Методическая разработка по русскому языку Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах
Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах
Подготовила: Примаченко Надежда Ивановна
2015 год
Марина Сергеевна Соловейчик, Ольга Олеговна Харченко
1. Чего не достает в орфографической подготовке учащихся начальной школы?
Тема «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемая ударением», доставляет учителям больше всего хлопот. Дети, после изучения темы могут привести примеры на изученное правило. Могут справиться с карточками- заданиями на поставленную задачу. Написать диктант без ошибок смогут уже не все учащиеся. Написать смогут, но вероятность появления ошибок возрастает. И вот настает момент, когда ученикам потребуется применять полученные знания и умения для создания собственных письменных высказываний. Чаще всего детские тексты будут испорчены (в большей или меньшей степени) ошибками на изученное правило. Правило знают все, могут привести примеры, вставить пропущенные буквы, но при свободной мысли допускают ошибки. Дело в том, что наши дети не видят «ошибкоопасных» мест и поэтому не применяют знакомое правило. Такое явление получило название «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.
Все дело в том, что наши ученики не обучены такому умению как орфографическая зоркость. В наших традиционных школах существовали такие задания, как: вставить пропущенную букву, то есть местоположение орфограммы было определено. Для исправления такого положения следует изменить направление обучения по данной теме. Мы должны научить наших учеников обнаруживать «ошибкоопасные» места. Только так можно повысить практическую значимость изученного правила.
Отсутствие орфографической зоркости делает бесполезной еще одну операцию при завершении письменных работ – проверку. Дети начинают просто перечитывать написанное.
На своем примере, на горьком опыте могу сказать, что начинать работу по формированию орфографической зоркости надо с 1 класса, еще до начала изучения первых орфографических правил. Поскольку применение правил – это решение уже обнаруженной и поставленной перед собой орфографической задачей.
2.Что же понимать под орфограммой?
Ответ на это вопрос имеет для учителя очень важное практическое значение. И дело не в том, какое определение давать детям, а в том, какой смысл вкладывает в этот термин сам учитель. Вот некоторые трактовки данного понятия:
Орфограмма – это место в слове:
Где пишется не так, как слышится;
Где звук слышится неясно;
Где возможна ошибка;
Где при письме возникает трудность;
Где требуется применение правила;
Где для обозначения определенного звука нужно выбрать букву.
Если вы выбрали последнюю трактовку, то вы правы, но рассмотрим все.
На первое толкование (пишется не так, как слышится) обращаем особое внимание: оно не только неверно, но и опасно с точки зрения практических последствий. Усвоив произнесенные учителем слова и приняв их как руководство к действию, школьники могут написать трова (вместо трава), шабки (вместо шапки), крод (вместо крот).
К показанным ошибкам ведет не только неверное понимание (прежде всего учителем) сути орфографических проблем, но и неправильная организация обучения на самых первых его этапах. Например, в период обучения грамоте, читая столбики слов, учитель мало внимания уделяет словам, произношение которых не расходятся с написанием - травы, спинка. И, наоборот, усиливает внимание на слова типа сосна, гора, пенал... При этом говоря: « Вот видите, говорим…, а пишем …». Со временем дети делают ложный вывод: всегда пишется не так, как слышится. А если еще и для тренинга будут подобраны только такого вида слова, то ошибки в дальнейшее обеспечены.
Вторая формулировка просто лишена смысла, так как при названном условии слово чаще всего будет непонятным. В этом понятии смешиваются понятия звук и буква.
Третья и четвертая формулировки близки. В них нет ничего неверного, но они отражают лишь субъективное восприятие письменного облика слов. Как часто мы встречаем ошибки там, где у ученика не возникло никаких сомнений.
Орфографическая зоркость – способность замечать практически все орфограммы. Она и нужна для того, чтобы различать трудные написания от тех, где сразу все понятно. Для становления орфографической зоркости нужны не субъективные, а объективные признаки орфограмм.
Пятое определение такой объективный признак содержит (соотнесенность написания с конкретным правилом), но, пользуясь им, нужно, прежде всего, изучить все орфографические правила. Если ученик не знает правила выбора падежных окончаний, то при письме и не заметит подстерегающей его «опасности» написать не ту букву. Это понятие лежало в основе традиционного подхода к освоению орфографии.
