Конспекты уроков (закрепление темы: Причастие) Изложение В цирке


Поурочная карточка
Предмет: Русский язык Класс: 8 Урок №1 Дата______
Тема: «Подготовка к написанию изложения по отрывку рассказа А. Куприна «В цирке»».
Цель: выявить роль причастий в художественном тексте, научить грамотно употреблять причастия в тексте (связывать их с другими частями речи, учитывая род, число, падеж, разряд), повторить изученный материал о причастии.
Задачи: развивать устную и письменную, монологическую и диалогическую речь; развивать долговременную память в процессе деятельности; развивать аналитические умения выделять главное, анализировать; способствовать развитию навыка культуры общения учащихся; развивать остаточный слух и навыки слухозрительного восприятия.
Оборудование: учебник, таблички, опорные таблицы, картинки
Словарь: купол, проволока, атлет, великан, сетка, упругий, балансируя, трясущийся.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
1. Орг.момент.
- Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте:
пенал, учебник, тетрадь.
Настройка аппаратуры. Фонетическая разминка.
II. Основная часть.
1. Слухоречевая разминка.
-Какое у вас настроение?
-К какому уроку вы подготовились?
-Как вы думаете, что будем делать на уроке?
(Знакомство с планом урока)
2. Речевая разминка. (Параграфы 5,6,7,8,9,16)
-Назовите части речи.
-Что такое причастие?
-Назовите признаки глагола у причастия.
-Как изменяется причастие?
-Как склоняются причастия?
-Что такое причастный оборот?
-На какие виды делятся причастия по значению?
-Как подчеркиваются краткие страдательные причастия?
3. Проверка домашнего задания.
4. Сообщение темы урока и основной цели. Актуализация знаний.
-Сегодня мы будем готовиться к написанию изложения. Продолжим работу над развитием речи, над бережным и внимательным отношением к слову. Вам интересно узнать, про что будете писать изложение? Отгадайте загадки и определите, о чем и о ком говорится в рассказе.
Отгадайте загадки.
Все глядят на середину 
В середине – волшебство: 
Там чудак зайчишку вынул 
Из кармана своего. 
Там под купол танцовщица 
Улетела, как синица. 
Там собачки танцевали... 
Вы, конечно, там бывали. (Цирк)
Я на мостик стану смело,
Кувыркнусь и на шпагат.
Обруч я кручу умело,
Ну, совсем, как акробат! (Гимнастка)
5. Чтение текста.
-Откройте учебник на стр.77. Прочитайте текст № 3. При чтении подчеркните слова, которые не поняли.
6. Словарная работа.
купол – (показать картинку)
проволока (показать проволоку)
атлет – здоровяк, силач, богатырь, могут; боец, борец (показать картинку)
великан – человек очень большого роста
сетка - (показать картинку)
упругий – податливый на сжатие (показать на примере мяча)
балансируя (показать движение)
трясущийся – (показать состояние)
7. «Подумаем»
Задание 1: Найдите в тексте причастия и выпишите их в столбик.
Задание 2: Выделите суффиксы. Определите причастия по их значению.
Задание 3: Допишите слово (справа) с которым связано причастие.
Задание 4: Определите род, число, падеж причастий.
Задание 5: Найдите в тексте причастные обороты и выпишите их с определяемым словом.
III. Заключительная часть.1.Подведение итогов.
-Какова же роль причастия в тексте? (придают образность, выразительность).
-Для чего нужно изучать причастия (грамотно, умело составлять текст, чтобы он получился ярким, выразительным)?
-Где можно увидеть причастия? (в художественном тексте (и не только), в письме другу и т.д.)
2.Домашнее задание. Упр.»166 № 3 стр.77 – читать, отвечать на вопросы, учить новые слова.
3. Оценки
Поурочная карточка
Предмет: Русский язык Класс: 8 Урок №2 Дата______
Тема: «Подготовка к написанию изложения по отрывку рассказа А. Куприна «В цирке»».
Цель: закреплять умение правильно и последовательно излагать отработанный материал из текста в учебнике.
Задачи: развивать умение пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим составом языка; развивать навыки устной речи, активизировать словарный запас, память мышление и воображение; воспитывать интерес к предмету; развивать остаточный слух и навыки слухозрительного восприятия; способствовать развитию навыка культуры общения учащихся; развивать остаточный слух и навыки слухозрительного восприятия.
