Урок по технологии (мальчики) Декоративное плетение из проволоки 7 класс
Тема урока «Декоративные изделия из проволоки»
Цели:
ознакомление с одним из видов металлического полуфабриката;
совершенствование навыков работы с ручным слесарным инструментом и умений учебного труда;
формирование технологической культуры.
Задачи:
познакомить с различными видами проволоки, способами её получения и свойствами;
показать эффективные и безопасные приёмы и сформировать первоначальные умения выполнения новых технологических операций ручным налаженным инструментом;
совершенствовать умения отбирать и использовать необходимую информацию, работая в коллективе, отражать свои дизайн-идеи документально;
формировать аккуратность и точность при выполнении технологических операций, бережное обращение с инструментом (правильное хранение и уход), эстетический взгляд к объекту своего труда.
Оборудование и инструменты: компьютер, проектор, проволока разных видов, круглогубцы, кусачки, плоскогубцы, изделия из проволоки для демонстрации конструктивных элементов деталей (округление, ушко и др.)
Словарь: проволока, правка, гибка, круглогубцы, плоскогубцы, острогубцы, оправки.
Ход урока
I. Организация урока.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель: Перед вами на экране изображение проволоки. А представьте себе, что человечество не изобрело бы проволоку? Невозможно было бы передавать электричество на большое расстояние, дома до сих пор освещались бы лучиной или керосиновой лампой, не было бы электрических помощников (чайников, стиральных машин, плит, холодильников), не было бы красивых украшений, которые выполняют не только дизайнерское, но и функциональное назначение. Скобяные изделия (гвозди, шурупы, скобы) были бы намного дороже, так как до появления проволоки их изготавливали в кузнице, а это энергоемкая, низко производительная технология.
Провод и проволока – в чём же сходство и различие?
Запишите в тетрадях определение «проволоки» и «провода».
Определение: Проволока – это металлическое изделие большой длины и малой толщины. Она служит материалом для изготовления других предметов.
Провод – это кабельное изделие содержащих одну или несколько жил.
Учитель: На предыдущем уроке вам было предложено по группам провести мини-исследование по темам:
«Виды проволоки и её применение».
«Проволока в ювелирном деле».
Учитель: Ребята, у вас на верстаках три виза проволоки, ваши одноклассники подробно рассказали о свойствах и цвете проволоки, теперь вы определите где «алюминий», «медь» и «сталь». Вам предстоит самостоятельно узнать свойства образцов проволоки и записать свои наблюдения в таблицу.
Свойства проволоки.
металлцветгибкость, твёрдость
алюминиймедьстальУчитель: Сегодня наш урок будет связан с проволокой, мы уже узнали о видах проволоки, свойствах её применении.
А как вы думаете какая сегодня тема урока?
Тема урока «Декоративные изделия из проволоки»
Учитель: мини-исследование на тему:
«История возникновения проволоки и применение её в древности».
Учитель: Проволоку вначале получали, отрезая от металлического листа узкие полоски, которые либо перекручивали и затем прокатывали между двумя плоскими поверхностями, чтобы сгладить их острые кромки, либо спирально навивали на круглый сердечник.
Ныне проволоку производят волочением. Суть этой технологии - протягивание металлических прутьев через конические сужающиеся отверстия. Такой способ был изобретен в Персии в 4 веке до н.э., но до Европы он дошел лишь в 10 веке н.э., когда проволоку впервые начали изготавливать в промышленных масштабах. Стальная проволока использовалась для изготовления кольчуг, а также щеток для чесания шерсти, для конской сбруи, цепей, рыболовных крючков и иголок. Золотая и серебряная проволока до этого времени выпускалась почти исключительно для производства ювелирных изделий, но в Средние века её основным предназначением стала вышивка.
Теперь вы знаете, что слово проволока произошло от слова «волочить». Она выпускается из разных металлов и нередко имеет покрытие, например, эмалевое или полимерное. Диаметр проволоки измеряется в миллиметрах.
Чаще всего проволока бывает круглого сечения, реже – квадратного, шестиугольного или полукруглого.
В настоящее время существует 2 способа получения проволоки.
1 способ – прокатка – постепенное обжатие слитка между валками прокатного стана.
2 способ – волочение. Более тонкую проволоку производят волочением. Суть этой технологии – протягивание металлических прутьев через конические сужающиеся отверстия.
Учитель: Сегодня мы изучим и освоим на практике
ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ПРОВОЛОКИ - популярный вид творчества, который позволяет создавать уникальные и неповторимые декоративные изделия и работы. Изделия, получаемые из разной толщины проволоки, имеют практически безграничную сферу применения - это могут быть и детали декора, и элементы интерьера, и садовые конструкции, и части мебели. И по сей день в моде ювелирные украшения из золотой и серебряной проволоки или декоративные изделия с ажурным плетением из проволоки.
Профессионально освоить технику ПЛЕТЕНИЯ ИЗ ПРОВОЛОКИ достаточно трудно, ведь для изготовления по-настоящему прекрасных изделий из проволоки требуется и мастерство, и инструменты, и профессиональное оборудование.
В последние годы искусством ПЛЕТЕНИЯ ИЗ ПРОВОЛОКИ, к сожалению, пренебрегали, но ныне интерес к нему снова оживает, и проволочные изделия можно увидеть в модных магазинах, художественных галереях, на страницах журналов, в интерьерах домов и общественных заведений.
Оригинальное изделие из металлической проволоки может стать отличным подарком или памятным сувениром для торжественного события или праздничного мероприятия.
Это может быть, как целое изделие из плетеной проволоки или отдельные детали или элементы, сделанные из проволоки, которые составляют единую композицию.
Практическая работа.
Для выполнения вам потребуются следующие инструменты и оборудование:
Плоскогубцы, бокорезы, кусачки, медная проволока, маркер и ручка.
Ознакомление с инструктажем по технике безопасности.
Приступаем к выполнению практической работы. Мы будем выполнять ажурное плетение подставки для пасхального яйца.
Для выполнения первого ряда колец вам потребуется 50 см медной проволоки и маркер (он используется как стержень крупного диаметра). Выполняем первый ряд 10 штук колец.
Теперь выполняем второй ряд 10 колец но мелких с применениям ручки. Когда два вида колец будут сделаны, проволоку перегибаем пополам и скручиваем маленькое колечко с большим. Так у нас получается единая цепь из колечек. Всю цепь из колечек соединяем в один круг по размеру диаметра яйца, закрепляем концы проволоки. Изделие готово.
Итог урока.
Вопросы для закрепления урока.
1.Чем гнут тонкую проволоку?
2. Какие бывают виды сечения проволоки?
3. Из какой проволоки были кольчуги у воинов?
В конце занятия проводится рефлексия.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
Какие умения, навыки, знания им пригодились?
Чему они научились?
Какие трудности пришлось преодолеть в ходе работы?
Что особенно понравилось сегодня на уроке?
Выставление оценок.