Презентация Среда обитания. Экосистемы.
Обобщающее занятие по темам: Среда обитания. Экосистемы. Деловая игра. Задания на 1 балл. 1. Выберите из списка животное, у которого отсутствует суточный ритм:А) собакаБ) заяцВ) воронаГ) глубоководный удильщикД) лягушкаЕ) окунь 1. Выберите из списка животное, у которого отсутствует суточный ритм:А) собакаБ) заяцВ) воронаГ) глубоководный удильщикД) лягушкаЕ) окунь 2. Из перечисленных биологических явлений годичным биоритмам подчиняются:А) открывание и закрывание устьиц на листьях растенийБ) миграция лососевых рыб на нерест в рекиВ) открывание и закрывание раковин у морских моллюсковГ) изменение склонности к кровотечениям у оперированных больных. 2. Из перечисленных биологических явлений годичным биоритмам подчиняются:А) открывание и закрывание устьиц на листьях растенийБ) миграция лососевых рыб на нерест в рекиВ) открывание и закрывание раковин у морских моллюсковГ) изменение склонности к кровотечениям у оперированных больных. 3. Назовите типы биологических ритмов (приливно-отливные –ПО; суточные –С; годовые –Г), определяющих следующие явления:А. перелеты птиц с мест гнездования в южные районы - _______ Б. спячка бурых медведей - ________В. Утреннее раскрывание цветков растений - __________Г. линька соболя - __________Д. периодичность запирания и открывания раковин устриц в прибрежной зоне - _________Е. цветение покрытосеменных растений умеренных широт - ________Ж. сон и бодрствование человека - __________ 3. Назовите типы биологических ритмов (приливно-отливные –ПО; суточные –С; годовые –Г), определяющих следующие явления:А. перелеты птиц с мест гнездования в южные районы - ___Г___ Б. спячка бурых медведей - ___Г_____В. Утреннее раскрывание цветков растений - ____С______Г. линька соболя - ____Г______Д. периодичность запирания и открывания раковин устриц в прибрежной зоне - ____ ПО_____Е. цветение покрытосеменных растений умеренных широт - ___Г_____Ж. сон и бодрствование человека - ____С______ 4. В каждом из предложенных примеров выберите и подчекните тот фактор, который можно считать ограничивающим, т.е. не позволяющим организмам существовать в предлагаемых условиях:А) Для растений в океане на глубине 6000 метров: вода, температура, углекислый газ, соленость воды, свет;Б) Для растений в пустыне летом: температура, свет, вода;В) Для скворца зимой в подмосковном лесу: температура, пища, кислород, влажность воздуха, свет;Г) Для речной обыкновенной щуки в Черном море: температура, свет, пища, соленость воды, кислород;Д) Для кабана зимой в северной тайге: температура, свет, кислород, влажность воздуха, высота снежного покрова. 4. В каждом из предложенных примеров выберите и подчеркните тот фактор, который можно считать ограничивающим, т.е. не позволяющим организмам существовать в предлагаемых условиях:А) Для растений в океане на глубине 6000 метров: вода, температура, углекислый газ, соленость воды, свет;Б) Для растений в пустыне летом: температура, свет, вода;В) Для скворца зимой в подмосковном лесу: температура, пища, кислород, влажность воздуха, свет;Г) Для речной обыкновенной щуки в Черном море: температура, свет, пища, соленость воды, кислород;Д) Для кабана зимой в северной тайге: температура, свет, кислород, влажность воздуха, высота снежного покрова. 5. Из перечисленных названий выберите продуцентов, консументов, редуцентов медведь, бык, дуб, елка, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, пеницилл, саранча. 5. Из перечисленных названий выберите продуцентов, консументов, редуцентов дуб,елка шиповник баобабкапуста, МедведьБыкБелкаподосиновикСкумбрияЖабаСаранча гнилостные бактериипеницилл 6. Определите, к каким факторам среды можно отнести: хищничество, вырубку лесов, влажность воздуха, температуру воздуха, паразитизм, свет, строительство дорог, давление воздуха, конкуренцию, выброс углекислого газа заводами, соленость воды. Абиогенные Биогенные Антропогенные 6. Определите, к каким факторам среды можно отнести: хищничество, вырубку лесов, влажность воздуха, температуру воздуха, паразитизм, свет, строительство дорог, давление воздуха, конкуренцию, выброс углекислого газа заводами, соленость воды. Абиогенные Биогенные Антропогенные влажность воздуха, температура воздуха, свет, давление воздуха, соленость воды. хищничество, паразитизмконкуренция вырубку лесов, строительство дорог, выброс углекислого газа заводами, 7. