Конспект классного часа «Сделай правильный выбор»
Конспект классного часа
«Сделай правильный выбор»
Возраст участников 15-16 лет
Классный руководитель Орлова Елена Николаевна
Наименование образовательной организации МБОУ СОШ №45
Материалы и оборудование: компьютер с проектором, презентация, карточки с названиями профессий, бланки для плана, выставка книг о профессиях.
Цели мероприятия:
образовательная: ознакомление учащихся с различными типами профессий, рейтингом профессий в современном обществе;
развивающая: формирование у учащихся собственных взглядов на проблему выбора профессии, формирование умения приводить нужные аргументы, четко и ясно излагать свои мысли;
воспитательная: воспитание у учащихся умения взаимодействовать друг с другом, толерантно относиться к другой точке зрения.
Задачи:- формировать у школьников представлений о мире профессий и их требованиях;- активизировать учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;- вооружить старшеклассников методами самопознания и самовоспитания.
№
Основные этапы работы
Содержание этапа
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
1
Организационный момент
(Слайд 1)
Вступительное слово классного руководителя:
Сегодня мы проводим очередное занятие из цикла «Труд и призвание».
Осталось совсем немного времени, и вы закончите школу. Впереди – жизнь со всеми ее радостями и проблемами. Вам нужно определиться с выбором профессии, научиться строить отношения с людьми, найти правильную дорогу в жизни, понять, что в ней главное, а что – второстепенное.
2
Ход занятия
(Слайд 2)
Притча о смысле жизни (приложение №1)
Обсуждение притчи в группах
Создание проблемной ситуации
Как же сделать так, чтобы сосуд вашей жизни не был доверху наполнен только песком?
Решение ситуации, обоснование своего выбора
Подведение итогов обсуждения
Крепкое здоровье, любимая работа, хорошая семья, большая любовь, верные друзья – это те ценности жизни, которые хотелось бы иметь каждому. Но, к сожалению, очень мало на свете людей, у которых они реализуются сполна, поэтому важна иерархия ценностей, т.е. порядок их распределения по степени важности. Именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих.
(Слайд 3)
Вывод. Ответы показали, что наиболее значимой ценностью для многих является правильный выбор профессии.
Это первый, заметьте, большой из камней, который сегодня мы положим в наш сосуд жизни. А к окончанию курса мы заполним наш сосуд и выстроим систему ценностей, которая поможет вам добиться жизненных целей. (4 слайд)
Представление результатов социологического опроса газеты «Аргументы и факты»
Ведущая российская газета «Аргументы и факты» провела социологический опрос среди взрослого населения и предложила распределить жизненные ценности в порядке их важности. Вот что получилось: 1 место заняла ценность здоровья, 2 – семья и дети, 3 – работа и профессиональное мастерство, 4 – друзья, 5 – социальная защита со стороны государства, 6 любовь, 7 – деньги, 8 – личная безопасность.
1.Постановка проблемного вопроса:
Какие главные условия необходимы для правильного выбора профессии?
Работа в группах, «мозговой штурм» (главные условия для правильного выбора профессии)
Подведение итогов «мозгового штурма» (три условия правильного выбора профессии).
Правильно выбрать профессию очень важно для каждого человека. Достойная работа позволяет ему реализовать свой творческий потенциал, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия, поддерживает психическое здоровье и что очень важно – дает ощущение нужности обществу, удовлетворенности жизнью, уверенности в завтрашнем дне. Ученые убедились в том, что люди, достигшие профессиональных вершин, сделавшие карьеру, живут намного дольше тех, кто неудачлив в работе. Получается, правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека.
Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.
Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость. Представим эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО». (Слайд 5,6,7)
(Приложение №2)
Дискуссия
Составление кластера
(слайд 8)
Сообщение о рейтинге наиболее востребованных профессий на рынке труда в современном обществе (приложение №3)
Информ-дайджест «Краткое описание профессий»
(Приложение №4)
(слайд 9)
(слайд 10)
Игра «Мир профессий». Работа в группах.
(Приложение №5)
Подведение итогов игры
(слайд 11)
(слайд 12)
Составление плана профессионального самоопределения
(приложение №6)
3.
Закрепление нового материала
(слайд 13)
Вывод: в том случае, если вы сумеете совместить “хочу”, “могу” и “надо”, то ваш профессиональный выбор будет удачным.
Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения. И, конечно же, чтобы добиться успеха в жизни, нужно много и упорно работать. Ведь, как сказала английская писательница Кристи Ли, только в словарях слово «победа» стоит перед словом «работа».
