Активизация мыслительной деятельности в процессе самостоятельной работы студентов.
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Н.В.Томалак, Г.К.Уздемир ГОУ СПО «Краснолучский приборостроительный техникум, г. Красный Луч»
nataly_tomalak@mail.ru, uzdemir@ukr.net.
Аннотация. В работе приведены конкретные примеры использования интерактивных методик и цифровых образовательных ресурсов при мотивации учебной деятельности студентов, в ходе самостоятельной работы и при контроле знаний студентов.
Ключевые слова. Интерактивные методики, метод проектов, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), мотивация учебной деятельности.
Актуальность проблемы. Опытом многих поколений доказано, что только те знания, которые студент приобрел самостоятельно, благодаря собственному опыту, определенным действиям, мыслям, поиску информации, будут действительно крепкими и прочными. Поэтому в современных условиях важно привить студентам умение самостоятельно обогащать свои знания, ориентироваться в потоке информации. Пробудить интерес студентов к самостоятельному изучению тем можно, используя нетрадиционные подходы к обучению, в частности интерактивные методики и ЦОР.
Цель статьи. Цель данного исследования - показать, какими средствами можно пользоваться, чтобы активизировать умственную деятельность студентов в процессе самостоятельной работы.
Изложение основного материала. Основная тенденция настоящего времени - стремительное изменение окружающего мира, его глобализация и информатизация. В таких условиях успешным и конкурентоспособным будет человек, способный к постоянным изменениям, переквалификации.
Достичь высокого уровня интеллектуального развития личности возможно только через новый подход к использованию форм активизации познавательной деятельности. Среди этих форм важное место принадлежит самостоятельной работе. В учебном заведении невозможно дать образование на всю жизнь, а научить методам самостоятельного усвоения знаний можно и нужно. Высшая школа постепенно переходит от передачи информации к руководству учебно-познавательной деятельностью, формированию у студентов навыков самостоятельной работы.
Целью СРС является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Можно выделить несколько главных моментов при организации самостоятельной работы:
- Методическое обеспечение,
- Мотивация учебной деятельности,
- Формы самостоятельной работы,
- Контроль знаний студентов.
Прежде всего, самостоятельная работа должна быть методически обеспечена. Для этого в нашем техникуме создаются комплексы методических разработок для самостоятельной работы студентов. Такие комплексы состоят из методических пособий для самостоятельного изучения тем, сборников задач и упражнений, тестов для контроля и оценки знаний, тетрадей для лабораторных и практических работ. Для повышения эффективности сопровождения самостоятельной работы студентов используются электронные учебники, электронные методические указания, тестовые контролирующие задания, электронная аудиовизуальная наглядность и тому подобное.
Для активизации познавательной деятельности студентов необходимо правильно мотивировать учебную деятельность, сформировать положительное отношение к теме, которая будет изучаться самостоятельно. Здесь можно предложить интерактивный метод «Удивляй, впечатляй!», когда преподаватель приводит необычные или новые факты об объекте, который будет изучаться. Или метод «Отсроченная отгадка», когда преподаватель формулирует загадку, а иногда просто цель, отгадку которой можно узнать, только изучив новый материал.
Преподаватели широко используют в своей практике метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую. Так, изучение темы «Современные методы очистки сточных вод» мы проводим по этому методу. Студенты группами изучают механические, химические, физико-химические, биологические, нанотехнологические методы очистки сточных вод и составляют мини-проекты в виде опорной схемы, или таблицы, или информации на плакате. На занятии происходит презентация проектов и составляется общий проект. В 2015г. студентами техникума осуществлен экологический проект «Загрязнение окружающей среды автотранспортом в г.Красный Луч». В ходе проекта сравнивалось действие различных видов автомобильного топлива на окружающую среду, а также уровень загрязнения автотранспортом в различных районах города и в разное время года.
Студентам также нравится такой метод самостоятельной работы как изготовление «шпаргалок». Конкурс «шпаргалок» проводится при обобщении знаний студентов по различным темам. При изготовлении «шпаргалок» студент закрепляет знания, учится делать обобщения, развивает творческие способности, необычно оформляя свою работу.
На занятиях широко используются цифровые образовательные ресурсы. Так, при изучении многих тем по химии преподаватель проводит конкурс компьютерных презентаций, созданных в программе Рower Point. Студенты с удовольствием создают такие презентации, потому что чувствуют, как раскрывается их творческий потенциал, развивается творческое мышление. Можно назвать такие видеопрезентации, созданные студентами: «Химия и экология», «Значение химии в жизни общества», «Строение атома», «Основные законы химии», «Изомерия», «Аллотропные формы углерода» и др. В последние годы мы стараемся нацелить студентов не просто на создание презентации, как метода предоставления информации, а презентации, которая ставит проблему, предоставляет примеры и дает возможность контроля знаний.
Учебно-исследовательская работа студентов активизирует познавательную активность студентов, развивает инициативу, творческое мышление, интерес к самостоятельной работе, способствует более полному раскрытию творческого потенциала личности, вызывает чувство радости и удовлетворения от самостоятельных выводов и открытий. За последние годы студенты работали над раскрытием таких тем как: «Роль водных ресурсов в решении энергетической проблемы»; «Ядовитые вещества, их использование и влияние на организм человека»; «Экологические проблемы сточных вод»; «Роль биотехнологий в решении глобальных проблем человечества»; «Клонирование человека: миф или реальность?»; «Квазикристаллы»; «Нанотехнологии - веление времени». Традиционным стало проведение в техникуме научно-практической конференции «Нобелевские чтения», на которой студенты рассказывают о последних достижениях химии, физики, экономики, физиологии и медицины, литературы. С каждым годом повышается научный уровень докладов, широко используются компьютерные презентации и видеофильмы.
Важное место в организации самостоятельной работы студентов играет использование различных форм контроля, эффективной системы оценивания знаний, полученных самостоятельно. Примеры контроля были рассмотрены при обсуждении форм самостоятельной работы. Можно предложить также следующие методы: «Микрофон» - студенты передают друг другу условный микрофон, отвечая на вопрос преподавателя или студентов-экспертов; «Светофор» - преподаватель формулирует вопрос, студенты поднимают зеленую карточку, если могут ответить, красную, если нет. Затем идут ответы и обсуждения; «Незаконченное предложение» - преподаватель начинает предложение, а студенты его заканчивают; «Реставрация формул» - на доске или экране записана неправильная или недописанная формула, надо ее исправить.
Если студенты ожидают такой необычный опрос, то естественно, что интерес к изучению темы повышается, активизируется их умственная деятельность. Следует отметить, что нельзя превращать интерактивные технологии в бессмысленные «игры ради самих игр». На одном занятии можно использовать одно (максимум два) интерактивных упражнения, а не целый калейдоскоп.
Выводы. Опыт работы свидетельствует о том, что при правильной организации самостоятельной работы студенты приобретают навыки самообучения, самовоспитания, системности работы. Роль преподавателя - руководить познавательной активностью студентов и контролировать ее результаты.
Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению предметов. Это ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе.
Список литературы.
1. А.П.Авдеенко, Л.В. Дементий. Организация самостоятельной работы студентов. Проблемы образования– К., 2003. Выпуск 33. – 316 с.
2. Пометун О.І., Пироженко Л.В. Современный урок. Інтерактивные технологии обучения: Науч. метод. пособие. – К., 2004. – 192 с.