Презентация на темуУроки музыки в начальных классах. Чайковский Времена года
УРОКИ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Выполнила:учитель начальных классов МОУ «Пахаревская школа»Волощенко Наталья Казимировна Времена года Пётр Ильич Чайковский Петр Ильич, как редкокто, любил жизнь Каждый день имел длянего значительность и прощаться с ним емубыло грустно при мысли,что от всего пережитогоне останется никакогоследа. "Времена года" Лирическим чувствомкомпозитора, любовью кжизни и восхищением еюнаполнена музыка одногоиз музыкальных шедевровЧайковского,фортепиан-ного цикла "Времена года". П. И. Чайковский«Времена года» Жанр: цикл фортепианных миниатюр.Год создания: конец 1875 – 1876.Первое издание: журнал «Нувеллист», 1876, №№ 1 – 12. История создания и издания цикла «Времена года» были написаны Чайковским по заказу. Осенью 1875 года к композитору обратился известный петербургский издатель Н. М. Бернард с предложением написать для журнала цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы, таким образом, полный годичный круг. К середине декабря были готовы первые две пьесы цикла Журнал выходил первого числа каждого месяца, Чайковский должен был предоставлять пьесу к очередному номеру не позднее 15 числа предыдущего месяца. Когда дело дошло до публикации, Н. Бернард предложил еще одно «усовершенствование» проекта: снабдить каждую пьесу поэтическим эпиграфом. И против этой идеи Чайковский не возражал. «Времена года»- этот цикл пьес получил такое названиеуже после первой публикации каждойпьесы в номере журнала засоответствующий месяц, тогда, когда Н. Бернард решил опубликовать весьсборник целиком ЯнварьУ камелька И мирной неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонек, И свечка нагорела. А. С. Пушкин Камелек - это специфически русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали. Пьеса «У камелька» рисует картинку с элегически - мечтательным настроением. ЯнварьУ камелька Форма пьесы - сложная трехчастная . Музыка создает настроение покоя, умиротворенности и уюта, интимности обстановки. Мелодию легко напеть, она покоится на мягком аккомпанементе, голоса которого, в свою очередь, тоже очень мелодичны и вызывают представление о струнном по природе звучании: гибкое ведение смычка, разнообразие в степени его нажима – все это наилучшим образом может передать мельчайшие колебания и оттенки интонации. Эта аналогия может подвигнуть пианиста к поиску подобных эффектов на фортепиано. ЯнварьУ камелька Февраль Масленица Скоро масленицы бойкойЗакипит широкий пир. П.А.Вяземский Февраль Масленица - это картина народного гулянья, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества. Февраль Масленица В начале первой части Чайковскийпередает характерное звучаниегармоники: два удара аккордов в каждомиз первых двух тактов создаютвпечатление растягиваемых и сжимаемыхмехов инструмента. Вслед за этиммелодические переборы- в верхнем регистре и ответ в нижнем. Февраль Масленица МартПеснь жаворонка Поле зыблется цветами,В небе льются света волны.Вешних жаворонков пеньяГолубые бездны полны А. Н. Майков МартПеснь жаворонка Слушая эту пьесу, мы представляем себе картину ранней весны: еще не ощущается радость пробуждения природы и в настроении преобладает скорее меланхолия, краски звучания еще тусклые, неяркие. Два такта вступления (только аккомпанемент) создают именно такое настроение. Новое привносит мелодия: от жаворонка в ней, быть может, мелодический узор из мелких нот в самом начале мелодии. Основная мелодия пьесы первый раз, естественно, звучит в верхнем голосе, но тут же имитируется в нижнем, словно некий отзвук из леса, и затем опять в верхнем - на сей раз уже с развитием, заключающим в себе не только вопрос первой фразы, но и ответ. МартПеснь жаворонка В третьей части пьесы (репризе) возвращается более спокойное состояние, движение замедляется. Уже от исполнителя зависит интерпретация: наделить ли эту часть неким новым содержанием, или преподнести музыкальный материал как повторение, хотя мы знаем, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В конце пьесы более весомо утверждается основная тональность, соль минор: в басу дольше удерживается тоника (соль). МартПеснь жаворонка АпрельПодснежник. Голубенький чистыйПодснежник-цветок,А подле сквозистыйПоследний снежок.Последние слезыО горе быломИ первые грезы,О счастьи ином... А. Майков Подснежник - растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. АпрельПодснежник. Если попытаться одним словом определить характер этой пьесы, то, вероятно, самое точное определение - трепетность. Ее передают – каждый по-своему – оба главнейших элемента музыки (Чайковского, во всяком случае): мелодия и аккомпанемент. В мелодии – короткие фразы, устремляющиеся вверх, причем каждый раз все выше и выше, как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу. АпрельПодснежник. Важный элемент, создающий это настроение трепетности - ритмическая фигура аккомпанемента. По складу он аккордовый, и самое характерное в нем – короткая пауза на сильной доле каждого такта, передающая взволнованное прерывистое дыхание. АпрельПодснежник. МайБелые ночи Какая ночь! На всем какая нега!Благодарю, родной полночный край!