(слайд 14)
Рефлексия
1.Что вы узнали о слагаемых профессии?
2.Какие чувства вызвало данное занятие, какие возникли мысли?
3.Считаете ли вы данную тему важной, почему?
(слайд 15)
1.Высказывают свое мнение
2.Чтение учащимся стихотворения Э. Асадова «Творите биографии свои»
(приложение №7)
Памятка «Это важно учитывать при выборе профессии» (приложение №8)
Приложение №1
Притча
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон.
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его.
Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – факт, полон.
И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.
«Теперь», – обратился мудрец к ученикам, - » я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь!
Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваше здоровье, ваша работа, ваша семья, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, смогут наполнить вашу жизнь.
Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша квартира, ваш дом или ваша машина.
Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету.
Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем уже не останется места для более крупных камней.
Приложение №2
Выступление учителя
Под словом “хочу” мы подразумеваем интересы и склонности, собственное желание ребенка получить профессию, но не как не желание других людей (родители, знакомые, сверстники).
Интерес формируется в реальном деле пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это только возможно. Чем больше вы будете показывать себя, тем лучше узнаете свой интерес.
Когда говорим “могу”, мы имеет в виду, во-первых, способности ребенка, необходимые для выполнения данного вида деятельности, а во-вторых, возможность приобрести данную профессию, т. е. поступить в вуз, колледж или какое-либо другое учебное заведение, учитывая такое важное качество, как состояние здоровья.
Способности это индивидуально-психологические особенности человека. Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности.
Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, спортом, пожарными, аварийно-спасательными работами.
Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста.
Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.
Итак, «Могу» – значит, обладаю ресурсами, необходимыми для того, чтобы стать профессионалом. Это, прежде всего способности и профессионально важные качества.
Ну, а под словом “надо” подразумевается востребованность данной профессии в обществе (спрос на рынке труда), возможность трудоустройства.
Существуют массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, инженеров, технологов, производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы.
Производственная сфера – основа любой экономики – испытывает нехватку рабочих мест, а профессии менеджера, юриста, экономиста становятся не востребованными.
Итак, «надо», это не только профессионализм, но и умение ориентироваться в разных сферах деятельности и адаптироваться к меняющимся условиям.
Как же правильно сочетать “хочу”, “могу” и “надо. Рассмотрим на конкретных примерах.
Приложение №3
Самые востребованные профессии 2012 года
Рынок труда постоянно диктует свои правила. Какие-то профессии становятся более популярными и востребованными, а значит, обладают высокой заработной платой. Какие-то вакансии уходят на второй план из-за перенасыщения рынка соответствующими специалистами. Рейтинг профессий в России 2012 года выглядит следующим образом.
На последнем, десятом, месте среди самых востребованных профессий находится менеджер по персоналу. Эта актуальная вакансия есть на каждом предприятии. Получает такой специалист в среднем 35 000 рублей.
Почетную девятую позицию занимают повара. Тем более что количество кафе и ресторанов растет с каждым днем. Актуальна профессия суши-повара. Руководитель процесса приготовления блюд может получать до 35 000 рублей. Помощникам повара платят, конечно, меньше.
Оклад инженера в любой производственной компании достигает 60 000 рублей. И эта профессия расположена на 8 месте по престижности и востребованности.
Особую популярность приобрела профессия менеджера по закупкам. Здесь требуются специалисты в основном с опытом. А их зарплата варьируется от 30 000 до 55 000 рублей.
Врачи, особенно для частных поликлиник, также очень востребованы. Однако наибольшим спросом пользуются стоматологи. Такие специалисты при частной практике могут зарабатывать и 65 000 рублей.
На протяжении нескольких лет неизменной популярностью пользуется профессия аудитор. Она перспективна и хорошо оплачиваема. Скорее всего, через несколько лет она так и останется востребованной. А зарплата такого специалиста будет только расти. Сегодня это порядка 55 000 рублей за месяц.
В век компьютерных технологий все чаще на работу приглашают Веб-программистов. Они зарабатывают от 45 000 рублей. Благодаря тому, что интернет сфера развивается быстрыми темпами, возможно, скоро эта профессия поднимется на вершину рейтинга.
Тройку самых востребованных специалистов замыкает личный водитель. Такого профессионала нужно еще поискать. А опытный водитель может получать до 60 000 рублей.
Второй по популярности профессией является юрист. Большую роль при оплате труда такому специалисту имеет опыт. Именно поэтому зарплата юриста может варьироваться от 30 000 до 100 000 рублей.
