Организация научно – исследовательской работы с учащимися как метод социализации личности
Гребенникова Марина Викторовна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 13 станицы Константиновской
Курганинского района Краснодарского края
Организация научно – исследовательской работы
с учащимися как метод социализации личности
Среди первоочередных задач, стоящих перед современным образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научно-исследовательскую деятельность.
Создавать научно-исследовательские проекты со своими учениками я начала в 2010 году. Сначала их целью было участие в конкурсах. Например, конкурс «Новое пространство России», в котором моя ученица Огурцова А. была отмечена грамотой за участие в возрастной категории «Дети» и конкурс «Святые заступники Руси», где эта же ученица Огурцова А. отмечена грамотой за участие в номинации «Литературное творчество».
Затем исследовательской работой заинтересовались другие мои ученики, и я решила изучить подробнее все аспекты организации научно-исследовательской деятельности учащихся. К изучению методов организации научно-исследовательской деятельности подтолкнуло и введение в нашей школе в 2011 - 2012 учебном году ФГОС в первых классах. Требования Образовательного стандарта нового поколения предполагают широкое применение проектной и исследовательской деятельности учащихся. А ведь не за горами время, когда эти ученики придут в пятый класс. Значит, учитель, принявший пятый класс, должен быть готов встретить ученика, имеющего опыт исследовательской работы. И вот уже три года я работаю над темой «Организация научно – исследовательской работы с учащимися на уроках и во внеурочной деятельности как метод социализации личности».
Успешно решить практические вопросы, связанные с формированием и развитием познавательной активности учеников, невозможно без анализа теоретических исследований. Используя Интернет-ресурсы, я ознакомилась с литературой по данной теме. Тема освещена в следующих трудах:
1. Белоусова Т.Н., Мазниченко М.А. Исследования и проекты: что снижает мотивацию школьников к познанию // Народное образование, 2010. № 8. (с.169 – 175)
2. Гузеев В.В., Курчаткина И.Б. Исследовательская работа в профильном обучении //Народное образование, 2010. № 7. (с.192 – 196)
3. Каюда Г.П. Проектно-исследовательская деятельность учащихся и учителя.// Педагогические науки, 2006. № 6. (с. 130 – 136)
4. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сфера,1998.
Объектом моей работы является система научно-исследовательской работы с учениками 5 – 11 классов и процесс формирования ключевых качеств социально-адаптивной личности в ходе занятий научно-исследовательской деятельностью.
Цель работы: исследовать динамику развития ключевых качеств социально-адаптивной личности средствами реализации системы научно - исследовательской работы.
Предполагаемый результат: реализация системы научно - исследовательской работы способствует формированию и развитию ключевых качеств социально-адаптивной личности, созданию ситуации успеха, что ведет к самореализации личности, успешному приспособлению к новым социальным условиям.
В ходе работы применяются следующие методы:
- анализ литературы по методике, педагогике, психологии;
- наблюдение;
- анкетирование;
- анализ результатов обучения.
Особенности научно-исследовательской деятельности учащихся.
Научно-исследовательская деятельность осуществляется учащимися совместно с научными руководителями.
Формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся являются реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, видеоматериалы, компьютерные презентации, публичные выступления.
Лучшие работы учащихся поощряются дипломами, рекомендуются к представлению на конференции, направляются для участия в конкурсах.
При выборе темы исследования необходимо учитывать актуальность выбранной темы, её практическую и теоретическую значимость, использовать известные результаты и знания сверх школьной программы, умение сформулировать и аргументировать собственное мнение.
Основные этапы выполнения научно - исследовательской работы учащимися.
Этап 1. Мотивация научно-исследовательской работы.
Этап 2. Выбор направлений исследований.
Этап 3. Постановка задачи.
Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных.
Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез.
Этап 6. Оформление результатов работы.
Этап 7. Представление исследовательской работы.
Требования к научно-исследовательской работе:
- конкретность;
-логичность построения материала;
- аргументированность (выводы должны быть подкреплены экспериментальными, научными данными или мнениями ученых);
- точность формулировок.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся школы как средство повышения качества образования.
В современном обществе стала очевидной востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить ученика к тому, что знание важно не только усваивать, но и творчески перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно - исследовательской деятельности уже в школе. Это не только способ расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории. Научно-исследовательская работа позволяет школьнику выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов.
Сегодняшний старшеклассник – это завтрашний студент. Поэтому подобные навыки, полученные в школе, могут сослужить добрую службу во время обучения в вузе. Может оказаться так, что кто- то продолжит изучение выбранной в школе темы, и в дальнейшем она выльется в хорошую курсовую или дипломную работу.
