Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9-11 классов Четырнадцать магических строк
«Четырнадцать магических строк»
Сценарий поэтического вечера, посвященного сонету
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г.Нижнекамска РТ
Петрушкова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы
Звучит вальс до диез минор Ф.Шопена
Первый ведущий: (после приветствия и объявления темы вечера): появился сонет, видимо, в Италии. Само его обозначение происходит от провансальского слова «sonet» («песенка»), но в основе лежит слово «son» («звук»), и поэтому название этого жанра можно перевести как «звонкая песенка».
Второй ведущий: наиболее устойчивый признак сонета - это стабильный, постоянный объём. Сонет чётко делится на четыре строфы: это два четырёхстишия (катрена) и два трёхстишия (терцета). Для сонета характерны строгая система рифмовки, постоянный размер. Его законы – очень строгие законы. Что же нам известно об истории этого жанра?
Первый ведущий: история сонета насчитывает семь с половиной столетий. За это время он знал эпохи, когда его превозносили до небес, и периоды, когда низвергали в адские бездны. Родился он в эпоху Возрождения. По подсчётам учёных, в эту эпоху было написано примерно триста тысяч сонетов – целый океан поэзии.
Второй ведущий: 18 век с пренебрежением отмахнулся от этой «безделушки» а романтизм вновь сделал сонет предметом всеобщего интереса. Честь изобретения сонета Никола Буало отдавал предводителю муз и покровителю поэзии солнечному богу Аполлону, который «в тот день, когда он был на стихотворцев зол, /Законы строгие сонета изобрёл»
1-ый чтец. Звучит отрывок « Поэтического искусства» Буало о сонете.
Звучит симфония соль минор № 40 В.Моцарта.
Первый ведущий: первый известный нам сонет принадлежит перу Якопо да Лентини. Величайшие достижения сицилийской поэтической школы принадлежат перу Данте Алигьери. Сонеты Данте обращены к его возлюбленной Беатриче Портинари. Прекрасная Беатриче рано умерла - в 25 лет, но и после её смерти Данте продолжал посвящать ей сонеты.
2-ой чтец. Звучит сонет Данте «Пусть скорбь моя звучит в моём привете»
Второй ведущий: рядом с Данте встаёт другой мастер сонета – Франческо Петрарка. Его перу принадлежит «Канцоньере» - «Книга песен». И так же, как Данте обессмертил имя Беатриче, так и Петрарка оставил жить в веках образ своей возлюбленной Лауры (в сонетах он называет её Мадонной). Любовь, пробужденная Лаурой, осталась безответной, но великая сила любви звучит в сонетах Петрарки.
3-ий чтец. Звучит сонет Петрарки «Благословен день, месяц, лето, час»
Первый ведущий: так же, как и Данте, Петрарке было суждено пережить смерть любимой. И вслед за циклом «На жизнь Мадонны Лауры» появляются сонеты «На смерть Мадонны Лауры».
4-ый чтец. Звучит сонет Петрарки «Средь тысяч женщин лишь одна была»
Второй ведущий: а сейчас мы предлагаем вам послушать композицию Ференца Листа, которая так и называется: «На сонеты Петрарки».
Первый ведущий: история сонета хранит много имен его бессмертных творцов. Известны 154 сонета Шекспира. Одни полагают, что в сонетах великого мастера есть три героя – автор, Друг и Она. Иные считают, что сонеты посвящены не трем, а многим лицам. Думается, это не столь важно. Так или иначе, сонеты Шекспира – это сонеты о дружбе и о любви.
5-ый чтец. Звучит 25-й сонет Шекспира.
Звучат сонеты Шекспира в исполнении Аллы Пугачевой.
6-ой чтец. Звучит 90-й сонет Шекспира.
Второй ведущий: мастера сонета жили и творили в Италии и Испании, Германии и Франции, Португалии и Англии и, конечно же, в России.
История русского сонета насчитывает уже два с половиной столетия. В год издания знаменитой брошюры В. К. Тредьяковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» реформатор отечественного стихосложения пишет первый сонет на русском языке. С тех пор сонет стал неотъемлемой частью репертуара русской поэзии. В 1830 году А. С. Пушкин написал свой знаменитый «Сонет о сонете», сыгравший исключительно важную роль в становлении этого капризного жанра на русской почве.
7-ой чтец. Звучит «Сонет о сонете» А. С. Пушкина
(«Суровый Дант не презирал сонета» )
Звучит романс из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова
к повести А. С. Пушкина «Метель».
8-ой чтец. Звучит сонет А. С. Пушкина «Мадона».
Первый ведущий: новую жизнь и второе рождение сонет переживает в эпоху «Серебряного века» русской поэзии. Вот как пишет об этом Леонид Гроссман в сонете, который так и называется: «Русский сонет».
9-ый чтец. Звучит «Русский сонет» Л. Гроссмана.
Второй ведущий: авторами бессмертных шедевров в жанре сонета были русские поэты Константин Случевский, Федор Сологуб, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Сергей Соловьев, Александр Блок, Николай Гумилев, Иван Бунин, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Владимир Набоков и многие другие. Все они хорошо известны нашим читателям. Пожалуй, не столь популярны сонеты Константина Бальмонта, а ведь они достойны занять одно из лучших мест в этом ряду. Вот послушайте.
10-ый чтец. Звучит сонет К. Бальмонта «Проклятие глупости».
Звучит симфония №8 Ф. Шуберта.
11-ый чтец. Звучит сонет К.Бальмонта «Уроды».
Первый ведущий: конец 19 – начало 20 века – эпоха крушения многих традиций и канонов в искусстве и поэзии. Многочисленные литературные направления, школы, группировки вливаются в струю русской поэзии. Это воистину эпоха эксперимента и в области содержания и в области структуры стиха. Не избежал их и сонет. Каковы теперь его приметы?
12-ый чтец. Звучит «Сонет» Н. Гумилева.
Второй ведущий: долгая литературная жизнь сонета изобилует впечатляюще яркими встречами с выдающимися мастерами поэтического слова. И к какому литературному направлению не относилось бы их творчество, сонет мастеров – это всегда гимн вечной любви, красоте и добру. Об этом – заключительный сонет нашего вечера – сонет С. Я. Маршака.
13-ый чтец Звучит «Последний сонет» С. Маршака.
15