Наконец, на первом месте в рейтинге профессий 2012года находится IT-специалист. Они занимаются базами данных, систематизацией всей информации на предприятии. Все это необходимо для того, чтобы применять полезную информацию в бизнесе очень быстро, по первому требованию. Этот специалист следит и за возможной утечкой информации и разрабатывает все системы безопасности информационных систем. На IT-специалисте лежит огромная ответственность, а значит, и труд его ценится высоко (от 60 000 рублей за месяц).
Приложение №4
Типы профессий
1. Человек-природа. Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Но любовь не созерцательная, а деятельная. Человек - природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
2. Человек-техника. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты – важное условие успеха в данной области. К профессиям этого типа относятся: пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
4. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
5. Человек - художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Склонность к одиночеству и впечатлительность, чувственность нервной системы, потому что именно эти чувства находят выражение в произведениях искусства.
Типы профессий (примеры)
Человек-человек
Человек-природа
Человек-техника
Человек знаковая система
Человек художественный образ
Парикмахер
Продавец
Врач
Учитель
Судебно-медицинский эксперт
Социолог
Педагог
Тренер
Экскурсовод
Воспитатель
Организатор торговли
Адвокат
Инспектор полиции
Психолог
Менеджер по продажам
Торговый представитель
Администратор
Агроном
Зоотехник
Ветеринар
Зооинженер
Егерь
Биолог- исследователь
Тренер
Экскурсовод
Садовник
Геолог
Пчеловод
Почвовед
Инженер-механик
Инженер-электрик
Слесарь-ремонтник
Инженер-конструктор
Водолаз
Водитель
Садовник
Швея
Связист
Токарь
Программист
Чертежник-картограф
Математик
Редактор
издательства
Языковед
Финансист
Бухгалтер
Нотариус
Фотограф
Делопроизводитель
Маркетолог
Специалист по налогообложению
Аудитор
Плановик
Художник-декоратор
Художник-реставратор
Настройщик музыкальных инструментов
Артист
Искусствовед
Цветовод-декоратор
Дизайнер интерьера
Композитор
Бренд-менеджер
Специалист по рекламе
Имиджмейкер
Приложение №5
Игра «Мир профессий»
Карточка№1
1. Выберите из списка те профессии, которые относятся к типу «Человек-человек»:
парикмахер, агроном, зоотехник, инженер-механик, программист, художник-декоратор, продавец, инженер-электрик, чертежник-картограф, художник-реставратор, врач, ветеринар, слесарь-ремонтник, математик, настройщик музыкальных инструментов, учитель, зооинженер, инженер-конструктор, редактор издательства, артист, судебно-медицинский эксперт, социолог, биолог-исследователь, водолаз, финансист, бухгалтер, искусствовед, тренер, экскурсовод, тренер, водитель, экскурсовод, нотариус, цветовод-декоратор, воспитатель, организатор торговли, садовник, фотограф, дизайнер интерьера, адвокат, инспектор полиции, геолог, швея, делопроизводитель, композитор, психолог, пчеловод, швея, маркетолог, бренд-менеджер.
Карточка№2
1. Выберите из списка те профессии, которые относятся к типу «Человек-природа»:
агроном парикмахер, зоотехник, инженер-механик, программист, художник-декоратор, продавец, инженер-электрик, чертежник-картограф, художник-реставратор, врач, ветеринар, слесарь-ремонтник, математик, настройщик музыкальных инструментов, учитель, зооинженер, инженер-конструктор, редактор издательства, артист, судебно-медицинский эксперт, социолог, биолог-исследователь, водолаз, бухгалтер, искусствовед, тренер, экскурсовод, тренер, водитель, экскурсовод , нотариус, цветовод-декоратор, воспитатель, организатор торговли, садовник, фотограф, дизайнер интерьера, адвокат, инспектор полиции, геолог, швея, делопроизводитель , композитор, психолог, пчеловод, маркетолог, бренд-менеджер, финансист.
Карточка№3
1. Выберите из списка те профессии, которые относятся к типу «Человек-Техника»:
парикмахер, агроном, зоотехник, инженер-механик, программист, художник-декоратор, продавец, инженер-электрик, чертежник-картограф, художник-реставратор, врач, ветеринар, слесарь-ремонтник, математик, настройщик музыкальных инструментов, учитель, зооинженер, инженер-конструктор, редактор издательства, артист, судебно-медицинский эксперт, социолог, биолог-исследователь, водолаз, финансист, бухгалтер, искусствовед, тренер, экскурсовод, тренер, водитель, экскурсовод, нотариус, цветовод-декоратор, воспитатель, организатор торговли, садовник, фотограф, дизайнер интерьера, адвокат, инспектор полиции, геолог, швея, делопроизводитель, композитор, психолог, пчеловод, маркетолог, бренд-менеджер.
