Статья Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике
«Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике»
Ф.И.О. Царегородцева Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Актуальность выбранной темы
Процесс обучения учащихся необходимо строить с учётом индивидуальных особенностей школьников. Индивидуализация позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. То есть индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, лежащего в основе организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающую индивидуальные особенности каждого учащегося.
Предметные знания, умения и навыки всегда будут актуальны для начальной школы. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания, умения и навыки - предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют постоянного обновления, необходимо уже в начальной школе сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию. Одной из основных задач современной школы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Реализовать эту задачу можно, если активизировать мыслительную деятельность детей в учебном процессе.
Существующие программы, их усвоение потребует от ребёнка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, то есть достаточно развитых познавательных процессов. Достаточно высокого уровня познавательной деятельности школьники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский ).
Чему можно научить ребёнка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, наблюдать, обобщать и делать выводы, умение правильно оценивать различные ситуации и принимать самостоятельные решения, развивать внимание, память и логику. Для этого нужна специальная система и специальные « параллельные » к существующим учебные пособия. Но, к сожалению, не созданы специальные методические материалы по математике для работы со способными детьми.
Задача учителя начальных классов – привить любовь к предмету, научить самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить. Научить думать – самая трудная задача учителя. Научиться думать – самая трудная задача ученика. Мышление – форма умственной деятельности учащихся. Это обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель и задачи поисковой деятельности
Основной целью работы является активизация мыслительной деятельности при обучении математике в начальной школе.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Определить систему методических приёмов, влияющих на активизацию мыслительной деятельности при обучении математике.
Выявить пути развитие интеллекта и психической деятельности школьника: внимания, воображения, фантазии, образного и понятийного мышления, зрительной, слуховой и смысловой памяти.
Составить задания для расширения и активизации математического словаря детей.
Разработать систему заданий, способствующих развитию мыслительных операций.
Выявить уровень развития мыслительных операций учащихся до и после эксперимента.
Теоретическое обоснование опыта
В своей работе применяю принцип деятельности, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. При этом школьник должен получить либо новые, ранее неизвестные ему знания, либо углубить и расширить сферы действия уже полученных знаний. Всё это подразумевает индивидуальный подход к ребёнку через внутриклассную дифференциацию. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип активности.
Все эти принципы служат решению общей задачи развитие математических способностей у детей: умение наблюдать и сравнивать, выделять черты сходства и различия в сравниваемых явлениях, выполнять такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не становятся полезными – это мёртвый груз. Поэтому очень важно, чтобы дети учились с интересом. Интерес к работе воспитывается у школьника в том случае, если он получает содержательные, посильные, но в то же время заставляющие думать задания. Ученик в таком случае будет работать активно.
Система подобранных и разработанных заданий, соответствует возрастным особенностям школьников и требованиям программы по начальному образованию в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся.
Обучение детей младшего школьного возраста в большей степени основывается на игре. Игра не является развлекательным средством – это обычное упражнение, облечённое в занимательную форму, способствует активизации мыслительной деятельности. Она требует от учащихся сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.
При проведении работы опиралась на исследования психологов и методистов Н.С. Лейтеса, Б.М.Теплова, А.А. Люблинской, В.С.Кузина, Д.Б. Эльконина , А.З.Зака, М.И. Зайкина , М.Б.Никитина, И.А.Липиной.
Важнейшим фактором в развитии мыслительных операций служат педагогические системы развивающего обучения. К таким системам обучения относятся методики обучения Н.Б. Истоминой, Д.Б. Эльконина , В.В.Давыдова, Л.Г. Петерсон. В учебниках реализована концепция развивающего обучения, в основу которой положен личностно-ориентированный подход. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике помогает сформировать у учащихся умения общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентироваться в решение нестандартных задач, логически мыслить, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении. Формирует устойчивый познавательный интерес к предмету.
Сущность опыта и его технология
В повышении активности и самостоятельности учащихся, большую роль играет понимание того, что и зачем они делают на занятиях. Процесс решения задачи воплощается в ряде мыслительных операций – в сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждений и умозаключений. Каждая из этих операций мышления, как и весь мыслительный процесс в целом, строится на двух основных умственных действиях (процессах) анализа и синтеза. Анализ – это членение целого на заданные части (элементы), выделение признаков, сторон, различение сходных предметов, отвлечение от чего-то, или абстрагирование. Синтез – это установление связи, выводы, объединение в группы, обобщение, которое может совершаться на разных уровнях.
