Для молодых социальных педагогов. Как правильно написать анализ работы социальной службы в школе.


Анализ работы социальной службы Лицея № 33.
На 2015/2016 учебный год для организации профилактической работы поставлены следующие задачи:
1. Повышение уровня компетенции педагогов и родителей в вопросах правовой культуры, социальной защиты.
2. Оказание социальной и педагогической помощи семье.
3. Снижение количества проявлений асоциального характера среди обучающихся Лицея.Ожидаемый результат:
1. Вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении, в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и спортивные секции).
2. Сохранение нулевых показателей по правонарушениям и преступлениям.
Основные направления работы:
* Выявление факторов, влияющих на асоциальный тип поведения детей
* Проведение системы мероприятий, направленных на совершенствование форм и методов воспитательной работы (круглые столы, родительские собрания, психологические тренинги, лектории)
* Индивидуальное психологическое и педагогическое консультирование родителей по вопросам ранней профилактики
* Внедрение социального проекта, с целью вовлечения обучающихся во внеурочную деятельность
Методическая работа с педагогическим коллективом и родителями:
2013/2014 2014/2015 2015/2016
Выступления перед родителями 4 6 8
Выступления перед педагогами 1 1 1
Выступления перед учащимися 9 8 8
Количество консультаций с родителями 45 50 60
Количество консультаций с педагогами 32 20 15
Тема выступлений перед родителями:
1. Организация питания в новом учебном году.
2. Организация занятости подростков.
3. Культурологические и социально-психологические истоки употребления алкоголя и наркотиков.
4. Проведение лектория «Трудные дети» Дневник.руТема выступлений перед педагогами:
1.Организация занятости подростков.
2. Организация рационального питания в школе.
3. Раннее выявление неблагополучия в семье учащегося.
4.Организация занятости подростков в социальном проекте «Русский дом»
Анализируя методическую работу социального педагога с педагогическим коллективом и родителями за два года, можно сделать следующие выводы: несмотря на то, что количество выступлений перед педагогами, родителями уменьшилось, работа по своевременному выявлению детей "группы риска" активизировалось. Количество обращений родителей по вопросам организации питания, оформления в пришкольный, загородные и оздоровительные лагеря, летней занятости, оформление материальной помощи показывают, что эти вопросы для родителей остаются на первом месте по значимости. Обучающиеся обращаются по вопросам разрешения конфликтных ситуаций, летнего трудоустройства. Педагоги обращаются по вопросам определения статуса семьи, составления актов ЖБУ, социальных паспортов и сбора документов для организации льготного питания. Проводилась работа по каждому виду обращений. При этом в течение года оказывалась социально-педагогическая помощь разнообразного характера (оказание материальной помощи малообеспеченным семьям, оказание психологической поддержки опекаемым и проблемным обучающимся, патронажное посещение семей).
Для решения других вопросов привлекались представители межведомственных организаций: инспектор ПДН ОП-4, специалисты центра социальной защиты, специалисты отдела опеки и попечительства. Анализируя совместную работу с вышеперечисленными службами в 2015/2016 учебном году следует отметить, что она носила конструктивный характер и была результативной.
за 2015/2016 учебный год проведена информационная деятельность с обучающимися, их родителями и педагогами:
Количество обратившихся 2013/2014 2014/2015 2015/2016
родителей 100 70 50
учащихся 140 50 56
педагогов 20 24 25
Следует отметить, что уменьшение количества обратившихся не связано с недостаточной информационной работой социальной службы Лицея. Это говорит о том, что информационная работа социальной службы в 2014/2015 учебном году принесла свои результаты, педагоги и обучающиеся стали более компетентны в данных вопросах.
Работа с семьёй - составная часть работы социального педагога. Социальный педагог во взаимоотношениях с родителями обучающихся выступает в роли посредника между ребёнком и родителями, в роли консультанта. Работа строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Важными направлениями в этой работе являются:
установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. 
Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей: консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье»; совместные мероприятия с детьми и родителями (ведение летописи класса, достижений класса, портфолио ученика, участие в совместных воспитательных мероприятиях, помощь в организации экскурсий. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Классные руководители вместе с администрацией школы участвуют в организации и проведении вечерних рейдов представителей родительского комитета и учителей по микрорайону.
