Программа гражданско-патриотического воспитания Я рожден в России
Муниципальное образовательное учреждение
Зеленорощинская средняя общеобразовательная школа
Программа
гражданско-патриотического воспитания
"Я рожден в России"
2011 – 2016 гг
Составила: Каргина Елена Николаевна, зам. директора по ВР
П. Зеленая Роща
2011
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………….….. 3
2.Содержание программы…………………………..……………….9
3. Формы занятий …………………………………………………….. 11
4. Мероприятия по реализации программы…………… 12
3.Методическое обеспечение………………….……………….…14
4.Используемая литература………………………….……………15
«Всякая благородная личность глубокоосознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством».В.Г. Белинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Программа гражданско – патриотического воспитания «Я - гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», локальными правовыми актами. - Законом РФ « Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МОУ Зеленорощинская СОШ
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Общеобразовательная школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует применения содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
• проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
• формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Ресурсное обеспечение Программы
Кадровое обеспечение
Группа Функции Состав
Административно-координационная Осуществление общего контроля и руководства.Руководство деятельностью коллектива.Анализ ситуации и внесение корректив. Директор учреждения
Консультативная Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций. Заместитель директора по ВР , по УВР, по НМР
Педагоги учреждения Реализация программы в системе воспитательной работы.
Использование современных воспитательных технологий. Учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования, старшая вожатая
Специалисты, сотрудничающие со школой
( социум) Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч.
Диагностика.
Участие в мероприятиях учреждения Специалисты.
Возраст детей, участвующих в организации программы.
Сроки реализации программы
Программа «Я гражданин России» рассчитана на 5 лет. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей муниципального образовательного учреждения Зеленорощинская СОШ.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Формы организации Программы
муниципальные, региональные, федеральные
индивидуальные, групповые, массовые
теоретические
практические
беседы;
сообщения;
встречи с интересными людьми;
экскурсии (по приглашениям, на природу, на выставки);
просмотр наглядных пособий или слайдов.
конкурсы;
выставки объединений декоративно-прикладного и технического творчества;
соревнования;
праздники;
викторины.
митинги
концерты
тренинги
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2.Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я гражданин России».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации программы.
6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.Обобщить результаты работы учреждения.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство. МОУ Зеленорощинская СОШ сотрудничает с сельским домом культуры, сельской библиотекой, ИДДТ, ДЮСШ, музеями и учебными заведениями г. Ульяновска.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения муниципальных, региональных, федеральных конкурсов.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношение детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя следующие направления:
1.Направление « Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1.Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Ульяновской области».
3.Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
4.Участие в тематических конкурсах, выставках.
5.Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению
№ Название направления Формы занятий Подведение итогов
1. « Связь поколений» Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. 2. «Растим патриота и гражданина России» Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 3. «Мой край родной» Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. « Я и семья» Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Анкетирование детей и родителей
Мероприятия
по реализации программы гражданско -патриотического воспитания
« Я рожден в России» учащихся МОУ Зеленорощинская СОШ
№ Название мероприятия Направление программы Ответственные
I. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время
1 Проведение мероприятий по военно-патриотической тематике Заместитель директора по УВР, ст. вожатая, учитель истории
2 Экскурсии кл. руководители
II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма
у учащихся
2.1. Проведение массовых мероприятий учреждения
Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне 1 Заместитель директора по воспитательной работе, ст. вожатая, преподаватель ОБЖ,
Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества 2 Заместитель директора по ВР, преподаватель ОБЖ, ст. вожатая
Организация и проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта 2 преподаватель ОБЖ
Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт» 1 руководитель музейного уголка
Проведение операции «Забота»:
•поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда;
• концерты для ветеранов; 1 ст. вожатая,
кл. руководители
Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла 1 Заместитель директора по воспитательной работе
2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность
1 Организация экскурсий 3 зам. директора по ВР,
кл. руководители
2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность
1 Проведение игр на местности «Школа выживания» 2 учитель физкультуры, преподаватель ОБЖ
2 Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни!» «Зарница» 2 учитель физкультуры, преподаватель ОБЖ
3 Проведение соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетболу, шахматам 2 педагоги дополнительного образования физкультурно –спортивной направленности, учитель физкультуры
2.4. Краеведение
1 Проведение тематических выставок «Почетные граждане села, области» 3 рук. Музейного уголка, учитель истории
2 Встречи с замечательными людьми области 3 Заместитель директора по учебно- воспитательной работе
3 Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы:
«Моя родословная»;
«Я в Ульяновске рожден. Город, я в тебя влюблен»;
«Есть такая профессия - Родину защищать» 3 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя литературы, истории
4. Организация походов по родному краю 3 кл. руководители
2.5. Общественно полезный труд
1 Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинет Заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по АХЧ
2 Ремонт мебели в кабинетах заместитель директора по АХЧ
3 Благоустройство территории учреждения Педагоги дополнительного образования, зам.директора по ВР, заместитель директора по АХЧ, заведующий пришкольным участком
4 Организация работы трудовых отрядов в летнее время зам. директора по ВР
2.6. Методическое обеспечение
1 Создание кино-, видеофонда для проведения тематических мероприятий посвященных:
• Дню защитника Отечества;
• Дню Победы;
Зам. директора по ВР,
ст. вожатая, педагог ОБЖ
2 Организация подписки на периодические издания гл. бухгалтер школы, библиотекарь
3 Разработка сценариев традиционных школьных праздников:
• «День знаний»;
• месячник, посвященный Дню защитника Отечества
День Победы
• «День Памяти» зам. директора по ВР,
ст. вожатая,
кл. руководители
4 Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций Заместитель директора по ВР
5 Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации, на школьном сайте Заместитель директора по УВР, зам. директора по ВР, ст. вожатая
Методическое обеспечение
Для успешной реализации данной программы необходимы следующие средства обучения:
листы ватмана;
маркеры;
ручки, карандаши;
листы бумаги ;;
ножницы;
линейки;
цветная бумага;
наглядный материал;
различные атрибуты;
стулья;
костюмы;
шары;
призы;
столы…
И техническое оснащение мероприятий:
музыкальный центр;
мультимедийная установка;
микрофон;
диски с музыкальными композициями…
Используемая литература:
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.
// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3. Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2008 уч.год.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.
7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.