Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Ступинский техникум имени А.Т.Туманова»
















Методическая разработка


Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка










Выполнена

Руководитель физической культуры
Алексеев Александр Сергеевич

2016 г


Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический обзор современной научной литературы о взаимосвязи стилей родительского воспитания и влияние на становление личности подростка
Проблемы современной семьи в отечественной и зарубежной литературе 4
Особенности стилей семейного воспитания 9
1.3. Проблема деформации современной семьи 15
1.4.Психологические особенности личности подростка 18
1.5. Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка 21
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29















Введение
Актуальность темы исследования определяется значимой сферой отношений детей с родителями. Подростковый возраст – это тот период жизни, когда у человека формируются нормы и способы построения общения. Семья является важной психологической опорой в формировании личности человека. Именно в семье происходит овладение ребенком социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. В данном возрасте влияние родителей уже ограничено – им не охватываются все сферы жизни. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
Современная ситуация требует от подростков умения конструктивно ориентироваться во взаимодействии с окружающими сверстниками, близкими взрослыми. Поэтому выявление взаимосвязи стилей родительского воспитания и развития личности подростков является актуальным.







Глава 1. Теоретический обзор современной литературы о взаимосвязи стилей родительского воспитания на становление личности подростка
Проблема семьи в отечественной и зарубежной литературе
Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.
Семья занимает ведущее место в формировании личности. Понимание роли семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном счете, развитие всего общества привело к росту научно практических изысканий, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. В большинстве из них семья рассматривается как социальный институт, во все времена важнейшей функцией которого являлось рождение и воспитание детей. Для нормальной реализации этой репродуктивной функции семья обладает определенной экономико-хозяйственной самостоятельностью. Создает своим членам определенную моральную, экономическую и психологическую защиту, обеспечивает эмоциональную поддержку и духовное общение супругов, родителей и детей. В семье реализуется естественное право каждого человека на любовь и счастье.
Так, в терминах общей теории систем, разработанной Людвигом Ван Берталанфи, «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это прежде всего определенные взаимоотношения между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо проанализировать всю семейную систему как целое».
Среди определений семьи, построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное А.Г. Харчевым: семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». Семья, по мнению А.Г. Харчева, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, социализацией подрастающего поколения, формированием индивидуального сознания. Отношения семьи и общества, семья и личность постоянно изменялись в процессе исторического развития под воздействием господствующего способа производства, образа жизни и общественных отношений. Развитие общества на протяжении многих веков в значительной степени было связано с регулированием взаимоотношений мужчины и женщины, существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышением их воспитательного потенциала, а в Новое время – с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в политической, социальной и духовной жизни.
Основными характеристиками семьи, по мнению И.С. Кона, являются: 1) брачные и кровнородственные связи между членами семьи; 2) совместное проживание и 3) совместное ведение хозяйства или общий семейный бюджет. По его мнению, эти характеристики являются критерием дифференциации семьи от «не-семьи».
На протяжении всего жизненного цикла перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизни. К таким трудностям и неблагоприятным условиям относятся: болезни, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, социальные кризисы и т.п.). Неудивительно, что семья является предметом изучения многих общественных наук. Трудности, с которыми сталкивается семья, и их последствия вызывают значительный интерес социологов, психологов, психиатров. Исследования в этой области идут в основном в двух направлениях. Первое – исследование семьи в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного воздействия социальных процессов (например: экономических кризисов). Второе – изучение трудностей, встречающихся в обычных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также возникающих, когда что – то нарушает жизнь семьи: длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи, тяжелое заболевание и т.д. Все эти обстоятельства приводят к многочисленным сложным последствиям – к проявлениям нарушений в жизни семьи. С одной стороны, наблюдается нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удовлетворенности семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи, с другой – умножение усилий членов семьи, направленных на ее сохранение, и возрастание сопротивления трудностям.
