Дидактический материал для работы над комедией Н.В.Гоголя Ревизор (Вопросы для внимательного читателя) 
      Пояснительная записка к дидактическому материалу      
    Работая над художественными  произведениями  на уроках литературы, пришла опытным путем к интересному методическому приему, который очень помогает развивать вдумчивость и внимательность к деталям текста у учащихся во время чтения. Кропотливая работа над деталями произведения ведет к более глубокому пониманию прочитанного. А как научить школьников видеть эти детали? Ведь у писателей-классиков  нет ни одного малозначительного или лишнего слова  в произведениях. Благодаря экспериментам нашла интересный путь. Произведение читается с большей сознательностью, если ученик точно знает, что ему предстоит работа над деталями. Он даже при первичном чтении старается быть более внимательным. А на одном из первых уроков по произведению ребята получают карточки с вопросами для внимательного читателя. Чтобы выполнить задание, конечно, работают с текстом. Но время работы ограничено, что обостряет вдумчивость во время чтения. 
    Предлагаю вариант одного из подобных дидактических материалов. В данном случае это материал для работы над комедией Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8 классе. Подобные раздаточные материалы («Вопросы для внимательного читателя») есть в моей методической копилке ко многим произведениям
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНОГО ЧИТАТЕЛЯ
1.КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА, И ПО КАКОМУ ПОВОДУ ОНИ СКАЗАНЫ?
А) Я думаю, что здесь тонкая и больше  политическая причина.
Б)  А что думаю? Война с турками будет.
В)  Зачем! Так уж, видно, судьба. До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.
2.О КОМ ЭТО?  ЧЬЯ ХАРАКТЕРИСТИКА? 
А)  Зато вы в Бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите
Б)  Смерть люблю узнать, что есть нового на свете.
В)  С приезжающими знакомится, а потом в картишки,- вот тебе и доигрался!
3.ЧЬЯ ЭТО МЕЧТА?
А)  как прохожу через департамент,- просто землетрясение, все дрожит и трясется, как лист.
Б)  Да если этак и государю придется, то скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович
В)  А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНОГО ЧИТАТЕЛЯ
1.КТО ЭТО СКАЗАЛ, КОМУ И ПО КАКОМУ ПОВОДУ?
А)  Ну, да Бог простит! Полно! Я не памятозлобен; только теперь, смотри, держи ухо востро!
Б)  Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне.
В)  Ну, ну, нуоставь, дурак; ты привык там обращаться с другими: я , брат, не такого рода! со мной не советую
2.ЧЬЯ ЭТО МЕЧТА, КТО ОБ ЭТОМ РАССУЖДАЛ?
А)  а хорошо бы, чёрт побери, приехать домой  в карете, подкатить этаким чёртом к какому-нибудь соседу-помещику под крыльцо, с фонарями
Б)  Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше, возьмёшь себе бабу, да и лежи весь век на полатях, да ешь пироги.
В)  Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти
3.ЧЬЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЕМ ДАНА?
А)  Я карт и в руки никогда не брал; даже не знаю, как  играть в эти карты.
Б)  Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!
В)  Ни сё ни то: чёрт знает что такое!
15