Конспекты уроков по истории Церкви в 10 классе православной гимназии. Темы 9, 10.
Конспекты уроков по истории Церкви в 10 классе
православной гимназии. Темы 9, 10.
тема №9
Император Юстиниан Великий и его церковная политика. Спор о трёх главах. 5 Вселенский Собор в Константинополе
Юстиниан Великий (527-565) был объявлен наследником своим дядей императором Юстином. В отличие от своего неграмотного предшественника, Юстиниан был хорошо образован. Женился на бывшей циркачке Феодоре, пленившись ее красотой и умом. Феодора была умна, властолюбива и охотно вмешивалась в государственные дела. Между супругами было своеобразное разделение интересов. Муж проводил общие линии политики, жена интересовалась деталями — назначением лиц. Сановники и политики очень считались с Феодорой и стремились через нее проводить свои планы.
По отношению к главной религиозной проблеме империи, монофизитству, роли Юстиниана и Феодоры были разделены. Император проводил политику верности Халкидону, Феодора же привлекала к себе монофизитов, с которыми имела давние связи. Путь к единству веры, Юстиниан начал с диспутов, имевших целью убедить и тех и других в большей снисходительности и гибкости. Для этого высочайше было разрешено монофизитским епископам и монахам прибыть в Константинополь. Прибыло до 500 человек. Все они пользовались вниманием и особым расположением Феодоры. Результаты диспутов были столь ничтожны, что от этой идеи пришлось отказаться. Вскоре император пошёл по пути своих предшественников, издавая указы с размытыми богословскими формулировками. Следующим камнем преткновения для унии с монофизитами был папа Римский, твёрдо державшийся Халкидона. После подозрительно скоропостижной кончины в Константинополе папы Агапия и низложения в Риме папы Сильверия, новым папой был назначен Вигилий.
В это же время Палестину сотрясают оригенистские споры. Палестинские монахи неотрывно изучали Оригена и его еретические догадки ο начале мироздания, ο предсуществовании и переселении душ, о всеобщем спасении. Опасаясь преследований, многие оригенисты скрывают свои взгляды. Один из них митрополит Кесарии Каппадокийской Фёдор Аскида приезжает в Константинополь, где находит тёплый приём у Феодоры. Император, всё более увлекаясь идеей самому разрешать богословские споры, издаёт несколько антиоригенистских указов. В этой обстановке ловкий пройдоха Аскида подкинул царственной чете проект особо торжественного осуждения нескольких вождей антиохийской богословской школы за еретические уклоны их богословия. Такими вождями антиохийцев без сомнения были Фёдор епископ Мопсуэтский, родоначальник несторинства; Феодорит Кирский главный оппонент Кирилла Александрийского, написавший против него даже «12 контранафематизмов»; и Ива епископ Эдесский, известный своим антикирилловским письмом, получившим на Востоке широкую огласку.
В глазах монофизитских масс это осуждение было бы самым бесспорным доказательством несторианской сущности Халкидона (оправдавшего, кстати, Феодорита и Иву) и оправданием их, монофизитов, отделения от имперской церкви. Юстиниан загорелся мечтой таким путем разрешить, казалось, неразрешимую задачу — вернуть в лоно церкви (значит, и империи) обширные территории Азии и Африки. Юстиниан решил и этот узел разрубить принятым им методом — императорским указом с последующими подписями епископата. Так была подготовлена почва для созыва 5 Вселенского Собора. В 544 г. вышел новый указ “Ο Трёх главах”, осудивший деятельность трёх антиохийских богословов. Восточные патриархи и епископы нехотя указ подписывали, на Западе же против него поднялась настоящая буря. Папа Вигилий в этой ситуации должен был отдавать должок императору за своё возведение на престол, но столкнулся с перспективой оказаться в полной изоляции среди своего клира. Юстиниану необходимо было привезти папу в Константинополь. Под благовидным предлогом спасения римского епископа от остготов, угрожавших Риму, папа Вигилий был доставлен в столицу. Под давлением папа вынужден был дать свою подпись. Однако большинство западных епископов было против указа «О трёх главах». Их аргументация сводилась к следующим пунктам:
1) He дозволять пересмотра Халкидонского собора и хранить в полной силе его определения;
2) He возбуждать соблазнов между живыми из-за умерших собратьев;
3) Никто не должен путем принудительных подписей претендовать для своих писаний на авторитет, подобающий одному только Св. Писанию. Для блага церквей будет весьма полезно, если никто не станет предписывать церкви, чему она должна следовать, a будет держаться того, чему она учит.