Последняя формулировка оптимальна. Если детям «открыть», что при письме на месте одного и того же безударного гласного звука (или парного по глухости – звонкости согласного, например, на конце слова) бывают разные буквы (о или а, е или и, б или п), но для конкретного слова правильна только одна из них и ее надо выбрать, а потом зафиксировать в их сознании названные признаки таких «опасных» при письме мест, то база для развития орфографической зоркости младших школьников на ранних этапах будет обеспечена.
3. Какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальной школы?
Для начала необходимо рассмотреть осознанно выполняемого орфографического действия. Вспомним , как рассуждает Витя Перестукин в сказке Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Ему необходимо было решить орфографическую задачу: правильно написать слова замочек и ключик. Вот так рассуждал мальчик: 1.« Я сразу написал ключ... и остановился. Что писать дальше: чик или чек? 2. Стал вспоминать правило.3. Если в родительном падеже в конце слова выпадает гласная, то пишется ЧЕК, а если не выпадает, пишется ЧИК. 4. Стал проверять. 5. После проверки записал. Чтобы проанализировать структуру орфографического действия персонажа, уточним само понятие орфографическое действие.
Действие представляет собой произвольную и преднамеренную активность человека, направленную на достижение сознаваемой цели. Оно имеет место тогда, когда пишущий намеренно обращается к правилу, так как осознает проблему в слове.
У младших школьников следует формировать 4 орфографических умения:
Ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
Устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило);
Применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);
Проверять написанное, осуществлять орфографический контроль.
4. Понятие орфографическая зоркость.
Как вы, взрослые люди, можете сразу сказать, как именно нужно действовать, чтобы обнаружить орфограмму в слове? Многие действуют автоматически, не осознавая механизма собственных действий. Давайте себя поставим на место ребенка, который ищет «ошибкоопасные» места в слове. Например, вам надо написать малознакомое или совсем незнакомое слово [рамбурс]́. Сколько раз вы остановитесь, чтобы обдумать выбор букв? Затруднения вы испытаете при обозначении гласного в первом слоге и в выборе и конечного согласного. То есть вы проявили орфографическую зоркость и обнаружили 2 орфограммы. Как это произошло? Вероятнее всего вы перебирали звуки слова: «Звук [р] обозначим своей буквой р, т. к. нет глухой пары; гласный [а] может быть обозначен буквой о или а, потому что он безударный; звук [м] непарный звонкий, поэтому мы его обозначаем своей буквой м; парный по глухости – звонкости согласный [б] находится перед гласным, значит ему тоже можно «доверять» и обозначим своей буквой б; гласный [у] – ударный, сомнений не возникает; согласный [р] - непарный; согласный [с] имеет звонкую пару и находится в конце слова, следовательно может быть обозначен и буквой з и буквой с. Если слово не известно, то вы , скорее всего обратитесь за помощью к словарю. Сделав вывод можно сказать, что вы оценивали каждый звук с точки зрения его положения в слове: слабая или сильная позиция, соответствие или несоответствие признакам орфограмм. Таким образом, орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случае на письме, где при едином произношении возможен выбор написания; применительно к буквенным орфограммам это умение предполагает прежде всего способность обнаруживать при письме звуки в слабой позиции ( или буквы, находящиеся на их месте).
Способность замечать «опасные» места при письме на интуитивном уровне складывается у небольшого числа детей. Какие же условия надо соблюдать, чтобы добиться успеха на пути становления у младших школьников орфографической зоркости?
Для этого необходимо: во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие фонематических умений; во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм; в- третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая специальные упражнения.̒
5. Признаки «опасных» при письме мест.