Основные моменты, участвующие в возникновении и проявлении семейного нарушения, содержатся в весьма широком круге обстоятельств, особенностей внешней социальной среды, условий жизни семьи, изменений в личности ее членов, которые затрудняют функционирование семьи или ставят ее перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям.
Разнообразны последствия воздействия трудностей на семью, они затрагивают различные сферы жизни семьи – нарушаются воспитательные функции семьи, супружеские отношения и т.п. В результате те или иные потребности оказываются неудовлетворенными, что тормозит развитие личности, обуславливает возникновение нервно – психического напряжения, тревоги. Одним из важных, последствий нарушений является их психотравмирующее действие – неблагоприятное воздействие на психическое здоровье индивида.
С.С. Раппопорт полагает, что семья, столкнувшаяся с трудностью, более или менее активно противодействует ей, стремится предотвратить ее неблагоприятные последствия. Исследования показывают, что семьи реагируют на трудности весьма различно. В одних случаях трудности оказывают мобилизующее, интегрирующее воздействие; в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию в ней противоречий.
Неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Чаще говорят об определенном механизме, обеспечивающем успешное противодействие нарушению, - о «механизме решения проблем», о семьях, умеющих решать проблемы (опознавать их, выдвигать версии решения, выбирать из них наиболее удачную). Ученые Райс Д. и Оливер М. выделяют также определенные группы особенностей семьи, благодаря которым она легче приспосабливается к неблагоприятным условиям. Среди таких особенностей – гибкость взаимоотношений, средняя степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченность семьи, открытость в восприятии окружающего мира, т.е. отсутствие тенденции игнорировать какую-то часть информации о мире.
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастья ребенка. Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется снизу вверх (от ребенка к родителям). Существует симбиоз ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации.
В реалиях ХХI века еще острее стоят вопросы по поводу того, как нам обрести устойчивый, гармоничный союз на протяжении всей жизни, с другим человеком.
Проблема психологии семейных отношений возникает в плане реализации жизненной и личностной идеологии человека, в плане становления семейного сценария человека и в плане реализации смыслов и целей семейной жизни.
Семейные отношения – это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания.
ХХ век сыграл особую роль в российской семейной проблеме. Такие процессы и явления, как урбанизация, грандиозные стройки 30-60-х гг., массовое переселение и переезды, прежде всего молодых людей, появления нового места проживания – «общежития», не могли не сказаться на качественной стороне семейной жизни: всплеск неустроенности, распадов семей, разводов супругов, сокращение рождаемости, рост бездетных семей.
Эта тенденция нашла свое продолжение и в постперестроечной России. В ХХI век Россия захватила с собой отношение к семье как к тому, что не заслуживает внимания, как почти полный отход государства от проблем защиты детства, материнства, старости.
Сегодня, как никогда раньше, становится очевидным, что семья является одним из гарантов стабильного функционирования и устойчивого развития нашего общества.
Во многих психологических исследованиях обсуждается глобальная ломка социальных стереотипов. Индивидуальная идеология безвременья, дезинтеграции, изменение социально – психологического статуса семьи, особенно многодетной, в некоторых случаях обнаруживается его деформация, неопределенность и даже частичная утрата в результате смены отработанных ритуалов, изменения практики повседневного привычного общения и неадекватности имеющегося житейского опыта членов семьи наличной социальной ситуации.
Таким образом, в психологической литературе выделяются основные проблемы современной семьи:
- трудности, возникающие в силу неблагоприятного воздействия социальных процессов.
- трудности, связанные с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла.

