Как написать отличный сценарий. Шпаргалка для педагогов.

Шпаргалка. Технология работы над сценарием.

Организаторам внеклассной деятельности,
педагогам дополнительного образования
и всем, кто пишет сценарии для школьных (и не только) мероприятий

Каждый год все педагоги дополнительного образования ведут образовательную и воспитательную работу, и помимо занятий мы проводим всевозможные мероприятия в объединениях: концерты, викторины и прочие праздники. И естественно, возникает необходимость писать для этого сценарии - простые и сложные, гениальные и не очень, писать самим или переделывать уже написанные кем-то. Шоу-бизнес развивается, и мы шагаем в ногу вместе с ним (или пытаемся изо всех сил).
Я предлагаю вашему вниманию свой небольшой опыт по написанию сценариев - этакая шпаргалка для педагога. Пользоваться ею может любой, даже не владеющий режиссерской грамотой.
Итак, нам необходимо провести мероприятие и для этого написать сценарий.
Для написания хорошего, грамотного сценария необходимо
поставить несколько вопросов:
1. Для кого сценарий – каков зритель: возраст, количество, социальный уровень.
2. Направленность мероприятия - цели, задачи мероприятия, статус (город, республика,
телевидение)
3. Что мы имеем:
Место проведения: сцена, улица, малый зал, поляна и пр.
Оснащенность: освещение, музыкальная база.
Костюмы (подбор или вариант пошива), реквизит, бутафория.
Художественные номера, стихи по теме, загадки, анекдоты, подобные сценарии,
методические пособия.
Человеческая база- ведущий(ие) мероприятия, персонажи, постановщики (или их
отсутствие).
Финансы.

4. Как мы его будем делать - ход, формы, приемы.

Когда определены все первые организационные моменты, можно приступать к собственно написанию сценария.
Любому творческому акту предшествует творческий замысел - это основа любого сценария, именно он является важнейшим фактором в отборе методического и практического материала, событий, героев и других выразительных средств
Замысел зависит от личности автора, от его взглядов, от его знаний, способностей и темы, которая в данный момент волнует сценариста.
Правильно определенная тема и идея - это стержень хорошего сценария- это то, что я хочу сказать зрителю, чему научить, какими мыслями поделиться, какое решение проблемы могу (хочу) предложить, какую педагогическую задачу ставлю. Начинаем собирать факты и данные по этой теме, искать героев, персонажей (характерных, ярких, на контрасте), интересный сюжет, форму, сложный ход, образную выразительность, работать с документами (да здравствует интернет!).
Формы сценария - это отправная точка всего творческого процесса. Их множество - вот самые распространенные:
сказочное представление,
путешествие,
пародия,
форма телепередачи,
канва известного литературного произведения, сказки,
сказка на новый лад,
путешествие по сказочному городу именинников,
КВН,
компьютерная игра, прохождение уровней и многое другое
Схема построения сценария:
1. Пролог (предисловие).
2. Экспозиция (представление героев). Сюжетное действие берет свое начало в экспозиции.
3. Завязка. Привлекает внимание зрителей и заставляет следить за дальнейшим ходом событий.
4. Основное развитие действий – это самая обширная часть сценария, здесь фактически укладывается весь основной сюжет.
5. Кульминация – это высшая точка эмоционального восприятия зрителями вершины драматургического развития в сценарии. Кульминация должна вытекать естественно из логики развития действия, она является смысловым и эмоциональным центром всего сценария.
6. Развязка выполняет функцию завершения сложной линии сценария.
7. Финал следует за развязкой и означает полное завершение сценического действия. Финал – это средство подведения итогов.
8. Эпилог это не финал, это послесловие, одна из форм финала. У него важная опофиозная роль. Благодаря нему, каждая программа заканчивается эмоционально зрелищным действием.
Важно следить за композиционной целостностью, чтобы сценарий не состоял из отдельно взятых кусков, логически не связанных друг с другом, а необходимое количество эпизодов, наиболее полно раскрывало авторский замысел, нанизываясь на одну тему. НЕ забудьте, что жизнь – это борьба и диалектический закон единства и борьбы противоположностей, закон контраста является опорой при отборе материалов в композиционном построении сценария. Стремимся показать явления и факты окружающей действительности в конфликтном отношении друг к другу, при этом решаем педагогическую задачу.
Основа сценария есть. Осталось выписать характеры персонажей, придать им яркость и самобытность (опять таки, помним о законе контраста).
Очень важно на этом этапе работы обратить внимание на речь героев, она должна быть логически связана с первоисточником образа. Речь положительного персонажа не может содержать сленга, жаргона, в то же время отрицательные персонажи могут позволить себе грубоватые обороты. Предложения должны быть не длинными (исключение-образ «зануды»). Следует избегать слов не несущих информацию, избегать повторений - «встречайте, внимание, ваши аплодисменты, итак и пр.» и слов-паразитов – «ну, э, как бы, вот, можно так сказать и пр.»
Речь, звучащая со сцены должна быть речевой школой для зрителя - хорошо выстроенной и правильно произнесенной. Манера общения персонажей - как нравственное воспитывающее условие.
И еще, чем писать плохие стихи, лучше использовать хороший прозаический текст.
Довершает образ костюм, реквизит, бутафория и, конечно же, пластика персонажа. Почему-то на пластичность героев очень мало обращают внимания, а зря. Ритм, характерность движений, плавность или резкость, повторяющиеся жесты, интересная походка - все выразительные средства, которыми обладают актеры – ведущие, необходимо использовать в полной мере.
Способы активизации зрителя.
Все используемые способы активизации должны быть обусловлены сюжетом сценария, плавно из него вытекать и помогать решить основной конфликт. При проведении конкурсов, викторин, игр с залом нужно стремиться к их логической обоснованности, а от результатов игры должно зависеть дальнейшее развитие сценария. Новую игру не всегда возможно придумать, но наполнить знакомую по форме игру другим содержанием, связанным по смыслу с сюжетом сценария - наш долг.


Итак, у нас вырисовывается простой
план работы над сценарием:
1. Необходимость – отклик на социальный заказ
2. Изучение аудитории
3. Анализ своих возможностей
4. Определение темы, сюжетного хода, постановка педагогических задач.
5. Поиск дополнительных фактов, реальных героев-прототипов, работа с документами
6. Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сложного хода, образной выразительности
7. Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов.
8. Доработка и рализация замысла в одной из форм сценарной записи.
9. Окончательный отбор изобразительных и выразительных средств.

Вот и все – праздник готов!
Хорошо, когда вся жизнь- праздник, и создаем мы его сами. Но, работая в школе, неважно кем, задача каждого взрослого сделать жизнь наших детей праздником, создать его, и научить наших милых детей жить с ощущением праздника в душе.


Малютина Людмила Петровна,
преподаватель актерского мастерства и подиумной походки
педагог высшей квалификационной категории.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15