Оборудование: учебник, таблички, опорные таблицы, картинки
Словарь: купол, проволока, атлет, великан, сетка, упругий, балансируя, трясущийся.
Тип урока: урок ЗУН.
Ход урока
1. Орг.момент.
- Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте:
пенал, учебник, тетрадь.
Настройка аппаратуры. Фонетическая разминка.
II. Основная часть.
1. Слухоречевая разминка.
-Какое у вас настроение?
-К какому уроку вы подготовились?
-Как вы думаете, что будем делать на уроке?
(Знакомство с планом урока)
2. Речевая разминка.
-Исправьте мои ошибки по образцу:
-Т.Е., Вы не правы, …..
-Части речи это – имя существительное, глагол, определение, местоимение, обстоятельство.
-Т.Е., Вы не правы, определение и обстоятельство это не части речи, а члены предложения.
-Причастие – это часть речи. (Правильно- особая форма глагола)
-Признаки глагола у причастия - вид, возвратность, склонение, переходность, время. (Ошибка – склонение)
-Причастия склоняются как существительные. (Как прилагательные)
-Краткие страдательные причастия подчеркиваются одной линией. (Двумя)
3. Проверка домашнего задания. (Выделение в тексте причастных оборотов)
4. Работа парами «Вопрос-ответ»
-Где стояла Генриетта?
-За что она держалась?
-Что сделал атлет?
-Когда атлет открыл глаза?
-Куда гимнастка провалилась?
-Как она провалилась?
-Что тотчас же с ней произошло?
-Где она балансировала?
-Какая она кланялась зрителям?
ФИЗРАЗМИНКА
5. Аналитическая беседа.
-Как вы думаете, почему у атлета было похолодевшее сердце?
-Почему весь цирк вздохнул шумно?
-Как вы думаете, что кричали зрители? Почему?
III. Заключительная часть.1.Подведение итогов.
2.Домашнее задание. Упр.166 № 3 стр.77 – читать, отвечать на вопросы, повторить новые слова.
3. Оценки.
Поурочная карточка
Предмет: Русский язык Класс: 8 Урок № 3 Дата______
Тема: «Изложение по отрывку рассказа А. Куприна «В цирке»».
Цель: уметь писать подробное изложение.
Задачи: развивать умение пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим составом языка; развивать навыки письменной речи, активизировать словарный запас, память мышление и воображение; воспитывать интерес к предмету; развивать остаточный слух и навыки слухозрительного восприятия; способствовать развитию навыка культуры общения учащихся; развивать остаточный слух и навыки слухозрительного восприятия.
Оборудование: учебник, таблички, опорные таблицы, картинки
Словарь: купол, проволока, атлет, великан, сетка, упругий, балансируя, трясущийся.
Тип урока: урок ЗУН.
Ход урока
1. Орг.момент.
- Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте:
пенал, учебник, тетрадь.
Настройка аппаратуры. Фонетическая разминка.
II. Основная часть.
1. Слухоречевая разминка.
-Какое у вас настроение?
-К какому уроку вы подготовились?
-Как вы думаете, что будем делать на уроке?
(Знакомство с планом урока)
2. Речевая разминка.
-Исправьте мои ошибки по образцу:
-Т.Е., Вы не правы, …..
-Части речи это – имя существительное, глагол, определение, местоимение, обстоятельство.
-Т.Е., Вы не правы, определение и обстоятельство это не части речи, а члены предложения.
-Причастие – это часть речи. (Правильно- особая форма глагола)
-Признаки глагола у причастия - вид, возвратность, склонение, переходность, время. (Ошибка – склонение)
-Причастия склоняются как существительные. (Как прилагательные)
-Краткие страдательные причастия подчеркиваются одной линией. (Двумя)
3. Проверка домашнего задания. (Ответы на вопросы)
-Где стояла Генриетта?
-За что она держалась?
-Что сделал атлет?
-Когда атлет открыл глаза?
-Куда гимнастка провалилась?
-Как она провалилась?
-Что тотчас же с ней произошло?
-Где она балансировала?
-Какая она кланялась зрителям?
ФИЗРАЗМИНКА
5. Составление плана.
6. Написание изложения по плану.
III. Заключительная часть.1.Подведение итогов.
2.Домашнее задание. Зарисовки к прочитанному тексту.
3. Оценки.