Особенности стилей семейного воспитания
Главным и необходимым условием развития ребенка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, прежде всего родители. Через отношения с родителями, в которых выражены определенные стили семейного воспитания, ребенок осознает себя, и это процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с возрастом ребенка.
Семейное воспитание это – управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания.
Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.
Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.
Анализируя стили семейных взаимоотношений, отечественные и зарубежные авторы создают различные их типологии. Так, А.В. Петровский выделяет 4 тактики воспитания в семье и соответствующие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и итогом их возникновения: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала следующие характеристики:
- Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.
- Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким – контроля. Стиль общения авторитарных родителей – командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна.
- Либеральный стиль, особенностями воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.
- Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.
Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания: хаотический и опекающий.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Опекающий стиль воспитания (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) – стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Проведенное Д. Баумринд лонгитюдное исследование было направлено на изучение влияния типа семейного воспитания на развитие личности ребенка. Параметрами оценки личностных качеств ребенка, зависящими, по мнению автора, от стиля родительского воспитания, были названы: отношения враждебности / доброжелательности ребенка к миру; сопротивление, социальный негативизм / кооперация; доминирование / подчинение и зависимость; целенаправленность / импульсивность, полевое поведение; направленность на достижения, высокий уровень притязаний / отказ от достижений, низкий уровень притязаний; независимость, автономия / зависимость (эмоциональная, поведенческая, ценностная).
Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое использование наказаний (и отцом, и матерью), ригидность и жестокость запретов и требований. В авторитарных семьях было констатировано формирование зависимости, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, полевое поведение, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.
Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка становится логическая аргументация и обоснование. Послушание не декларируется и не выступает реальной ценностью воспитания. Отмечается высокий уровень ожиданий, требований и стандартов на фоне поощрения самостоятельности детей. Результатом авторитетного родительства становится формирование у ребенка высокой самооценки и самопринятия, целенаправленность, воли, самоконтроля, саморегуляции, готовности к соблюдению социальных правил и стандартов. Фактором риска при авторитетном родительстве может стать слишком высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприятном случае это приводит к повышению риска невротизации, причем мальчики оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень требований и ожиданий в отношении к ним выше. Для детей авторитетных родителей характерны высокая степень ответственности, компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе.
Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентации поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.
Индифферентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирование и пренебрежение к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов.
Исследование показало, что сам по себе стиль родительского поведения еще не предопределяет однозначно формирования тех или иных личностных особенностей. Важную роль играют переживания самого ребенка, особенности его темперамента, соответствие типа семейного воспитания индивидуальным качествам ребенка. Чем он старше, тем в большей степени влияние типа семейного воспитания определяется его собственной активностью и личностной позицией.
Тип родительских отношений и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка.
Итак, социализация в семье происходит под влиянием целенаправленного процесса воспитания и по механизму социального научения, через который на подростка оказывает влияние вся семейная атмосфера. В качестве основных факторов родительского поведения выделяют характеристики эмоционального отношения к ребенку и особенности родительского поведения и особенности родительских требований и контроля. Реализуемый родителями стиль воспитания, взаимодействуя со сложившимися индивидуальными личностными особенностями подростка, приводит к формированию определенных личностных черт. Неадекватный стиль воспитания по отношению к акцентуированным подросткам имеет патологизирующий характер, провоцируя усиление акцентуированного поведения и нарушение социальной адаптации.
Таким образом, в литературе выделяют основных четыре стиля родительского воспитания: авторитарный, авторитетный, либеральный, индифферентный. Каждый стиль характеризуется особенностями, содержащимися в названии стиля. Воспитание включает определенные стили и негативные факторы, которые могут способствовать деформации семьи.