В школе проводились занятия, беседы, лекции для родителей в рамках родительского всеобуча:
П/П СРОКИ КЛАСС ТЕМА ЛЕКТОРИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ
сентябрь 1-11
5, 7, 8, 10 Здоровое рациональное питание - здоровый образ жизни
Особенности адаптационного периода при переходе в основную школу/старшую школу Зам.директора по УВР
Бондаренко Т.С.
Администрация ОУ, классные руководители
Октябрь 1-4
7-8 Организация учебного труда младшего школьника в процессе подготовки домашнего задания
Здоровьесберегающие технологии в условиях общеобразовательного учреждения. Организация рационального питания. Кл. руководители
Кл. руководители
Ноябрь 1-4
5-7 Методы семейного воспитания и их роль во всестороннем развитии младшего школьника
Безопасность детей в школе и на улице. Кл. руководители
Кл. руководители
Декабрь 7-11
1-4 Безопасность подростков и старших школьников. Правовая ответственность родителей
Соответствие физических параметров и особенностей детей их возрасту. Суворова И.А.
Кл. руководители
Январь 9-11
5-6 Я и мой ребенок - поиск взаимопонимания. Поддержка как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми
Организация отдыха младших школьников Павлоцкая И. Н, психолог
Кл. руководители
Февраль 7-8
5-6 Влияние стилей семейного воспитания на формирование личности младшего подростка.
Воспитание гражданственности в семье. Кл. руководители
Кл. руководители
Март 1-11
7-8 Совместная работа семьи и школы в профилактике безнадзорности и правонарушений.
Организация абонементного питания. Зам.директора по УВР
Суворова И.А.
Кл. руководители
Апрель 5-6
Влияние классного коллектива на личность учащегося. Кл. руководители
Май 7-8
9-11 Проблемы взаимоотношения между родителями и детьми
Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены Кл. руководители
Павлоцкая И.Н.
Кл. руководители
Индивидуальная работа с обучающимися пропускающих учебные занятия без уважительных причин:
1. Изучение условий жизни обучающихся, составление актов материально-бытовых условий.
2. Оформление писем по месту жительства родителям обучающихся.
3. Оформление представлений в ПДН ОП-4,КДНи ЗП, отдел опеки и попечительства.
4. Предупреждение родителей об ответственности за ненадлежащее воспитание.
5. Участие педагога в судебных заседаниях.
Социальной службой разработано Положение о профилактике прогулов, согласно которому проводится работа с подростками, пропускающими занятия без уважительных причин. На каждого прогульщика заведена учётная карта, в которой каждый день фиксируется проделанная работа с подростком. В 2011/2012 учебном году на учёте по прогулам состояло 5 учащихся, в 2012/2013 учебном году- 3 учащихся, в 2013/2014 учебном году- 1 учащийся, 2014/2015 - 1 учащийся (Черепанова С, осуществляет уход за малолетним ребенком, переведена на семейное обучение., в 2015/2016 злостных прогульщиков нет.Основным направлением аналитико-диагностической деятельности является составление паспорта Лицея, пополнение и обновление картотек всех категорий учащихся. Основным направлением аналитико-диагностической деятельности является составление социального паспорта школы, пополнение и обновление картотек всех категорий учащихся.здоровья;яют овья учащ учащихся
Ежегодно, в сентябре, составляются социальные паспорта классов. На основе этих данных социальным педагогом готовится социальный паспорт Лицея в целом, который необходим для получения информации о контингенте обучающихся и их семьях.
Итак, на начало учебного года к занятиям в школе приступили 722 человек, на конец учебного года – 721 человек.
