План-конспект урока литературы на тему А.С. Грин (Гриневский). Сведения о писателе. Романтическая повесть-сказка «Алые паруса» — рассказ о поэтической любви и возвышенной мечте.
Фандикова Лидия Константиновна, учитель русского языка и литературы первой категории МБОУ Коктебельская школа г. Феодосии
Урок литературы в 6 классе.
Тема: А.С. Грин (Гриневский). Сведения о писателе. Романтическая повесть-сказка «Алые паруса» - рассказ о поэтической любви и возвышенной мечте.
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Грина, заинтересовать их личностью писателя; определить главную мысль рассказа в ходе исследовательской (групповой) работы над образами героев; совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
развивать коммуникативную компетентность, образное и ассоциативное мышление, навыки коллективного творчества и работы в группах ; формировать модели нравственного поведения учащихся на примере поступков героев; вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик. Тип урока: урок-«погружение» Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентации учеников, учителя; карточки для самооценки работы на уроке; текст произведения, иллюстрации, созданные учащимися.
Я – это мои книги...
А. Грин
Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное
Платон Ход урока
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности (эмоциональный настрой учащихся)
1. Вступительное слово учителя : Сегодня у нас необычный урок литературы. Я определила его как урок-погружение. Погружение в романтический мир Александра Грина и его удивительной повести –сказки «Алые паруса».
(Слайд 1- изображение корабля с алыми парусами, запись шума моря.)
Для многих море – мечта, для вас, каждый день бывающих на набережной, – это обыденность. Но я надеюсь, что вы сегодня по-новому увидите море благодаря А. Грину, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное, несбыточное возможно.
III. Сообщение темы, целей урока. Запись в тетради темы, эпиграфа урока.
Учитель: Цель нашего урока – узнать и понять, каким человеком был писатель и что помогло ему в создании такой прекрасной романтической сказки, понять, как стала возможной встреча Грэя и Ассоль, представляющих совсем разные миры и определить главную мысль произведения.
( Слайд 2 - изображение Грэя и его слова: «Я прихожу к той, которая ждёт только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё…благодаря ей я понял одну нехитрую истину...».) Наш урок сегодня – это путь к определению этой истины.
IV. Работа над темой урока 1. Слово учителя. Знакомьтесь – Александр Грин (Слайд 3)
Первые биографы Александра Грина строили догадки о его прошлом. Одни утверждали, что он старый морской волк; другие говорили, что он, будучи матросом, убил английского капитана и завладел его сундуком с рукописями; третьи клялись, что он найдёныш – его подобрала младенцем на необитаемом острове команда американского китобоя и воспитала как сына экипажа. Но я надеюсь, что все эти домыслы и легенды развеет презентация визитной карточки писателя, которую подготовила Вострецова Аня.
2. Визитная карточка писателя ( презентация учащихся).Задача учащимся:(пока Аня готовится к презентации)
- Запишите в тетрадь опорные слова для характеристики Грина как личности и писателя, используя приём «ассоциативный куст»
После просмотра презентации вопрос к классу:
- Каким же мы увидели Грина в представленной презентации? (опорные слова из тетрадей записываются на доске, комментируются).
3. Слово учителя (история создания повести) (Слайд 4).
Как вы уже услышали, жизненная дорога А. Грина никогда не была усыпана розами, а, наоборот, полна трудностей и испытаний. Особенно сложными в судьбе писателя оказались 20-е гг. Окружающая действительность была страшной, жизнь невыносимой. Грин старался уйти от неё в мир прекрасной мечты, который создал силой своего воображения. Замысел повести «Алые паруса» у писателя зародился в 1916 году. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал - что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». Но замысел обрел форму повести значительно позже, в 1920 году, и тогда из-под пера измученного болезнью Грина родилась удивительная книга – книга- мираж, книга-мечта, книга-полет... ( Слайд 5 – видео «книга-мираж» ). Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Но что обозначает это слово?
4.Словарная работа (Слайд 6).
Феерия – 1.Театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки сценических эффектов. 2. Волшебное, сказочное зрелище. - Как вы думаете, какое из толкований этого слова ближе к гриновскому? Почему?
(В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку, которая становится явью, похожей на сказку. Но это скорее не сказка, а некая условная действительность, созданная авторской фантазией. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо. Давайте же посмотрим, какой путь прошли герои к исполнению своей мечты. (Слайд 7- Ассоль и Грей).
5.Работа над содержанием, характеристика героев повести.
( Работа в группах по опережающему заданию).
Задача учащимся: опираясь на вопросы, текст произведения, охарактеризовать героев, определить главную мысль повести
1 группа. Ассоль (+презентация иллюстрации) (Слайд 8 –Ассоль )1. Расскажите о детстве девочки.
2. Как складывались её отношения со сверстниками?
3. Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них? 4.Чему научил Лонгрен свою дочь? 5.Прочитайте описание Ассоль. Как вы думаете, какие самые главные черты ее характера хотел подчеркнуть автор? Вывод.
2 группа. Сказка, рассказанная Эглем (Слайд 9- Эгль и Ассоль)
1. А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?
2. Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?
3. Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?
4. Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».
- Что изменится в жизни Ассоль после встречи с Эглем?
3 группа: Артур Грэй. . (Слайд 10 - Грей )
1. А почему рос одиноким Грэй? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)
2. Чем был заполнен мир его детства?
3. Какие эпизоды из жизни Грэя в родном доме вам запомнились?
4. Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести?
5. Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грэя?
6. Комментарий учителя. (Обращение к эпиграфу урока: «Я – это мои книги».) Итак, мы проследили судьбу героев повести «Алые паруса» Ассоль и Грэя до их встречи. - Что же объединяет молодых людей? (составление диаграммы Венна).
Учитель: Вера в мечту сделала возможной встречу героев. Мечты и романтика Грэя пересеклись со сказкой Ассоль, и Грэй откликнулся на эту сказку, так как сам любил романтику и море, а мечта Ассоль была связана с морем и чудесным кораблём. Осуществить мечту Ассоль ему помогла любовь. Он осуществил её мечту и преподнёс её другим как сказку. - Какую же нехитрую истину понял Артур Грей?(После ответа -Слайд -12: Благодаря ей я понял одну нехитрую истину... ) - Как вы поняли эти слова героя? - Что же хотел сказать нам автор историей жизни и встречи этих замечательных героев?
После ответов учащихся - (Слайд 13).
Идея повести: «Человек в порыве к счастью способен сам совершать чудеса» К. Паустовский (Обращение к эпиграфу Платона о счастье). V. Рефлексия.
1.Создание кластера «Мир А. Грина и героев его книги» (Обращение к эпиграфу урока) 2. Итоговое слово учителя. Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант. (Слайд 14). «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить», - так сказал о писателе и его книгах К. Паустовский. - А какие выводы для себя вы сделали в к концу нашего урока? Закончите, пожалуйста, предложение: - Сегодня на уроке я понял(а)....... Слово учителя. Мечта, надежда, помогают человеку стать творцом своей судьбы и сквозь жизненные трудности, потери и поражения нести свет надежды и веру в человека. VI . Итоги(самооценка работы на уроке). Домашнее задание. Ответить на вопросы: В чем смысл названия повести? Символом чего являются алые паруса?
.