1.3. Проблема деформации современной семьи
Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.
В литературе выделяют два типа деформации семьи:
структурная и психологическая.
Структурная деформация семьи – это нарушение ее структурной целостности, связанное чаще всего с отсутствием одного из родителей. «Нарушение структуры семьи – это такие особенности структуры, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. По этой причине нарушением структуры отношений в семье следует признать семейный конфликт, препятствующий выполнению семьей различных ее функций» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). Вследствие разводов супругов, например, может оказаться нарушенной эмоциональная функция семьи: ребенок не получает эмоциональной поддержки отца или получает ее, но недостаточно.
Таким образом, к деформации семьи приводят разные причины порождающие деформацию семейного общения.
В настоящее время традиционные нормы брачно-семейных, в том числе функционально-ролевых, отношений постепенно уступают место современным.
Современные нормы предполагают не единый для всего общества способ построения функционально-ролевых отношений в семье, а дифференцированный для разных семей, не жесткое закрепление функций за каждым членом семьи по заранее заданным образцам роли, а гибкое распределение обязанностей. Ролевые и функциональные отношения в семье устанавливаются на основе «приобретенных» критериев, таких как личные склонности, способности, опыт, желания, добровольное согласие, степень занятости в производственной сфере и т.д.
Е.А. Личко выделяет следующие причины дисгармонии:
1) нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);
2) деструктированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);
3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);
4) ригидная псевдосоциализация (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жестокая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).
По мнению В.Н. Дружинина, семьи подразделяются на нормальные и аномальные. В нормальной семье ответственность за семью, жену и детей несет мужчина. В аномальной семье ответственность за семью, детей (и мужа) несет жена или же, в редких случаях, старший из детей. Классическим вариантом аномалии, в примере В.Н. Дружинина, является российская семья советского периода. В аномальной семье муж либо деспот-самодур без обязанностей, либо лишний человек, обуза для жены, для детей и для себя самого, либо крайне феминизированная личность, решающая традиционно женские задачи. Обычно доминирование связано с ответственностью: тот кто несет ответственность, должен иметь властные полномочия для ее реализации. Но встречаются случаи, когда доминирует один член семьи, а ответственность несет другой.
Деформация структуры семьи по причинам смерти одного из родителей, конфликта, развода и пр. имеет последствия для детей, воспитывавшихся в семье. Смерть отца или развод для нормальной советской семьи тяжела, но не является психологической катастрофой. Смерть же матери - трагедия и конец семье как социальной группы.
Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок и т.п.
Возрастная динамика в целом определяется снижением директивности воспитательного стиля отца, его участия в контроле и управлении поведением подростка. Отец в значительном числе случаев скорее дистантная фигура, чем реальный участник воспитательного процесса в семье.
Уровень директивности матери остается практически неизменным и тем самым вступает в противоречие с нормативной возрастной динамикой.
Возможности семьи могут быть реализованы только при наличии ряда условий: близкие, положительно окрашенные эмоциональные отношения с родными, демократический стиль воспитания в сочетании с разумной требовательностью к ребенку, признание индивидуальности ребенка и его права на личную свободу и самостоятельность, уважение и принятие личности ребенка со своими желаниями и потребностями, наличие единодушного подхода взрослых к воспитанию ребенка, соответствие родительских требований к ребенку реальной практике их собственного поведения. При деформации семьи эти условия нарушаются, что приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.
Таким образом, явление деформации, которое наблюдается в современной семье связано со структурными (отсутствием одного из родителей) и психологическими (нарушение системы межличностных отношений) нарушениями.

1.4. Психологические особенности личности в младшем подростковом возрасте
Психологические особенности личности младшего подросткового возраста заключаются во включении подростка в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяет сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формируются нравственные качества личности. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.
Рассматривая изменения, происходящие в младшем подростковом возрасте, исследователи (И.П. Волков, Е.М. Дубовская, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский) чаще всего отмечают следующие:
- перестройка организма в результате процессов роста и полового созревания;
- развитие теоретического рефлексивного мышления, на основе которого подросток получает возможность оперировать формально-логическими операциями;
- рост избирательности внимания, восприятия, активное формирование творческого мышления;
- интенсивное развитие самооценки;
- появление таких форм самосознания, как чувство взрослости и «Я-концепция»;
- формирование устойчивых нравственных принципов;
- разрешение внутренних противоречий и смена основных типов деятельности;
- расширение круга общения при росте избирательности дружеских отношений;
- стремление быть как все и одновременно проявлять свою индивидуальность;
- стремление к участию в неформальных сообществах;
- стремление к самоутверждению.
Таким образом, даже неполный перечень преобразований, свойственных индивиду на данном этапе, свидетельствует о сложности и противоречивости отношений личности к себе и к другим людям. Рассмотрим подробнее психологические особенности личности младших подростков.
Учение остается главным делом подростка, но основные новообразования в его психике связаны с общественно - полезной деятельностью. Это связано с тем, что общественно – полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующие для этого возраста потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает социальные ценности, мораль, правила поведения.
В проведенных исследованиях под руководством Т.В. Драгуновой и Д.Б. Эльконина, было установлено, что в подростковом возрасте возникает и развивается особая деятельность, заключающаяся в установлении интимно-личностных отношений между подростками. Эта деятельность была названа деятельностью общения. Основным ее содержанием является другой подросток как человек с определенными личными качествами способный на взаимоотношения. В коллективной деятельности подростков наблюдается подчинение отношений своеобразному товарищескому кодексу. В личном же общении отношения строятся на основе взаимного уважения и на основе полного доверия и общности внутренней жизни. Эта сфера общей жизни с товарищем занимает важное место в подростковом периоде. Формирование отношений в группе и особенно личных отношений, в которых товарищеский кодекс наиболее выражен, имеет важное значение для формирования личности подростка.
Деятельность общения является формой воспроизведения в отношениях между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. В процессе общения происходит углубленная ориентация в нормах этих отношений и их освоение.
Таким образом, ведущей деятельностью в этот период развития является деятельность общения, заключающаяся в построении от отношений со сверстниками на основе определенных морально-этических норм, которые опосредствуют поступки подростков. 
Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя». Рассмотрим влияние стилей семейного воспитания на формирование личности в младшем подростковом возрасте.