Подавляющее число орфограмм почти любого текста (90%) составляют орфограммы слабых позиций:
1) безударные гласные в разных частях слова;
2) парные по глухости – звонкости согласные в определенных позициях;
Следовательно, их опознавательные признаки должны быть усвоены школьниками в первую очередь. Вот они:
Для гласных – положение без ударения;
Для согласных – во-первых, парность по глухости – звонкости, а во-вторых, нахождение на конце слов и перед всеми другими согласными, кроме непарных звонких [л,л’], [м,м’], [н,н’], [р,р’], [й],[в,в’]
Поскольку опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны со звуками, а действия по их обнаружению – с оценкой позиции звуков, становится понятным, почему ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умения слышать звучащее слово:
Выделять отдельные звуки и определять их характер: гласный или согласный, ударный -безударный, согласный твердый или мягкий, звонкий или глухой;
Устанавливать последовательность звуков;
Ориентироваться в звуках-соседях;
Проводить полный звуковой анализ слова.
Обращаясь к УМК «Гармония» можно увидеть, что по замыслу авторов этого комплекта формирование умения обнаруживать орфограммы должно начинаться раньше. И поэтому еще до знакомства с признаками орфограмм дети умеют решать некоторые орфографические задачи, не связанные с обозначением звуков буквами: границы предложения, слова друг от друга, заглавная буква, ударение и другие. Работа строится таким образом, что дети плавно знакомятся с тем, что звук бывает безударным, а только потом, что этот безударный звук таит в себе опасность и нельзя доверять такому безударному звуку. Работая по теме «Безударные гласные в корне слова» дети оттачивают свое мастерство и кто-нибудь, да и заинтересуется, есть ли у согласных такие «опасные места». Это является свидетельством того, что дети готовы к дальнейшей новой информации. Признаком опасности для согласных, парных по глухости – звонкости является положение перед другим согласным, если он не сонорный ( в том числе [й], [в,в’]). Для малышей сообщается: парный по глухости – звонкости согласный будет «опасным при письме местом», если находится перед другим парным.
6. Первые шаги в становлении умения обнаруживать орфограммы
Еще в период обучения грамоте, когда дети учатся «записывать» предложения, они отмечают в качестве «опасных» мест пока только его начало и конец.
По мере того, как изучаются новые правила, последовательность операций увеличивается. Слова записываются друг от друга отдельно, делятся на слоги, определяются ударные и безударные слоги. Вот так должна выглядеть схематически запись предложения У Оли синий игрушечный ослик ., как ее представляют авторы УМК «Гармония»:
́
К концу периода обучения грамоте письмо под диктовку осуществляется по следующему плану:
Письмо под диктовку осуществляется по следующему плану:
Учитель читает (орфоэпически) предложение, а дети слушают, чтобы понять его и запомнить;
Диктуя себе, дети записывают предложение схематически, подчеркивают «опасные» места, требующие применения известных правил.(Большая буква, слова раздельно);
Снова диктуют себе предложение и записывают каждое слово слоговыми дугами;
По схеме произносят каждое слово, чтобы знаком ударения показать ударные слоги;
Точками или черточками показывают все «опасные» места среди гласных и согласных;
Учитель читает еще раз – орфоэпически с элементами орфографического проговаривания в тех местах, где буква отличается от звука. Дети, слушая и следя по модели, в этих местах над сигналами «опасности» вписывают в дугу нужную букву;
Под орфографическую самодиктовку школьники записывают предложения и отмечают «опасные» места; используя при этом буквы –подсказки;
Под диктовку учителя (частично орфографическую), ведя карандашом по слогам, ученики проверяют свои записи.
Таким образом, к концу 1-го класса учащиеся знают виды орфограмм, умеют выполнять последовательные действия для решения орфографических задач и учатся писать под диктовку. Еще одним видом для тренинга являются списывание и письмо по памяти.
Наверное, всем известен прием «письмо с дырками», пропусти букву.
Такая запись предложения, как: З-м-чат-льн- ж-вё- в з—парк- б-г-мо-. – свидетельство орфографической зоркости. Умение действовать по принципу «знаю букву – пишу, не знаю – оставляю пропуск» будет помогать ученику на разных этапах обучения орфографии. Но для этого необходима подготовительная работа и регулярно повторяться. Алгоритм орфографического действия тот же: постановка задачи и ее решение.
Вывод: через обстоятельное знакомство с признаками орфограмм можно сформировать способность их обнаруживать, то есть орфографическую зоркость. Но она, хоть и является базовым орфографическим умением, сама по себе не гарантирует правильного, грамотного письма. Но это уже другой разговор.