. [Я слушаю], (как снежный ком растёт) и (вечность бьёт на каменных часах).[Тихое утро полно такой свежести], (будто воздух промыли родниковой водой).[Я вас любил так искренно, так нежно], (как дай вам бог любимой быть другим). Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически.[ ], ( ).( ), [ ].( ), [ ], ( ).[ ], ( ), ( ).( ), ( ), [ ]. По значению и строению сложноподчиненные предложения делятся на три основные группы, которые соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определительные, изъяснительные , обстоятельственные. Определительные придаточные Поясняют (определяют) имя существительное (или местоимение) главной части и отвечают на вопросы определения: какой? который? чей? Первая и самая большая роскошь , которую я себе позволяю, это доверие к людям. Изъяснительные (дополнительные)придаточные Поясняют слово(чаще всего сказуемое) главной части и отвечают на падежные вопросы, как и дополнения. Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора , что страстно влюблена в улана была одна её сестра. Обстоятельственные придаточные Обозначают место, время, цель , причину , образ действия, условие и т.д. того о чем сообщается в главной части сложноподчиненного предложения. Они отвечают на вопросы обстоятельств: Как солнце зимнее прекрасно , когда, бродя меж серых туч , на белые снега напрасно оно кидает слабый луч ! Обстоятельственные придаточные Причины Следствия Уступки Места Условия Цели Образа действия и степени Сравнения Времени Подчинительные союзы: Определительные (который, которая, где,...)Изъяснительные (что, чтобы, как, …) Обстоятельственные - времени (когда, лишь, едва, …) - места (где,куда, откуда, ..) - образа действия, меры, степени сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы) - причины (так как, потому что, …) - условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…) - уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …) - цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …) - следствия (так что) Определить вид сложного предложения: 1) Ветры дуют не так , как хотят корабли 2) Буря прекратилась – отряд двинулся дальше3) Я считаю ,что лес – прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик её совершенства.4) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду , словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду. Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.(С.Есенин)Мы любим дом, где любят нас.Он посмотрел в ту сторону, откуда раздавался крик.Я вернусь,когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин)Чтобы понимать музыку, надо прежде всего её слушать. (Д.Шостакович)Иван Петрович расспрашивал детей, не устали ли они в дороге.И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.(Я.Полонский) Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным (дополнительным)[Знаю я], (что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь).(С.Есенин)[Иван Петрович расспрашивал детей], (не устали ли они в дороге).Сложноподчинённые с придаточным определительным.[Мы любим дом], (где любят нас).[И смотрит седая скала в глубину],( где ветер качает и гонит волну).(Я.Полонский)[Он посмотрел в ту сторону],( откуда раздавался крик).Сложноподчинённые с придаточным обстоятельственным[Я вернусь],(когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад). (С.Есенин)(Чтобы понимать музыку), [надо прежде всего её слушать]. (Д.Шостакович) Лингвистический эксперимент «Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.Расставьте знаки препинания в данном предложении.Переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчинённым.Запишите и подчеркните грамматические основы.Начертите схему сложноподчинённого предложения. Ключ«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, /повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли/. [«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение],( которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли). [сущ.], (которое…). Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.Составьте схему предложения. Замените его сложноподчинённым с придаточным, отвечающим на вопросы: почему? по какой причине? [Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений], и [автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей]. [ ], и [ ]. Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений], (поэтому автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей). [ ], ( ). Кроссворд Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.Это придаточное предложение относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?)Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.Придаточные, которые отвечают на вопросы где? когда? По какой причине? При каком условии? Желаю успехов! Домашнее задание: выбрать из художественных текстов шесть сложноподчинённых предложений, произвести синтаксический разбор одного из них.