Из царства льдов, из царства вьюг и снегаКак свеж и чист твой вылетает май! А. Фет - Белые ночи- так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов. МайБелые ночи Не нужно никаких специальных музыкальных познаний, чтобы сразу и непосредственно воспринять и принять эту музыку. Мелодии, из которых соткана пьеса - и это тоже черта стиля Чайковского – очень легко можно напеть: нигде их длина не входит в конфликт с природой вокальных возможностей обычного человека. МайБелые ночи Средний раздел «Белых ночей» легко можно представить себе как романс, в котором фортепиано вторит многим фразам голоса. МайБелые ночи ИюньБаркарола Выйдем на берег, там волныНоги нам будут лобзать,Звезды с таинственной грустьюБудут над нами сиять А. Н. Плещеев Итальянское слово, оно образовано от двух слов- barca, что значит «лодка» и даже ещеближе –«барка»,и rolla буквально «бортоваякачка». Баркаролой в итальянской народноймузыке назывались песни лодочника, гребца ИюньБаркарола Эта пьеса, как и остальные во «Временах года», написана в трехчастной форме. Средняя часть вносит контраст – явственное оживление в несколько меланхолическое настроение крайних частей. Она – в мажоре, ее движение согласно ремарке композитора несколько более оживленное, и дальше, по ходу развития, музыка приобретает восторженный характер. ИюньБаркарола ИюльПеснь косаря Раззудись плечо,Размахнись рука!Ты пахни в лицоВетер с полудня! А. Кольцов ИюльПеснь косаря Музыка пьесы замечательно создает образ русского человека в труде и общении с природой. В характере музыки ощущается радость жизни и уверенная сила. Гармония строго аккордовая, стройная - это подчеркивает ее мужественный характер. При этом в музыке слышится какая-то простоватость, безусловно, преднамеренная. ИюльПеснь косаря В средней части пьесы можно расслышать характерные интонации собственно того дела, которым занимается косарь. И вот, наконец, песня звучит в полную силу -с размахом и достоинством. В конце пьесы песня удаляется, ее звучание затихает; остаются лишь фигурации аккомпанемента. ИюльПеснь косаря Люди семьямипринялися жать, Косить под корень рожь высокую!В копны частые снопы сложены.От возов всю ночь скрипит музыкаА. В. Кольцов Август Жатва Жатва - это сбор с поля созревших хлебов.Жатвенная пора в жизни русскогокрестьянина - важнейшая пора. Работалив поле семьями, как говорится, от зари дозари. При этом много пели. “Жатва” – этобольшая народная сцена из крестьянскойжизни. Август Жатва “Жатва” - это развернутое скерцо для фортепиано, рисующее яркую картину из быта русского земледельца. В ней оживление, подъем, характерный для большой совместной работы крестьян. В средней части картина яркой народной сцены меняется на лирический деревенский пейзаж, характерный для среднерусской природы, на котором и разворачивается сцена жатвы. Слышатся интонации и ритмы русских народных песен: весёлой плясовой или игровой, хороводной с их удалью, задором и добродушным юмором. Август Жатва СентябрьОхота Пора, пора! рога трубят;Псари в охотничьих уборахЧем свет уж на конях сидят;Борзые прыгают на сворах. А.С. Пушкин СентябрьОхота Музыка, рисующая образы охоты,воссоздает определенные весьма характерные особенности тех сигналов (и мотивов, и ритмов), которые сопровождают настоящую охоту и без которых она немыслима, особенно, когда речь идет о «большой охоте», СентябрьОхота Крайние части пьесы изображают торжественный радостный, шумный выезд на охоту с призывными звуками охотничьих рогов.В средней части картина меняется: это уже сама охота с выслеживанием и погоней за дичью. Постепенно накал звучания спадает и далее музыка первой части повторяется без изменения. Охота, несомненно, оказалась удачной СентябрьОхота ОктябрьОсенняя песнь Осень, осыпаетсявесь наш бедныйсад, Листья пожелтелыепо ветру летят... А. К. Толстой ОктябрьОсенняя песнь Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни ОктябрьОсенняя песнь Вся пьеса - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор. ОктябрьОсенняя песнь Мелодия «Осенней песни» начинается наслабую долю, что усиливает выразительностьфразы. Эта пьеса хотя и написана в трех-частной форме, как и все остальные в этомцикле, отличается от большинства тем, чтосредняя часть не несет контраста, в ней нетновых музыкальных идей, но она доводитконфликт голосов и, следовательно,персонажей ОктябрьОсенняя песнь НоябрьНа тройке Не гляди же с тоской на дорогуИ за тройкой вослед не спешиИ тоскливую в сердце тревогуПоскорей навсегда затуши. Н. Некрасов НоябрьНа тройке Эта пьеса, как и все во «Временах года» П. Чайковского, трехчастная. Средняя часть представляет жанровую сценку. Песню сменяет танец. Но вот пора уезжать…И тут то в репризе мы слышим звучание бубенцов. Но там песня приближалась, а здесь она удаляется: ее фразы становятся короче . НоябрьНа тройке ДекабрьСвятки Раз в крещенский вечерокДевушки гадали:За ворота башмачок,Сняв с ноги, бросали; В. А. Жуковский. ДекабрьСвятки П. Чайковского замечательно создают атмосферу и настроение этого радостного времени года – ожидания чего-то приятного и волнительного. Композитор выбрал в качестве жанра вальс. Музыка этого вальса грациозна: короткие всего из трех звуков состоящие мотивы прерываются паузами. П. Чайковский лишь отмечает, что пьеса должна начаться тихо (piano). ДекабрьСвятки П. И. Чайковский«Времена года» В мировой фортепианной литературе нет больше произведения, подобного «Временам года» Чайковского, в котором композитор пытался бы охватить круговорот сменяющих друг друга картин природы и человеческой жизни и воплотил бы это с той же мудрой и гениальной простотой в ряде поэтических миниатюр…