1.5. Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка
Важным фактором внутрисемейных отношений, оказывающим влияние на становление личности ребенка, признается фактор родительского воспитания. Решающее значение общения с близкими взрослыми в ряде исследований прослежено через сравнение особенностей личного становления ребенка в условиях семейного воспитания (О.А. Карабанова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.А. Бодалев, В.В. Столин, Э. Эриксон, А.А. Реан ).
Влияние стилей семейного воспитания на формирование личности младшего подростка прослеживается в следующих примерах. Дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными. Девочки же чаще остаются пассивными и зависимыми.
Чрезмерное попустительство со стороны родителей противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к противоположным результатам: дети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрессивными. Они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
Дети авторитетных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми они более уверенны в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. У этих детей развивается высокая самооценка, в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями других стилей воспитания.
Дети индифферентных родителей ощущают попустительство со стороны родителей, которое сопровождается открытой неприязнью. Ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.
Таким образом, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и развития личности ребенка. Жестокое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессивность и грубость, а также высокий уровень тревожности. Так, в исследовании отечественных ученых (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев) выделено три типа неправильного воспитания, практикуемого родителями детей больных неврозами:
Тип «А» - неприятие, отвержение.
Тип «Б» - гиперсоциализирующее, характеризующееся тревожно-мнительной концентрацией родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе, успехах в учебе.
Тип «В» - эгоистическое, воспитание по типу «Кумир семьи».
Целуйко В. также предлагает перечень стилей родительского воспитания, которые отнесены специалистами исключительно к разряду нежелательных: попустительско – снисходительный стиль; позиция круговой обороны; демонстративный стиль; педантично-подозрительный стиль; жестко-авторитарный стиль; увещевательный стиль; отстраненно-равнодушный стиль; воспитание по типу «кумир семьи»; непоследовательный стиль. Применяя вышеназванные стили воспитания, родители добиваются только одного – ребенок чувствует себя отверженным.
Когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение. Человек, занятый в первую очередь тем, чтобы защитить собственные чувства, не способен к эффективному взаимодействию. Психологический комфорт ребенка зависит от того, насколько семья удовлетворяет его основные психологические потребности. Именно семья обеспечивает ребенку чувство защищенности, бескорыстной любви, условия для личностного развития.
Существует несколько автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. Понимание: зная внутренний мир ребенка и откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Елагина М.Г. отмечает в своем исследовании, что оценочная стратегия взрослых имеет долговременный эффект оказывает влияние на развитие тревожности, уверенности в себе, чувствительности к оценкам взрослого. Автором выделено 4 стратегии оценочных воздействий взрослого: «строгие взрослые», «восторженные взрослые», «справедливые взрослые» и «безразличные взрослые».
Автор предположила, что наиболее благоприятные условия для формирования положительной эмоциональной направленности детей на близких взрослых создаются при таком типе оценочных отношений в семье, который способствует удовлетворению потребности ребенка в одобрении себя как личности близкими и авторитетными людьми, похвале и поощрении с их стороны.
Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье. Так, два выделенных стиля общения, «симметричный» и «асимметричный», различным образом влияют на самооценку подростков.
Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.
Асимметричный стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.
В младшем подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья-подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».
Семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания. Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола. Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную, поведенческую), продолжается практически непрерывно и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома.
Характер складывающихся отношений и степень их воздействий на подростка зависят от множества факторов. Это, во-первых, сложившиеся к этому времени индивидуальные личностные свойства подростка, представляющие собой результат сложного взаимодействия генетических (унаследованных от родителей и прародителей) и средовых факторов. Во-вторых, «семейные» факторы, в частности психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений, материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей и многое другое. В–третьих, нельзя не учитывать и собственную активность подростка. Он – не просто продукт воспитания, он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становится источником индивидуализации личности.
Таким образом, можно заключить, что особая значимость семьи в развитии личности ребенка неоспорима. Характер взаимоотношений ребенка с близкими взрослыми является первым социальным опытом, накладывающим отпечаток на личность ребенка, а вследствие этого и на всю его последующую жизнь. На становление нравственного облика ребенка влияет семейная ситуация в целом, а также стили семейного воспитания. Демократический стиль воспитания в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и ненужности в семье. Родительские требования вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Либеральная всетерпимость родителей вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я». Через семью ребенок приобщается к жизни общества. Опыт общения и взаимоотношений с близкими взрослыми в значительной мере определяет характер отношения ребенка к другим взрослым и сверстникам.








