Разработка занятия по биологии и экологии на тему Среда обитания
-926327-5685180Конспект занятия
ДОП «Основы экологии»
4 год обучения
Педагог: Бурлака О.А.
Тема: «Среды обитания»
Цель: Формирование у обучающихся коммуникативных и познавательных УУД в процесс изучения данной темы.
Задачи:
Предметные:
1.1.формирование предметных компетенций (установить причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений);
1.2. формирование понятия среда обитания;
1.3. знакомство с особенностями основных сред обитания (работа по дидактическим карточкам);
1.4. выявление приспособления к жизни у организмов разных сред обитания (проведение экскурсии).
2. Метапредметные:
2.1. Формирование коммуникативных УУД:
-Договариваться в группе, находить общее решение (работа по карточкам «Особенности сред обитания, решение задач);
-Доступно выражать свое мнение при работе в группах;
- отвечать на поставленные вопросы при закреплении.
2.2. Формирование познавательных УУД:
- Поиск и выделение необходимой информации:
-Анализ объектов с целью выявления приспособлений животных (задания на экскурсии).
2.3. Формирование регулятивных УУД:
-умение действовать по плану и планировать свою деятельность:
-умение удерживать организованное поведение на занятии.
3. Личностные УУД:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде обитания, как дому для других организмов.
Формы: групповая, беседа, экскурсия
Методы: Эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративныйПриемы: обсуждения, анализ, сравнение, наблюдение, выводы, работа в тетради, работа по дидактическим карточкам, работа в группе. План занятия:
Изучение нового материала
Экскурсия в лабораторию животноводства и аквариумистики
Подведение итогов экскурсии, выступление групп.
Закрепление (решение задач).
Рефлексия
Ход урока:
Изучение нового материала
Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие. Из среды организмы получают все необходимое для жизни.
Среда обитания – условия, окружающие организм (запись в тетради). Существует несколько сред обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Но сегодня мы рассмотрим только первые три (запись в тетрадь).
1.2 Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. Важнейшие факторы неживой природы для любого организма – свет, тепло и влага, кислород – для животного мира, и углекислый газ – для растений. Каково же влияние каждого из них на живые организмы?
Попробуем охарактеризовать каждую из этих сред по следующим показателям:
свет
температура
наличие кислорода
влажность
(на доске карточки с обозначениями). Работа по группам: водная, наземно-воздушная, почвенная с учебниками.
1.3 Выступление групп
Совместно обсуждается вопрос о факторах природы, заносится в схему.
Факторы среды наземно-воздушная водная почвенная
Кислород достаточно недостаточно Недостаточно
Вода Часто не хватает достаточно достаточно
Температура Резко изменяется изменяется Ровная
Свет достаточно мало нет
Экскурсия в лабораторию животноводства и аквариумистики
2.1. Выбрать приспособления организмов к жизни в разных условиях обитания;
2.2. Приспособления животных записываем в тетради;
2.3. Самостоятельная работа обучающихся.
3. Подведение итогов экскурсии, выступление групп.
Приспособления организмов к жизни в разных условиях обитания.
Водная среда.
- обтекаемая форма тела
наличие слизи на теле
плавники
ласты
подкожный слой жир
(запись в тетрадь)
Наземно-воздушная среда
Приспособления растений и животных
-крылья
-конечности для передвижения по твердой поверхности
-шерсть
-приспособления для экономного расходования воды
-приспособления для опыления растений
(запись в тетрадь)
Почвенная сред обитания
-Животные имеют маленькие глаза или лишены зрения
-Животные с хорошо развитым обонянием и осязанием
-Конечности лопатообразные с когтями
(запись в тетрадь)
4. Закрепление
Решение задач:
1. Определите, животным какой среды обитания эта характеристика относится:
Животные имеют маленькие глаза или лишены зрения
Животные с хорошо развитым обонянием и осязанием
Конечности лопатообразные с когтями ( почвенная среда).
2.Определите, животным какой среды обитания эта характеристика относится:
Плавники, ласты
Обтекаемая форма тела
Перепонки между лапами
Водоотталкивающий покров ( водная среда).
3.Определите, организмам какой среды обитания эта характеристика относится:
Осенний листопад
Отлёт перелётных птиц в теплые карая
Смена шерсти у зверей на более густую и теплую (наземно-воздушная среда).
4.2. Определи животное:
1. Самое быстроногое из зверей. Развивает скорость до 110 км/ч, но довольно быстро устаёт. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.
-Какое это животное?
-В какой среде обитает?
-Какие у него приспособления к обитанию в данной среде?
Ответ – «гепард».
Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.
Какое это животное?
В какой среде обитает?
Какие у него приспособления к обитанию в данной среде?
Ответ – «рыба».
4.3. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».
1. Различают две среды обитания: наземно–воздушную и водную.(-)
2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму.(+)
3 Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м, это помогает им лучше схватывать пищу.(-)
4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты.
Тело овальное, компактное. Живёт это животное в воздушной среде.(-)
5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют.(+)
6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.(+)
4.4. По описанию узнай, о какой среде идёт речь.
1. Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
2. Дом для животных, имеющих крылья. Лёгкая, неплотная среда.
3. В эту среду проникает мало света. А на глубину и совсем не проникает.
4. Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
Рефлексия
Ответить на вопросы.