Любая задача, которую ученик решает, воспринимается им сначала как заданное целое – первый синтез (С-1), затем следует анализ (А), то есть выделение в целом заданных частей (элементов), сторон, признаков в их взаимосвязях, и на последнем этапе человек снова приходит к целому, ко второму синтезу (С-2). Это и есть ответ, решение задачи.
Разнообразие форм, приёмов и методов работы – одно из важнейших условий активизации учащихся.
На первом этапе были выявлены особенности мышления детей в начале обучения в школе. Проводились наблюдения, система творческих заданий – диагностик.
Для детей 6-7 лет специфично наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Логическая (словесная) форма мышления хотя и доступна, но не типична для дошкольников. Логическое мышление, являясь высшей ступенью в умственном развитии ребенка, проходит длительный путь. На ранних ступенях развития ребенок накапливает чувственный опыт и учится решать практическим путем ряд конкретных, наглядных задач. Осваивая речь, он приобретает возможность формулировать задачу, задавать вопросы, строить доказательства, рассуждать и делать выводы. Ребенок овладевает понятиями и рядом умственных действий. Эти возможности должен использовать учитель, обучая детей с первого дня их работы в школе различным операциям и формам словесного мышления.
На втором этапе – экспериментально апробированы и научно обоснованы способы формирования математических способностей у детей младшего школьного возраста:
Умение выполнять задания различного уровня сложности, состоящее из разнообразных вопросов нестандартного характера.
Умение действовать практически, а затем рассказывать о своих действиях или, наоборот, сначала рассказывать о своих действиях, а потом действовать практически.
Умение находить ошибки.
В ходе экспериментального обучения были достигнуты следующие результаты:
Была разработана система занятий, развивающих умение логически мыслить
Подобран материал для развития умения проводить анализ и синтез, устанавливать связи, обобщать, абстрагировать и конкретизировать
Подобраны познавательные и развивающие тексты для развития логики, смекалки, сообразительности
В каждое занятие были включены творческие, игровые и практические задания.
Формы, которые используются при обучении математике для активизации мыслительной деятельности младших школьников:
Игровые пятиминутки с логическими упражнениями на каждом уроке математики
Индивидуальные домашние задания повышенной сложности на срок 2 – 4 дня, когда отсутствует резкое временное ограничение и можно учащемуся многократно возвращаться к содержанию работы
Занимательная математика - внеурочные занятия 1 раз в неделю
Подготовка детей к олимпиадам 2 раза в неделю в течение 3 месяцев
При такой организации обучения уже через 2 – 3 месяца в классе выделяется группа учащихся, быстро идущая вперед, - это сильные дети, способности которых стимулируются индивидуальным подходом, необходимостью « догружать » заданиями повышенной сложности.
Степень новизны педагогического опыта
В ходе практической работы были выявлены приемы активизации мыслительной деятельности младших школьников:
Применение игровых пятиминуток на уроках математики, направленных на развитие логического мышления.
Разработка заданий, способствующих умению выражать свои мысли, рассуждать, доказывать.
Самостоятельное составление учащимися задач по аналогии.
Организация и проведение домашних работ творческого характера, направленных на решение нестандартных задач, с использованием мыслительных операций
Главным критерием построения заданий является характер мыслительной деятельности и усложнение заданий по степени ее самостоятельности. Каждое задание является своего рода мыслительной задачей, в решении которой важен в первую очередь даже не результат, а процесс выполнения, осознание своих затруднений.
Оптимальность и воспроизводимость
педагогических новшеств.
Включение детей в регулярную мыслительную деятельность, направленную на поиск решения нестандартных задач, создаёт им хорошие условия для умственного развития.
Более продуктивная форма на материале занимательных задач состоит в том, чтобы не только решать, но и коллективно обсуждать их решение. Это означает, что на материале не учебных задач полезно проводить такую же работу, которая имеет место в обучении при решении традиционных задач. В этом случае на решение задач следует отводить 15-20 минут, остальное время – на их коллективный разбор. Необходимость такой работы заключается в том, чтобы побудить детей к высказываниям и обсуждению разных точек зрения по поводу сходства и различий в условиях и способах решения задач, что создаёт дополнительные условия для углубления понимания условий задач, улучшения своей деятельности. Дети, участвуя каждый день в коллективном обсуждении задач, постепенно смогут самостоятельно проводить их анализ и составлять ход решения.