Восточная мысль была гораздо масштабнее: Нельзя ограничивать церковную истину ни гранью времени, ни гранью между живыми и мёртвыми. Церковь всеобъемлюща. B ней снимаются все эти грани. По слову Христову, Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо y Heгo — все живы. Стало быть, и для церкви тоже. Стало быть, и суд её не может быть назван судом только “человеческим” и историческим. Он может и должен быть и сверхисторическим. Чтобы выйти из создавшегося тупика (дошло до того, что африканские епископы отлучили папу) необходим был вселенский собор.
5 Вселенский Собор. 553г. Константинополь. 155 участников.
Папа Вигилий, проявив твёрдость, не появился на Соборе. Заключительная часть вероопределения гласила так: «Итак, мы анафематствуем “три главы,” т.е. нечестивого Фёдора Мопсуетского и его богохульные книги и то, что нечестиво написал Феодорит, и богохульное письмо, приписываемое Иве». Папа пытавшийся отстаивать невозможность осуждения умерших, был низложен. Но уже через год снова переменил своё мнение и был восстановлен и отпущен в Рим (после 8 лет пленения!). По дороге папа заболел и умер. Собор так и не привёл к воссоединению с монофизитами.
Император Юстиниан сформулировал в своем законодательстве знаменитую византийскую теорию симфонии двух властей. 6-я новелла Собрания законов Юстиниана звучит так: “Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием, — это священство и царство. Первое служит делам божеским, второе заботится ο делах человеческих. Оба происходят от одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому цари более всего пекутся ο благочестии духовенства, которое, со своей стороны, постоянно молится за них Богу. Когда священство бесспорно, a царство пользуется лишь законной властью, между ними будет доброе согласие (симфония).”
Юстиниан прославился в истории как деятельный искоренитель остатков язычества, издав против него ряд законов. Христианская православная вера отныне объявлялась государственной.
тема №10
Император Ираклий и появление монофелитства. Прп. Максим Исповедник. VI Вселенский Собор в Константинополе
Монофелитство (монос – один, фелима – воля)– учение об одной воле во Христе. Во Христе две природы, но одна воля. Это учение стремилось примирить монофизитов и православных.
В 610 г. византийским императором стал Ираклий (610-638). На Константинопольское патриаршество был возведён Сергий. Положение империи было катастрофическим после правления пьяного и жестокого императора Фоки. С Севера угрожали славяне и авары. Персы захватили в 611 г. Кесарию Каппадокийскую; в 613 г.— Сирию; в 614 г.— Иерусалим, взяли в плен патриарха Захарию и вывезли древо Креста Господня; в 615 г. — Египет; в 616 г.— Ливию и Киренаику; в 617 г. пришли в Халкидон, встали лицом к лицу с Константинополем. С захватом Египта Константинополь лишился хлеба с юга. Ираклий думал, что для него неизбежно бегство в Карфаген, откуда он и пришел. Но правящая верхушка во главе с патриархом Сергием связала Ираклия клятвой в Св. Софии, что он останется. Была составлена программа защиты государства, которая блестяще осуществилась. Со славянами был заключён мир, а персы неожиданно разбиты благодаря искусному морскому десанту в их глубокий тыл.
Патриарх Сергий выступил инициатором идеи монофелитства. Суть выглядела так: во Христе, при двух природах одна энергия, потом это стали называть волей. Многие монофизиты приняли монофелитство.
Против учения выступили патриарх Иерусалимский Софроний и преподобный Максим Исповедник. Софроний осудил учение, написал письмо папе Гонорию, но папа поддержал учение и стал первым папой еретиком.
Максим Исповедник. Монах, богослов и философ. Ему принадлежит большая заслуга в борьбе с монофелитством. Подчёркивал, что там, где нет воли – нет полноты человечности, а значит, во Христе умерла человеческая природа. При императоре Константе 2 Максим Исповедник был осуждён как государственный изменник и еретик, предан мучениям и отправлен в ссылку. Умер в 662г. на Кавказе.
В 670г. к власти пришел имп. Константин Погонат. Талантливый полководец, спасший столицу от полчищ арабов. Выступал против монофелитства. Стал инициатором созыва Собора.
6 Вселенский Собор. 680г. Константинополь. 163 участника.
Собор проходил в императорском дворце в Трульской зале. Зеседания проходили до 681г. Количество участников варьировалось от 43 до 240. Император лично присутствовал на 12 заседаниях. Известный участник - представитель Иерусалимского патриарха прп. Андрей Критский. Собор осудил ересь монофелизма и постановил почитать во Христе две природы и две воли. При этом воля Человеческая подчиняется Божественной.
В 692г. имп. Юстиниан II созвал Пято-Шестой Собор в Трульской зале. Он стал дисциплинарным дополнением к 5 и 6 Вселенским Соборам. Было принято 102 правила.
Осуждено обязательное безбрачие для клириков на Западе (целибат)
Константинополь получает равные преимущества с Римом
Легатов папы на соборе не было. Папа Сергий не подписал соборные определения. Римская Церковь Собор не признаёт.