Карточка№4
1. Выберите из списка те профессии, которые относятся к типу «Человек - знаковая система»:
ветеринар, парикмахер, агроном, зоотехник, инженер-механик, программист, художник-декоратор, продавец, инженер-электрик, чертежник-картограф, художник-реставратор, врач, слесарь-ремонтник, математик, настройщик музыкальных инструментов, учитель, зооинженер, инженер-конструктор, редактор издательства, артист, судебно-медицинский эксперт, социолог, биолог-исследователь, водолаз, финансист, бухгалтер, искусствовед, тренер, экскурсовод, тренер, водитель, экскурсовод, нотариус, цветовод-декоратор, воспитатель, садовник, фотограф, дизайнер интерьера, адвокат, инспектор полиции, геолог, делопроизводитель, композитор, психолог, пчеловод, швея, маркетолог, бренд-менеджер, организатор торговли.
Карточка№5
1. Выберите из списка те профессии, которые относятся к типу «Человек - художественный образ»:
инженер-механик парикмахер, агроном, зоотехник, программист, художник-декоратор, продавец, инженер-электрик, чертежник-картограф, художник-реставратор, врач, ветеринар, слесарь-ремонтник, математик, настройщик музыкальных инструментов, учитель, зооинженер, инженер-конструктор, редактор издательства, артист, судебно-медицинский эксперт, социолог, биолог-исследователь, водолаз, финансист, бухгалтер, искусствовед, тренер, экскурсовод, тренер, водитель, экскурсовод, нотариус, воспитатель, организатор торговли, садовник, фотограф, дизайнер интерьера, адвокат, инспектор полиции, геолог, швея, делопроизводитель, композитор, психолог, пчеловод, маркетолог, бренд-менеджер, цветовод-декоратор.
Приложение №6
План профессионального самоопределения
Хочу
1
Кем я хочу быть?
Где я хочу работать?
2
Что от меня может потребоваться?
Могу
3
Что для этого имею?
Образование, умения, навыки, интересы (хобби), профпригодность (состояние здоровья)
Надо
4
Чему должен научиться?
Повысить образование.
Выработать необходимые качества.
Развить умения и навыки
5
Какой информацией должен обладать?
Изучить рынок труда региона, требования работодателей, возможности производства, перспективы профессионального роста
6
Моя конкурентоспособность (запасные варианты)
Приложение №7
Творите биографии свои
Ах, как мы мало время бережём!
Нет, это я не к старшим обращаюсь.
Они уж научились. Впрочем, каюсь, –
Кой-кто поздненько вспомнили о нём.
И лишь порой у юности в груди
Кипит ключом беспечное веселье,
Ведь времени так много впереди
На жизнь, на труд и даже на безделье.
Какой коварный розовый туман,
Мираж неограниченности времени.
Мираж растает, выплывет обман,
И как же больно клюнет он по темени!
Пускай вам двадцать, или даже тридцать,
И впереди вся жизнь, как белый свет,
Но сколько и для вас прекрасных лет
Мелькнуло за спиной и больше нет,
И больше никогда не возвратится.
Ещё вчера, буквально же вчера,
Вы мяч гоняли где-нибудь на даче,
А вот сейчас судьбу решать пора
И надо пробиваться в мастера,
В всяком деле только в мастера,
Такое время, что нельзя иначе.
А кто-то рядом наплевал на дело,
Ловя одни лишь радости бессонные,
Тряся с отцов на вещи закордонные.
Но человек без дела – только тело,
К тому же не всегда одушевлённое.
Болтать способен каждый человек,
И жить бездумно каждый может тоже.
А время мчит, свой ускоряя бег,
И спрашивает: – Кто ты в жизни, кто же?
Уж коль расти, то с юности расти,
Ведь не годами, а делами зреешь,
И всё, что не успел до тридцати,
Потом, всего скорее не успеешь.
И пусть к вам в сорок или пятьдесят
Ещё придёт прекрасное порою,
Но всё-таки всё главное, большое,
Лишь в дерзновенной юности творят.
Пусть будут вёсны, будут соловьи,
Любите милых горячо и свято,
Но всё же в труд идите как в бои.
Творите биографии свои,
Не упускайте времени, ребята!
Эдуард Асадов
Приложение №8
Памятка «Это важно учитывать при выборе профессии»
1. Способности
2. Интересы: идеальное совпадение способностей и интересов это и есть призвание
3. Здоровье.
4. Возможности
5. Престижность.
ђЗаголовок 215