Заключение
Теоретический обзор современной научной психологической литературы о взаимосвязи стилей родительского воспитания и личностного развития младшего подростка позволил сделать следующие выводы:
1. Проблемы современной семьи заключаются в воздействии неблагоприятных социальных процессов, и с трудностями прохождения семьи через основные этапы жизненного цикла (начало совместной жизни, появление ребенка, период воспитания детей, прекращение воспитательной деятельности).
2. Особенности стилей семейного воспитания заключаются в том, что реализуемый родителями стиль воспитания, взаимодействуя со сложившимися индивидуальными личностными особенностями подростка, приводит к формированию определенных личностных черт. Выделяют четыре основных стиля родительского воспитания: авторитарный, авторитетный, либеральный, индифферентный. Каждый стиль характеризуется особенностями, содержащимися в названии стиля (Д. Баумринд).
3. Воспитание включает определенные стили и негативные факторы, которые могут способствовать деформации семьи. Проблемы деформации семьи заключаются в структурном и психологическом изменениях. Любая деформация отрицательно воздействует на личность подростка.
4. Психологические особенности личности в младшем подростковом возрасте заключаются во включении подростка в различные виды общественно - полезной деятельности. Главное в младшем подростковом периоде – это выход на новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества и это влияет на развитие личности в большей степени.
5. Особая значимость семьи в развитии личности чрезвычайна, так как характер взаимоотношений ребенка с близкими взрослыми является первым социальным опытом, накладывающим отпечаток на личность ребенка, а стили семейного воспитания - это стратегия поведения родителя в своих отношениях с ребенком, поэтому стиль семейного воспитания влияет на формирование личности подростка.














































Список использованных источников и литературы

1. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
2. Тощенко Ж.Т. Социология. -3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. с.284
3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2007.

4. Эйдемиллер Э. , Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. –СПб.: Питер.2008.

5. Семейная психология и семейная терапия №3. 2006.

6. Психология подростка. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК».2003.

7. Дружинин В.Н. Психология семьи. 3-е. изд –СПб.: Питер, 2008.



 Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. –М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. с.46
 Тощенко Ж.Т. Социология. -3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. с.284
 Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. –М.: Гардарики, 2007. с.11

 Эйдемиллер Э. , Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. –СПб.: Питер.2008.с. 47
 Семейная психология и семейная терапия №3. 2006. с. 15-19
 Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2007. с. 195
 Психология подростка. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК».2003.с.235
 Психология подростка. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК».2003.с.235


 Психология подростка. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК».2003.с.233
 Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. –М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. с.142


 Дружинин В.Н. Психология семьи. 3-е. изд – СПб.: Питер, 2008. с.175


 Общая психология. Тексты: В з т. Т.2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-е, испр. и доп./Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология»; 2004. Д.Б.Эльконин «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» с.62
 Целуйко, В.М. Психологические проблемы современной семьи. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. с.273
 Целуйко, В.М. Психологические проблемы современной семьи. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. с.275-279
 Елагина М.Г. Роль оценки взрослого в развитии детей// Дошкольное воспитание. -1988. - № 9. – с. 71-76
 Психология подростка. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК».2003.с.116











13PAGE 15


13PAGE 142815