Образование родителей школы, согласно проведенному анкетированию родителей:
Высшее – 612 чел., что составляет 46% от кол-ва родителей
Средне-специальное – 402чел., что составляет 35% от кол-ва родителей
Начальное профессиональное – 150 чел., что составляет 10% от кол-ва родителей
Общее среднее – 120 чел., что составляет 8,3% от кол-ва родителей
Не имеют образования – 7 чел., что составляет 0,7 % от кол-ва родителей

Анализ социального состава родителей нашей школы таков:
575 родителей являются рабочими (47%)
355 родителей являются служащими, в данную категорию вошли, и медицинские и педагогические работники (30%)
13 родителей – пенсионеры, в данную категорию вошли также опекуны (0,8%)
99 (6,2%)–домохозяек, в данную категорию вошли также женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком
236 (21%) родителей относятся к предпринимателям, в эту категорию вошли и те родители, которые работают на ИП
23 (1,8%) не имеют постоянного места работы
В сравнении с прошлым годом социальный состав родителей обучающихся школы практически не изменился, нужно отметить, что количество неблагополучных семей уменьшилось на 100%. Также хочется отметить, что утверждать данный социальный состав родителей с достоверностью мы не можем, т.к. все данные предоставляются со слов родителей и не подтверждаются документально.
Контингент обучающихся.здоровья;яют овья учащ учащихся
Анализируя социальные паспорта классов и результаты проведенного обследования «Ребенок в семье» были выявлены и поставлены на учет следующие категории семей:
Семьи, находящиеся в социально – опасном положении – 0
Семьи, где воспитываются дети « группы риска» (внутришкольный контроль) – 2
Малоимущие семьи – 9 ,в них детей- 14,школьников – 10.
Многодетные семьи – 45 ,в них детей – 154, школьников - 52
Приемные семьи – 0, семьи опекунов –9, школьников – 9
6. Семьи, имеющие детей – инвалидов – 5, школьников – 5
Семьи, где подростки состоят на учете в ПДН ОП за правонарушения и преступления – 0
Неполные семьи – 158
Беженцы из Украины-1уч-ся (Блудов Евгений)
Анализ социального паспорта показывает, что в школе в целом социальная обстановка благополучная. 100 % учащихся проживает в благополучных семьях, в полных семьях проживает 607 учеников. Количество малообеспеченных семей постоянно меняется с 7 до 11 человек. На конец года количество малообеспеченных семей составляло10 человек. Это связано как с повышением доходов семьи, так и с нежеланием некоторых родителей собирать справки 3 раза в учебном году, для подтверждения статуса «малообеспеченные». Дети данной категории находятся на контроле у классных руководителей, социального педагога, поставлены на получение льготного горячего питания в школе.
Внеурочная занятость детей «группы риска» составляет 100%, учащихся, состоящих на учёте в ПДН нет.
Анализируя вышеизложенное, можно сказать, что в микрорайоне, где расположена школа, проживает население разного социального статуса. Район достаточно благополучный, в основном проживают работники градообразующего предприятия КнААЗ им. Гагарина, так что жители района имеют средний материальный достаток.
За период проведения акции "Помоги собраться в школу" оказана помощь за счёт собранных вещей, обуви, канцелярских товаров 21 учащемуся на сумму 30844 рублей. Выдана адресная помощь за счёт собранных спонсорских средств 9 учащимся на сумму 4600 рублей. За счёт средств местного бюджета оказана помощь 8 учащимся на сумму 26244 рублей. В ходе проводимой акции проведено рейдовых мероприятий в семьи нуждающихся - 5, посещено 10 семей. Организована работа со спонсорами: цех №7 предприятия КнААЗ. В результате проведённой акции все учащиеся Лицея приступили к занятиям 1 сентября 2015 года. Случаев не приступивших к занятиям учащихся по социальным причинам нет. Исходя из вышеизложенного, работу со спонсорами, предприятиями и шефами по привлечению средств на оказание помощи учащимся можно признать удовлетворительной.
Социальная защита. Опека учащихся.
2013/2014 2014/2015 2015/2016
Количество учащихся, находящихся под опекой и попечительством 17 13 9
Количество обучающихся, находящихся под опекой за год уменьшилось на 4 человека. В результате проводимой разъяснительной работы с опекунами, помощи оказываемой социальным педагогом в составлении исков по взысканию алиментов с родителей опекаемых, а также сотрудничеству с отделом опеки и попечительства по правам опекаемых детей и увеличению пособий на государственном уровне, малообеспеченных опекаемых в Лицее всего 2 ученика.
