Обобщение опыта Развитие социального кругозора личности при изучении обществознания в ходе реализации социальных проб и практик


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Сладковского района
Лопазновская основная общеобразовательная школа
«Развитие социального кругозора личности при изучении обществознания в ходе реализации социальных проб и практик»
Из опыта работы учителя Дубининой Е.Е.
2016 год.
Развитие социального кругозора личности при изучении обществознания в ходе реализации социальных проб и практик. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Именно перед нами – учителями, ведущими предмет «обществознание», стоят задачи воспитания социальной активности подрастающего поколения. Одним из результатов изучения обществознания является развитие социального кругозора. Эта тема всегда будет актуальна, так как любое общество в любой период истории стремилось к тому, чтобы его граждане были преданы государству, активно защищали его интересы, то есть были социально активными. Правда, моральные ценности у каждого свои, и социальную активность в разных государствах понимали по-разному.
Понятие «социальный кругозор личности» объединяет как социальные притязания (например, уровень образования или должность), идентификацию с интересами и нуждами социальных субъектов разного масштаба (от самой личности до государства), так и предпочтение или неприятие различных сфер социальной жизни. Социальный кругозор личности обеспечивает ориентацию в социальном пространстве и проявляется в социальной активности человека.
 Социальная активность школьника – это его деятельное отношение к миру. Она предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, требовательность к себе, готовность помочь другим и реализуется в виде безвозмездных социально полезных действий, совершаемых, под влиянием положительной мотивации, в основе которой лежат осознание общественной значимости и личностного смысла общественной работы. Программный материал по предмету «обществознание» даёт прекрасную возможность учителю для воспитания в детях социальной активности. Темы говорят сами за себя: «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина» (5, 6 классы). В 7 классе практически все темы начинаются со слова «человек»: «Человек среди людей», «Человек и закон», «Человек и экономика». В 8, 9 классах в приоритете личность и её окружение. Темы, конечно, значительные. Но, порой, какое-то действо, применяемое для закрепления изученного материала, даёт более нужный эффект, чем даже очень эмоционально преподнесённый материал урока.
Поэтому для организации процесса формирования социально - ориентированной личности я использую технологию социального проектирования, которая включает в себя социальную практику, социальную пробу, социальный проект.
Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого ученик получает опыт своего социального взаимодействия.
Социальная практика – это процесс освоения, отработки социальных навыков и познание внутренней сущности социальной действительности.
Социальный проект – наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта.
Социальная проба и практика между собой различаются по уровню и сложности организации. Наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным – практика (по навыкам, деятельности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным – проект. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики – проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности – преобразование социального объекта, явления, ситуации.
Социальная проба — это довольно непродолжительное, законченное действо, продуктом которого являются социально значимая информация и знание. На уроке, во внеурочной деятельности или в качестве домашнего задания я использую следующие виды социальной пробы: экскурсия, интервью, анкетирование, социологический опрос, встреча с компетентным специалистом. Например, при изучении темы «Семья» в 5 классе я давала в качестве домашнего задания заполнить анкеты вместе с родителями, в результате на уроке мы выясняли: какие отношения важны в семьях пятиклассников, как семья проводит свободное время, как распределяют обязанности по хозяйству, как относятся в семьях к пожилым людям. Шестиклассники при изучении темы «Школа» в ходе социологического опроса выясняли, какое влияние оказывает образование на судьбы людей. Ребята седьмого класса брали интервью у своих родителей, как они распределяют семейный бюджет. Восьмиклассники побывали на экскурсии в хозяйстве местного предпринимателя. В 9 класс (при изучении тем «Политика» и «Право») в гости приходят специалисты. В ходе социальной пробы ученик сталкивается с социальными объектами, и он уже имеет какой-то опыт общения с этими структурами, явлениями (у него есть представление о том, например, что такое инвалидность или о том, что пожилые люди часто бывают одиноки). В ходе социальной пробы опыт общения школьника с каким-то социальным явлением оказывается переведенным на качественно новый уровень за счет расширения этого взаимодействия, за счет углубления его, в результате открытия детьми противоречивости объекта, неоднозначности своей собственной позиции, выхода на более высокий уровень самостоятельности и ответственности в ходе такого взаимодействия.
Социальная практика — вид социального проектирования, в ходе которого, во-первых, происходит освоение, отработка социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной. В ходе социальной практики предполагается отработка навыков социального взаимодействия. Основным видом социальной практики является включённое наблюдение. Оно осуществляется моими учениками во внеурочное время при посещении пожилых людей и оказании им помощи, либо просто при общении с ними (поздравляют с праздниками, беседуют о жизни). Такое общение обогащает жизненный опыт детей. Они узнают о том, что в жизни на пути каждого человека встречаются трудности и нужно учиться преодолевать их с достоинством. От этого зависит их судьба. Кроме того, воспитываются такие очень важные чувства как сопереживание, благодарность; приобретаются навыки общения с людьми разного возраста, характера, социального статуса. Дети видят, как живут старые люди, узнают об их жизненном пути, «примеряют» это на своих родных, на себя, задают себе и другим вопросы: «Почему так, а не иначе? А как было бы, если…? А что будет со мной в этом возрасте?» и так далее. Таким образом, они приобретают необходимые им знания для успешной социализации в будущем.
Социальный проект — вид социального проектирования, наиболее сложная форма организации социального действия. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно-значимая, и потребностью личности. Начало проектной деятельности связано с обнаружением трудности, некомфортности в том, что окружает человека, с чем связана повседневная жизнь. Под трудностью понимается прямое неудобство, неудовлетворенность, что-то, что не устраивает лично подростка в его социальной жизни. Осознание трудности может быть связано с предшествующей социальному проекту деятельностью ученика на этапах социальной пробы или практики, а может осознаваться и под влиянием множества других факторов. Обнаружение корней трудности позволяет сформулировать социальную проблему, разрешение которой может стать предметом социального проекта. Трудность всегда личностно окрашена, имеет уникальность и неповторимость, связанную с опытом данного конкретного человека.
В моей педагогической практике накоплен опыт проектирования и организации социально-значимых дел с учащимися. Основная цель такой деятельности - развитие социальной активности детей, которая выражается в его готовности и способности включиться в различные виды социально значимой деятельности. Именно так возникли такие проекты как работа военно - мемориального отряда «Подвиг» и работа волонтёров. Оба проекта начинали дети моего класса, сейчас к ним присоединяются ребята других классов. Начинали мы с уроков обществознания, на которых говорили о милосердии, о сопереживании, о помощи нуждающимся и о необходимости помнить о нашей истории, о тех, кто жил до нас и создавал человеческие ценности как материальные, так и духовные для будущих поколений. Союзником в этом деле для меня является музейная комната, где мы работаем с ребятами из кружка «Юные краеведы». Я считаю, что именно технология социального проектирования помогла мне как учителю обществознания и как классному руководителю воспитать в моих детях интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, требовательность к себе, готовность помочь другим. В большинстве мои восьмиклассники обладают организаторскими способностями и ведут активный и здоровый образ жизни.
В "Концепции воспитания учащейся молодежи в современном обществе" дается определение социализации, которое, по моему мнению, в большей степени отражает его сущность: "Социализация — процесс двусторонний. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. А с другой — в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт".