Рабочая программа Экос (4класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №28»
_____________ Е.И.Дикун«28» августа 2014 г.
« Экос»
рабочая программа по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
4 «А» класс
Составил
учитель начальных классов
Пирогова Ольга Ивановна
2014г
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г №373. При составлении программы учтены рекомендации, изложенные в Методических материалах по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
Современный этап развития природы и общества характеризуется усиление антропогенного воздействия на окружающую среду, обусловленного демографическим процессом и ускорением научно-технических преобразований во всех сферах общественной жизни. В этих условиях формирование экологического мировоззрения личности и общества становится основой успешного решения практических задач экологии: сохранения видового разнообразия и естественных природных ландшафтов, уменьшения техногенной нагрузки и загрязнения окружающей среды и др.
Экологическое мировоззрение предполагает ответственное отношение к окружающей среде, соблюдение нравственных принципов и правовых норм природопользования, пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы.
Формирование экологического мировоззрения – фундаментальная цель современного экологического образования, которое базируется на основных представлениях современной естественно - научной картины мира:
представлении о целостности окружающего мира как системы;
представлении о ценностном отношении к окружающему миру природы; человеку и результатам его практической и интеллектуальной деятельности;
представлении об эволюционном развитии окружающей природы;
экоцентрическом экологическом сознании.
Взаимоотношения природы и общества неразрывно связаны с межличностными, социальными и производственными отношениями и охватывают все сферы сознания: научную, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую. Таким образом, организация взаимосвязанной исследовательской, творческой и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и оптимизацию отношений между природой и человеком, выступает необходимым условием экологического образования.
Общая характеристика курса.
Целью реализации курса «Введение в экологию» в начальной школе является формирование экологического сознания и экологической культуры учащихся младшего школьного возраста:
формирование системы знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, формирование потребностей и навыков экологически целесообразного поведения и деятельности по охране окружающей среды;
развитие системы познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий, творческой самостоятельности и социальной активности учащихся, способствующих освоению доступных способов изучения природы и общества и организации экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Основными задачами экологического образования в начальной школе являются:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;
формирование элементарных знаний об окружающем мире как системе; о единстве и взаимосвязях компонентов природы; факторах окружающей среды, влияющих на развитие живых организмов; влияние человека на природу, традициях нравственно-эстетического отношения к природе, нормах экологической этики и экологического права, нормах здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной средах;формирование гуманистического миропонимания, усвоение идей ценности жизни и сохранения биологического разнообразия для безопасного и устойчивого развития природы и общества;
воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей;
воспитание эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; умения видеть, беречь и создавать прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте;
формирование на основе личностных ценностных ориентаций навыка экологически целесообразного и здоровьесберегающего поведения, готовности к активной деятельности по улучшению состояния окружающей среды;
развитие у учащихся начал системного мышления, умений выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать и обобщать полученную информацию;
развитие простейших исследовательских навыков, практических умений в экологически ориентированной деятельности;
усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях (в том числе в семье при поддержке родителей);
формирование первоначального опыта участия в экологических проектах, природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Особенности содержания предлагаемой программы:
формирование экологического стиля мышления и эмоционально-нравственного отношения учащихся к окружающей среде в соответствии с конкретными знаниями о природе;
практический, деятельностный подход к освоению системы экологических знаний;
включение элементов опережающего обучения естественно-научных курсов как подготовка к усвоению системы знаний о природе.
В процессе реализации содержания курса «Введение в экологию» могут применяться различные формы организации занятий: экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, экологическое и социальное проектирование.
Место курса «Введение в экологию» в учебном плане.
Программа духовно-нравственного направления «Экос» разработана на основе авторского курса Е.С. Воробьевой «Введение в экологию». Программа курса «Введение в экологию» предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников.
Программа рассчитана на 135 часов в 1-4 классов, из расчета 1 ч в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результата
освоения курса «Введение в экологию»
Освоение содержания курса «Введение в экологию» обеспечивает в сфере личностных результатов ценностно-смысловые ориентации учащихся:
формирование основ российской гражданской идентичности и экологической культуры учащихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России и родного края, экокультурным традициям своего народа;
развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе в процессе игровой, учебной, творческой и трудовой деятельности;
понимание мотивов собственных поступков и поступков окружающих людей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
ориентация в содержании и составляющих экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни;
установка на экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образ жизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, сохранению и укреплению своего здоровья;
развитие эстетических чувств на основе изучения природы своей страны, родного края.
В сфере метапредметных результатов изучения курса способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, выделенные при сотрудничестве с учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
планировать свои действия в соответствии с условиями реализации поставленной задачи;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;
различать способ и результат действия;
осуществлять итоговый контроль результатов на каждом этапе решения поставленной задачи;
анализировать и объективно оценивать правильность своих действий, соответствие полученных результатов требованиям поставленной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценочные суждения учителей, одноклассников, родителей и др.;
корректировать свои действия в зависимости от характера сделанных ошибок;
использовать предложения и оценки учителей, одноклассников, родителей и др. для улучшения результата.
Познавательные УУД:
владеть начальными формами исследовательской деятельности – осуществлять поиск, анализ, отбор и фиксацию (запись) необходимой информации для решения задачи с использованием учебной и справочной литературы, электронных и цифровых информационных ресурсов, интернет-ресурсов;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, постановки вопросов и построения рассуждений в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;
планировать и осуществлять наблюдения, выполнять необходимые измерения и фиксировать их результаты, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
владеть логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления аналогий, причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
осознанно конструировать речевые высказывания и тексты в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;
владеть разнообразными способами решения поставленной задачи.
Коммуникативные УУД:
выстраивать психологически комфортные взаимоотношения с окружающими людьми независимо от их социальной и национальной принадлежности;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, находить с ними общий язык и общие интересы;
владеть речевыми средствами коммуникации, адекватно коммуникативной ситуации строить монологическое высказывание, вести диалог;
соблюдать нормы этики и этикета в ситуациях общения и взаимодействия;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, находить конструктивное решение в ситуации столкновения мнений и интересов;
излагать собственное мнение и позицию в форме, понятной собеседнику, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
использовать навыки коллективного общения и взаимодействия в процессе игровой, творческой и практической деятельности, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты освоения учащимися содержания программы.
В результате изучения курса «Введение в экологию» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить представление о взаимосвязях природных и социальных объектов и явлений как компонентах целостной системы окружающего мира;
овладеют основами практико-ориентированных знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;
приобретут опыт эмоционально-чувственного, личностного отношения к окружающему миру;
начнут осваивать способы изучения природы и общества (наблюдения в природе, экологические опыты);
научатся устанавливать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и понимать неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы экологически целесообразного и безопасного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Содержание программы.
4 класс «Человек на планете Земля»
Тема Кол – во часов
Человек и его хозяйственная деятельность 7ч
Загрязнение и охрана окружающей среды 18ч
Организация охраны природы 5ч
Повторение 4ч
Итого 34ч
Тематическое планирование
4 класс «Человек на планете Земля»
№ п/п Тема занятия Плановые
сроки Скорректированные сроки
Человек и его хозяйственная деятельность
1 Первые жители Земли 05.09 2 Сколько людей живет на Земле? 12.09 3 Исследовательская работа «Профессии моего родного края» 19.09 4 Города большие и маленькие 26.09 5 Творческая работа «Есть город на планете» 03.10 6 Вот моя деревня 10.10 7 Творческая работа «Вот моя деревня …» 17.10 Загрязнение и охрана окружающей среды
8 Каким воздухом мы дышим? 24.10 9 Состояние окружающей среды родного края 31.10 10 Сохраним чистоту воздушного океана 14.11 11 Подготовка экологического проекта «Сохраним чистоту воздушного океана» 21.11 12 Много ли на планете чистой воды? 28.11 13 Источники питьевой воды своей местности 05.12 14 Помочь роднику, вылечить океан 12.12 15 Подготовка экологического проекта «Наши родники» 19.12 16 Кладовые Земли 26.12 17 Охрана почв 16.01 18 Следы пребывания человека 23.01 19 Творческая работа «Вторая жизнь вещей» 30.01 20 Здесь шумели леса 06.02 21 Подготовка экологического проекта «В защиту растений» 13.02 22 По следам невиданных нами зверей 20.02 23 Подготовка экологического проекта «В защиту животных» 27.02 24 Правила робинзонов06.03 25 Подготовка экологического проекта «Парк отдыха» 13.03 Организация охраны природы
26 Из истории охраны природы 20.03 27 Красная книга России 03.04 28 Заповедные места планеты 10.04 29 Подготовка экологического проекта «Мой заповедный уголок природы» 17.04 30 «Мой заповедный уголок природы» Защита экологического проекта 24.04 Повторение
31-32 Закрепление и обобщение изученного материала 08.05 33-34 Резервное занятие 15.05 – 29.05 Учебно-методическое и материально-технического обеспечения:
Программа курса «Введение в экологию». 1 – 4 классы Е.С.Воробьева. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2013г
Использование информационных ресурсов.
Видеофильмы по программе.
Мультимедийное оборудование
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).
Детская справочная литература (справочники, атласы, энциклопедии) об окружающем мире.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО начальных классов
От «28» мая 2014г. № 5
СОГЛАСОВАНО.
Зам.директора по УВР
________ /________________/
«27» августа 2014г.