В работе социального педагога используются следующие диагностические методы: анкетирование, тесты, наблюдения. С помощью анкетирования нам удалось выяснить, что в основном учащиеся знакомы с основами законодательства, знают о последствиях сильных наркотиков и не совсем представляют какую опасность несут в себе различного рода курительные смеси. Исходя из этого необходимо продолжить работу с учащимися по изучению основ законодательства, по профилактике алкоголизма и наркомании.
Заведён журнал «Законодательная база», в котором фиксированы темы по правовому ознакомлению родителей и проставлены подписи родителей прослушавших курс по правовым знания. Охват родителей 100%.
             С целью предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и формирования личностных качеств и поведенческих навыков, предопределяющих выбор здорового образа жизни с 01.10. 2015 года по 30.11. 2015 года  проведен месячник по профилактике правонарушений, безнадзорности, алкоголизма, наркомании, курения среди несовершеннолетних и защите их прав.  В ее рамках проведено 15  профилактических бесед, цель -  ознакомление обучающихся с медицинскими аспектами  курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
Составлены и утверждены планы совместной работы со всеми службами, занимающимися профилактикой безнадзорности и правонарушений и преступлений несовершеннолетними:
План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений
План работы Совета профилактики
Совместный план работы Краевого медико-педагогического центра и МОУ Лицея № 33
План работы социального педагога и инспектора ПДН ОП – 4
План совместной работы педагога-психолога и социального педагога с подростками «группы риска»
План работы с неблагополучными семьями
План совместной работы МОУ Лицея № 33 и наркологического диспансера
Договор о сотрудничестве МОУ Лицея № 33 и кожновенерологической поликлиникой
План мероприятий по предотвращению дорожно – транспортных происшествий
Программа работы с родителями
             В ноябре 2015 года в Лицее прошел фестиваль агитбригад: «Твой выбор - твоя жизнь», где 66 обучающихся приняли активное участие.
Всего в рамках месячника по профилактике правонарушений, безнадзорности, алкоголизма, наркомании, курения среди несовершеннолетних и защите их прав проведено 28 мероприятий (в т.ч. 19 классный час), приняло участие 113 обучающихся Лицея.
13 учащихся прошли освидетельствование в наркологическом диспансере.
Количество учащихся, состоящих на учёте в ПДН ОП-4
2010/2011
учебный год 2011/2012 учебный год 2012/2013 учебный год 2013/2014 учебный год 2014/2015
учебный год 2015/2016 учебный год
начало конец начало конец начало конец начало конец начало конец начало конец
9 8 8 2 7 2 4 2 2 1 1 0
Количество совершённых преступлений
2012/2013 учебный год 2013/2014
учебный год 2014/2015
учебный год 2015/2016 учебный год
начало конец начало конец начало конец начало конец
0 3 (2 участника -Мельник Р., Савельев М.) 0 0 0 1 0 0
Написано и отправлено 5 представлений в КДН.
Написано и отправлено 9 представлений в ОП-4.
Написано и отправлено 2 ходатайства в ПДН ОП-4 с просьбой принять меры административного воздействия по отношению к родителям
Написано и отправлено в отдел опеки и попечительства 1 ходатайство о признании 1 учащегося нуждающимися в помощи государства.
Отправлено 10 характеристик в ПДН ОП-4
Осуществлено 29 посещений семей
Рассмотрено 34 объяснительных и докладных
Проведено 8 Советов профилактики и рассмотрено 48 персональных дел учащихся и их родителей. 27 февраля проведен окружной рейд с привлечением всех служб района, задействованных в работе с детьми. Проделана большая работа во время рейда. В рейде принимали участие 2 инспектора ПДН, 8 учителей Лицея. Работа была чётко организована, слажена, с хорошими результатами. Составлен 1 протоколов. Социальный педагог осуществляет взаимодействие с другими учреждениями на основе договоров и планов, активно участвует в их реализации. Особенно удаётся взаимодействие с ПДН ОП-4 и КДНЗП.