Уже в начальной школе должно быть многое сделано для развития у детей умения наблюдать и сравнивать, выделять черты сходства и различия в сравниваемых явлениях, выполнять такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности. Математика даёт реальные предпосылки для развития логического мышления учеников, для обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Задача учителя – полнее использовать все эти возможности при обучении детей математике.
Выполнение заданий происходит непринужденно, с интересом. И при этом достигаются высокие результаты обученности, так как развитие мыслительных операций способствует более прочному усвоению нового материала. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности, снимает психические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Исследование позволило сделать вывод о том, что технологии обучения математике продуктивно развивает логическую сторону интеллектуальных способностей ученика и закладывает прочную основу для изучения предметов на последующих ступенях обучения.
Предложенная технология может применяться учителями начальных классов для повышения качества изучения предмета, уровня сформированности математических способностей у детей младшего школьного возраста.
Результативность опыта.
Для экспериментальной проверки разработанной методики была
проведена диагностика уровня развития мышления. В основу диагностических заданий были положены требования к развитию мышления, разработанные специалистами по развитию интеллекта детей А.А. Заком, А.Г.Гайштутом, В.С.Кравченко, Л.В.Шелеховой.
Диагностика, применяемая в начале эксперимента, в контрольной и
экспериментальной группах, направлена на выявление умений:
Логически связывать приобретенные знания при изучении новых тем.
Находить различия и сходства предметов.
Исключать « лишний» предмет, проведя обоснование.
Разбивать на группы предметы по разным признакам.
Формирующая работа с детьми экспериментальной группы по активизации мыслительной деятельности длилась в течение одного года. На уроках применялись разнообразные формы, методы, приёмы, особые учебные задания, способствующие развитию мыслительных операций.
На контрольном этапе эксперимента учащимся контрольной и экспериментальной групп была предложена проверочная работа, состоящая из 6 логических упражнений.
Логические упражнения ( 2 класс. 1 четверть )
Даны ряды чисел. Заметить особенность составления каждого ряда и дополнить его:
6,9,12,15,18, , , , , .
25,24,22,21,19,18, , , , .
Найдите закономерность и вставьте пропущенное число:
7 ? ? 9
2 4
Сколько в комнате кошек, если в каждом из четырех углов комнаты сидит по одной кошке, против каждой кошки сидит по три кошки?( 4 кошки)
Три подруги – Надя, Вера и Зина пошли в кино в платьях разного цвета: красном, голубом и синем. Надя была не в красном и не в голубом, Зина ни в голубом платье. В каком платье была каждая девочка?
У Васи несколько орехов, а у Вити на 2 больше. Всего орехов у них 6. Сколько орехов у каждого мальчика?
Среди этих рядов найди «лишнее»:
1 3 5 7 9 11
2 3 5 6 8 9
2 4 6 8 10 12
Анализ работ учащихся в конце эксперимента показал, что для детей экспериментальной группы были характерны ярко выраженная тенденция к поиску новых вариантов решений («Можно ещё так», «Можно и по - другому»), желание подолгу задерживаться на каждой задаче, исследуя всё новые варианты её решения; умение удерживать в памяти одновременно несколько существенных условий, особенно в случае, когда они рассредоточены по тексту задачи.
Детям из контрольной группы были свойственны мысленное обдумывание и стремление к получению определённого результата; затруднения при работе с текстом, неумение извлекать нужную информацию, когда она «затёрта» данными, не имеющими отношения к рассматриваемой ситуации; отказ от предметных, практических действий в пользу формальных.
Результаты уровня развития мыслительной деятельности в ходе проведённого эксперимента можно проследить на рис.1-4.
Таким образом, задача учителя – будить мысль, давать простор самостоятельным суждениям, выводам и умозаключениям детей, не сообщать в готовом виде то, к чему ученики могут прийти путем собственных умственных усилий. Активизации умственной деятельности способствуют характер заданий, система вопросов, которые служат «пусковым механизмом» умственной деятельности.
13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415
13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415
13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415
13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415