В течение двух лет учащиеся под моим руководством работают над долгосрочным проектом «Мы против всего, что портит наш язык». В 2012 – 2013 учебном году мы занимались проблемами употребления ненормативной лексики в речи уч-ся школы и их родителей. Исследовательская работа одной из учениц была представлена на конкурсе «Живое слово», успешно защищена и заняла 1 место. В 2013 – 2014 учебном году объектом исследования являются орфографические, пунктуационные и другие виды ошибок, встречающиеся на баннерах, витринах магазинов, в рекламных объявлениях. Исследовательская работа нашего ученика также стала победителем конкурса «Живое слово».
На уроках учащиеся тоже работают над мини-проектами «Моя сказка», «Стихи русских поэтов», создают рефераты по предложенным темам.
В следующем учебном году я с учениками планирую начать работу над долгосрочным проектом «Речевой этикет как показатель культуры общения».
Анализ результатов деятельности.
Можно сделать вывод о том, что занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ученики научились работать с научной литературой, анализировать материал, вычленять в нем главное и отбрасывать второстепенное;
- составлять тексты докладов по подобранному материалу;
- выступать публично с подготовленным докладом, задавать вопросы аудитории и отвечать на полученные вопросы;
- выслушивать собеседника и, аргументируя, высказывать свою точку зрения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить следующие основные признаки социализации личности школьников:
- проявление интереса обучающихся к учебе и исследовательской деятельности;
- способность школьников реализовывать творческие способности;
- проявление социальной активности школьников.
Проявление интереса обучающихся к учёбе и исследовательской деятельности
Год Мероприятие Участник Результат
2012
Создание научно-исследовательских работ и участие в школьных научно-практических конференциях 7
участников 2013 Создание научно-исследовательских работ и участие в школьных научно-практических конференциях 11 участников Увеличение количества участников
2014 Создание научно-исследовательских работ и участие в школьных научно-практических конференциях 12 участников Увеличение количества участников
2011 III районная научно-практическая конферен ция «Взгляд в будущее через поиск…» Глянцева Дарья Грамота за участие
2011 конкурс «Идеи Д.С.Лихачева и современность» Огурцова Анастасия диплом участника
2012 Энциклопедия «Одаренные дети – будущее России» Огурцова Анастасия Герой энциклопедии в рубрике «Им принадлежит будущее»
2012 Энциклопедия «Одаренные дети – будущее России» Михно Василий Герой энциклопедии в рубрике «Им принадлежит будущее»
2013 Очный тур научно-исследовательской конференции «Живое слово» Глянцева Дарья Победитель
в номинации «Языкознание»
2013 IV региональная очная конференция научно-исследовательских и творческих работ «Молодые исследователи Кубани» Глянцева Дарья 3 место
в номинации «Языкознание»
2014 Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников Колесникович
Валерия Призёр
2014
Очный тур научно-исследовательской конференции «Живое слово» Антошин Тимофей Победитель
в номинации «Языкознание»
2014 V региональная очная конференция научно-исследовательских и творческих работ «Молодые исследователи Кубани» Антошин Тимофей Диплом участника
Как положительный результат следует отметить и то, что мои ученики успешно сдают ЕГЭ. Средний балл ЕГЭ по русскому языку в 2012 году составил 69 баллов, что превышает краевой (64 балла) показатель. Результаты выше среднекраевого уровня показали 8 учащихся из 14. Высший балл, полученный на ЕГЭ в 2012 году, – 92.
Желание и стремление реализовывать творческие способности подтверждается следующими фактами:
- участием в классных мероприятиях (подготовка классных часов, информационных часов, литературных гостиниц, праздников для родителей и др.);
- участием в общешкольных мероприятиях
Проявление социальной активности школьников выразилось в активной деятельности по подготовке и проведению бесед для учащихся начальных классов, мероприятий, проведенных совместно с работниками сельской библиотеки, акций в Константиновском сельском поселении.
Научно-исследовательская работа с учениками затронула и работу всей школы.
Организована исследовательская деятельность по изучению уровня культуры речи учащихся, родителей, педагогов школы.
Организован выпуск буклетов «Говори правильно», словаря «Кубанские говоры», «информационных страничек» для учащихся «Это интересно», «А как это по-русски?» и для педагогов «Педагогическая этика». На педсовете от 07.11.2013 для педагогов проведена «информационная минутка» «Нормы русского языка».
Работа с учениками и от меня требует творческой деятельности. В 2013 году я приняла участие в IV Россинских педагогических чтениях, проведенных ККИДППО, в номинации «Методическая». По результатам конкурса награждена именным благодарственным письмом и подарком.
Как руководитель творческой работы награждена дипломом педагога-наставника конкурса «Идеи Д.С.Лихачева и современность» и грамотой за успехи в подготовке научной смены, сохранение и воспитание интеллектуального потенциала Кубани.
Достижения мои и моих учеников (пусть скромные) позволяют мне считать, что моя работа не напрасна. И если хотя бы несколько моих выпускников продолжат исследовать и заниматься творчеством после окончания школы, то это тоже можно считать небольшой победой.