Систематически проводится работа по снижению случаев безнадзорности и правонарушений среди учащихся Лицея, по оздоровлению обстановки в семьях социального риска, по обеспечению гарантий права на основное образование каждому. Соцпедагог совместно с классными руководителями организовывает работу со всеми службами Лицея и компетентными организациями для оказания своевременной помощи и поддержки учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию. Коллектив Лицея заинтересован в судьбе каждого ребёнка. На основании Закона РФ № 120 в течение учебного года проводится обследование ЖБУ учащихся, которые нуждаются в оказании материальной помощи, школой направляются ходатайства в Комплексный центр социальной защиты. В целях недопущения правонарушений и преступлений проводится работа с родителями о летней и внеурочной занятости детей Установлена предварительная, а затем фактическая занятость всех категорий детей.
Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Классные руководители принимают активное участие в вовлечение детей работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время.
На летний период ежегодно разрабатывается дополнительный план по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. учащиеся 1-5 классов отдыхают в пришкольном лагере. Учащимся, которым исполнилось 14 лет, предоставлена возможность трудоустройства на предприятиях города. Летней занятости учащихся группы риска уделяется особое внимание:
С целью приобщение школьников к социально значимой внеурочной деятельности в формах, доступных и интересных для них самих был реализуется долгосрочный проект "Русский дом" (автор социальный педагог) , для реализации которого была сформирована творческая группа, способная работать на реальный видимый результат. В проекте приняли участие ученицы 3,5 и 6-х классов. В результате осуществления данного проекта повысился уровень самооценки девочек, реализующих свои способности в области технологии, была дана возможность убедиться в значимости и востребованности их знаний и умений; пополнить опыт школьниц в сфере проектной деятельности.
В сентябре ежегодно проводиться межведомственная профилактическая акция «Внимание, дети!», целью которой является воспитание у обучающихся  навыков, связанных с безопасным поведением на улицах и дорогах, адаптации к транспортной среде в местах постоянного жительства и учебы. В рамках акции прошли мероприятия:
урок правовых знаний;  
уроки безопасности;
классные часы, беседы  по ПДД.
          В рамках ежегодного месячника по правовому воспитанию проведены мероприятия по соблюдению обучающимися законов РФ, родительские собрания по правам ребенка, о правах и обязанностях  родителей, об административной ответственности родителей за ненадлежащее выполнение ими родительских обязанностей.
Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.  Классные руководители 1-11 классов тесно сотрудничают с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, Советом профилактики.
Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы. В рамках профилактики правонарушений проводятся следующие мероприятия:
участие во межведомственных операциях «Внимание! Дети!», «Подросток» (сентябрь);
неделя правовых знаний. (ноябрь);
Анкетирование «Отношение подростков к пагубным привычкам» (декабрь);
месячник по военно-патриотическому воспитанию (февраль);
Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций. В течение (сентябрь – март) учебного года классные руководители проводят классные часы:
1 - 4-й классы “Права и обязанности школьника”; “Что такое хорошо и что такое плохо”“Правила поведения в общественных местах”
5, 6-й класс “Мы и улица, наши интересы”
“Конвенция ООН о правах ребенка”
«Знай свои права, но не забывай про обязанности»
7-й, 8-й, 9-й класс “Права и обязанности школьника”;Почему подросток совершает преступление”“Поговорим об ответственности”
10-й класс
“Преступления и его последствия”“Как научится быть ответственным за свои поступки”
11-йкласс
Административная и уголовная ответственность
Вывод:
Проблема современности: семья переживает не лучшие времена и не выполняет на должном уровне свои социально-обусловленные функции. Причинами этого являются кризисные явления, идущие в семье. В первую очередь нестабильность семьи (разводы), во вторую очередь дезорганизация семьи (конфликты).
Нравственно- психологический климат в семье является определяющим фактором в социализации личности. Отсюда можно сделать вывод, что необходима социальная работа образовательного учреждения с семьёй. Интегрированное влияние школы, различных служб, в том числе и социальных, требует обширной диагностической информации - общих данных о семьях и т.д.
Задачи на 2016/2017 учебный год:
1. Расширить формы деятельности социально-психологической службы Лицея в целях профилактики правонарушений и адаптации детей к современной жизни, её условиям
3 Оказание социальной и педагогической помощи семье.