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте в следующих пищевых цепях: 8. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте в следующих пищевых цепях: 9. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте в следующих пищевых цепях: 10. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте в следующих пищевых цепях: 11. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте в следующих пищевых цепях: 12. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте в следующих пищевых цепях: Задания на 2 балла. 13. Инфузорий-туфелек поместили в закрытую пробирку с предварительно прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой, содержащей пищу для простейших. Как вы думаете, что произойдет с инфузориями дальше и почему? 14. Ученые-ихтиологи сталкиваются с серьезными проблемами при сохранении для музеев глубоководных рыб. Поднятые на палубу корабля, они в буквальном смысле слова взрываются, что вызывает нарушение их наружных и внутренних органов. Объясните, почему это происходит. 15. Прочитайте список организмов и укажите, к какой из перечисленных групп они относятся.Список организмов: бобр, волк, росянка, иксодовый клещ, слон, бычий цепень, дафния, кролик, рак, рысь, гриб трутовик, овца, подберезовик, палочка Коха, щука, самка комара, дождевой червь, личинка навозной мухи, колорадский жук, карп, клубеньковые бактерии, жук-скарабей. . Фитофаги симбионты зоофаги детритофаги 15. Прочитайте список организмов и укажите, к какой из перечисленных групп они относятся.Список организмов: бобр, волк, росянка, иксодовый клещ, слон, бычий цепень, дафния, кролик, рак, рысь, гриб трутовик, овца, подберезовик, палочка Коха, щука, самка комара, дождевой червь, личинка навозной мухи, колорадский жук, карп, клубеньковые бактерии, жук-скарабей. . Фитофаги симбионты зоофаги детритофаги бобр, слон, дафния, кролик, овца, колорадский жук, карп подберезовик, клубеньковые бактерии волк, росянка рак, рысь щука дождевой червь, личинка навозной мухи жук-скарабей. 16. Для каждой пары конкурирующих организмов подберите ресурс, за который они могут конкурировать.Ресурс: нора, нектар, семена пшеницы, вода, зайцы, свет, мелкая плотва, мелкие грызуны. ландыш – соснаполевая мышь – полевка обыкновеннаяокунь – щукабарсук – лисица саксаул – верблюжья колючкаканюк – сова-неясытьволк – лисицашмель – пчела 16. Для каждой пары конкурирующих организмов подберите ресурс, за который они могут конкурировать. ландыш – сосна светполевая мышь – полевка обыкновенная семена пшеницыокунь – щука мелкая плотвабарсук – лисица нора саксаул – верблюжья колючка водаканюк – сова-неясыть мелкие грызуныволк – лисица зайцышмель – пчела нектар Как изменится состав крови у альпиниста, неделю находящегося на большой высоте? Почему? Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? Задания на 3 балла. 17. Составьте по 3 цепи питания. Все они должны начинаться с растений (их частей) или мертвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном в первом случае должен быть дождевой червь, во втором – личинка комара в пресном водоеме, в третьем – комнатная муха. Все цепи должны заканчиваться человеком. Предложите наиболее длинные варианты цепей. 18. Дайте название рисунку. Объясните закономерности изображенные на нем. 19. Дайте название рисунку. Объясните закономерности изображенные на нем. 22. Зная правило 10%, рассчитайте: а) сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел) б) сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один синий кит весом 150000 кг (пищевая цепь: фитопланктон – зоопланктон – синий кит). 20. Составьте пищевую сеть широколиственного леса. 21. Составьте пищевую сеть широколиственного леса. Оценка результатов. 23 - 26 баллов – «5»19 - 22 балла - «4»14 – 18 баллов – «3» Без сетей питания:23-20 – «5»19- 16 – «4»15 -12 – «3» Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 1. Б Б Б 2. А А Г 3. Г Г Г 4. В Г А 5. В В В 6. А А Б 7. Д-Г-В-А-Б В-Б-Г-А В-Д-А-Г-Б 8. 1-А,D,F2-B,C,E 1-A,B,F
2-C,D,E 1-A,D,F
2-B,C,E Самопроверка результатов тестового контроля. За каждый правильный ответ на вопросы 1-6 поставьте 1 балл, за правильные ответы на вопросы 7-8 – по 2 балла.«5» - 9-10 баллов«4» - 8-7 баллов«3» - 6-5 баллов«2» - менее 5 баллов.