Учебно — методическая статья Как научить ребенка писать сочинение по наблюдениям
Н.М.Ускова учитель начальных классов
МОУ СОШ х. Клетский
Среднеахтубинского района
Волгоградской области
Как научить ребенка писать сочинения по наблюдениям.
Сочинение я могу сравнить
только с рождением ребенка.
Единственная разница: если песня
не получилась, её можно
выбросить в мусорное ведро.
Мик Джаггер Работа по развитию речи учащихся в школе необходима, интересна и многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.
Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.
Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказать свое отношение к каким-то проблемам. Оно заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности. Учителю начальной школы приходится решать одну из основных и трудных задач – научить школьника писать сочинения содержательные и логичные, самобытные и эмоциональные, образные и грамотные.
Основной целью написания данной статьи является привлечение внимания учителей, особенно начальных классов, к необходимости более тщательной и до мелочей продуманной работе над сочинением по наблюдениям. Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений в природе, отдельных предметов и процессов.
Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения - описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.
Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому
что у детей много материала. А последовательность, полнота описания
обеспечиваются подготовительной беседой.
Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся вовсех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов.
Работа над сочинением делится на три этапа.
Первый этап. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках. Происходит накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы. Накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма. Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, эрудиция, широкий круг компетенции и целенаправленный сбор или отбор материала, его добывание и накопление, подчинённые конкретной цели, выбранной теме предстоящего выступления, сообщения, сочинения. Первый вариант постоянен и непрерывен; второй организуется в чётко ограниченные сроки, иногда задолго до намеченного сочинения, ещё
до выбора темы.
Материал для предстоящих сочинений не только накапливается в памяти школьников, но и записывается в виде заметок, зарисовывается, составляются словарики, подбираются опорные слова (ключевые слова). Продолжительность сбора материала в совокупности намного превышает
время выступления или написания текста.
Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего,
второстепенного. На уроке перед работой над сочинением необходимо восстановить в памяти учащихся накопленный материал, создать у них настроение серьезной длительной работы, вызвать интерес, восстановить мотивы желания написать или рассказать.
Так, например, описывая облака, учащиеся расскажут о видах облаков, об их образовании, о приметах, связанных с облаками. Остановлюсь на написании сочинения в третьем классе по теме «Наблюдаем за облаками». Тема сочинения была объявлена детям за неделю. Чтобы предупредить логические недочеты, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов – зарисовок. В течение недели ребята наблюдали за облаками в природе, искали материал в источниках, вспомнили изученный материал про виды облаков на уроках окружающего мира во втором классе. Инициативная группа ребят подготовила удивительную презентацию, другие ребята с помощью родителей создали видеофильм «Небесные странники – облака». Все это стало хорошим подспорьем в написании сочинения. Ребята с легкостью представляли устные зарисовки, которые помогли выбрать опорные слова для записи на доске.
Второй этап работы – это отбор и систематизация материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия. Тема определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения. Залогом успеха детских сочинений является ясная, «узкая», конкретная тема.
Затем идет беседа, обсуждение, выделение существенного, составление плана. План – необходимая ступень любого действия, любого высказывания. Обдумывая свою речь, особенно – монолог, говорящий всегда намечает основные вехи. Лучший план – письменный, затем – устный, затем – мысленный. Роль плана могут выполнять картинки (серии картин) или опорные слова. В первом классе план нередко даётся в виде вопросов; во втором классе предусматривается обучение составлению плана, он составляется коллективно; в третьем и в четвертом классах – индивидуально. В процессе составления текста сочинения план может корректироваться, это поощряется. При длительной, рассредоточенной подготовке к сочинению план составляется заблаговременно, он может перестраиваться, совершенствоваться. С пунктами плана связывается деление текста на абзацы. План сочинения по экскурсии составляется на основе плана самой экскурсии или плана наблюдений. Он может быть уточнён непосредственно
перед письмом сочинения.
План имеет не только вспомогательное, но и самостоятельное значение в умственном развитии школьников. Поэтому работа над темой может быть ограничена составлением более или менее подробного плана: текст совсем не составляется или ограничивается развёрнутым раскрытием лишь одного из пунктов плана. К сожалению, в школьной практике сохраняется традиция давать школьникам готовые планы сочинений. Этого делать не следует: к плану, к построению сочинения, к его композиции школьник должен прийти самостоятельно, даже с риском снижения качества. Не научившись составлять план и пользоваться им, школьник не разовьёт самостоятельности мышления, не будет готов к реальным ситуациям жизни.
Третьим этапом работы над сочинением является словесное, речевое, оформление сочинения, то есть языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор и подготовку словаря, выверку правописания слов, во-вторых, составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка. Проговаривание всего текста перед записью нежелательно, так как оно снижает самостоятельность тех учащихся класса, которые подготовлены хуже. Естественно, что процесс подготовки к сочинению, как и само выступление, может иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, ибо все ступени работы над сочинением носят в большей или меньшей степени творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одарённость. Нужно ценить непосредственность языка школьников, очень осторожно и тактично исправлять недостатки. Необходимо воспитывать у детей любовь к прекрасному, к живому слову. Те из них, кто приучен лишь списывать чужое, не могут потом преодолеть психологический барьер на пути к самостоятельности.
Первые школьные сочинения должны отражать детское видение мира, его личные впечатления и, пусть крохотный, но свой жизненный опыт, а не быть сухим перечнем признаков времён года, набором общих фраз и штампов.
Нам, учителям начальной школы, отвечать за то, чтобы язык ребёнка, этот неиссякаемый, как жизнь, родник, с каждым годом становился всё более полноводным.