Конспект интегрированного НОД Россия-Родина моя в старшей группе
Цель : Закрепить знания детей о символике страны: флаг, герб, гимн; закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных инструментах. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.
Предварительная работа: прослушать и разучить с детьми песню «Песня о России», хоровод «Во поле береза стояла», танец «Русские матрешки», стихи: «Наша Родина» Н. Забила, В.Степанов «Необъятная страна!», В.Степанов «Что мы Родиной зовем?», «Береза» С. А. Васильева , загадки о балалайке, о гармошке, о матрешке. Подготовить изобразительные материалы, силуэты матрешек для коллективной работы, презентацию для детей «Россия-Родина моя»
Ход НОД:
Звучит песня «Песня о России» муз.: В.Локтева, слова.:
О.Высотской.
Слайд№1 «КАРТА РОССИИ»
Воспитатель:
- Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей, прославивших ее, войска для защиты народа. Как и у человека у страны есть имя.
- Как называется наша страна? (Россия).
- А, мы, живущие в ней? (россияне).
- Россия страна большая, красивая: в ней есть леса, поля,
реки, горы.
Чтение стихов: Н. Забила «Наша Родина».
«Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга».
В. Степанов
« Необъятная страна!»
Если долго-долго-долго, В самолёте нам лететь
Если долго-долго-долго, На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда, И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна, И поймём тогда, какая, Наша Родина большая, Необъятная страна.
Слайд №2,3,4,5. « Семь чудес России»
(демонстрация слайдов)
Стихотворение о Родине: Что мы Родиной зовем?
1 ребенок:
Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которых,Рядом с мамой мы идём.2 ребенок:Что мы Родиной зовём?Поле с тонким колоском,Наши праздники и песни,Тёплый вечер за окном.3 ребенок:Что мы Родиной зовём?Всё, что в сердце бережём,И под небом синим-синимФлаг России над Кремлём.
Слайд № 6 «ГОРОД МАРКС»
-Что мы называем малой Родиной? (город, улица, дом, семья)
- За что вы любите свой город?
(демонстрация достопримечательностей г. Маркса) Стихотворение Марксовской поэтессы М. Фадиной
Маркс-город наш родной
Над Волгою-рекой
С рождением тебя мы поздравляем!
Достойно ты живешь,
И ввысь, и вширь растешь!
Тебя в стихах и песнях прославляем!
Да будет солнца свет!
Наш Маркс родной, привет-
И наш любимый парк Екатерины!
Пройдет пусть много лет…
Да будет солнца свет!
Мы вновь отметим Маркса именины!
Воспитатель:
- Наша Родина - большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки - символы. Что это за символы?
- (Флаг, герб, гимн).
Слайд №7 «ГЕРБ РФ»
-Назовите герб России. Что он означает?
-А где вы еще встречаете герб? (паспорт, документы, деньги)
У России величавой
На гербе орел двуглавый.
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный.
Слайд № 8«ФЛАГ РФ»
- Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
- (Из белого, синего, красного).
- Что означает белый цвет?
- (Белый - мир, чистоту, непорочность.).
(Синий цвет - цвет неба, веры, верности, правды).
- Красный-цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину).
Слайд №9, 10 «ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ»
-Назовите президента РФ
- Столица нашей Родины?(демонстрация картин о Москве)
Воспитатель:
- Как вы думаете, что такое гимн?
- (Эта главная песня страны).
СЛАЙД № 11«ГИМН РФ»
Воспитатель:
- Он исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране. (Слушание отрывка гимна) Звучит музыкальный фрагмент (1-й куплет) Государственного гимна Российской Федерации, муз. А. В. Александрова, сл. С. В. Михалкова.
Все встают и исполняют отрывок гимна.
- Чем богата наша страна? (Природой, зверем , полезными ископаемыми)
СЛАЙД № 12«НАРОДЫ РОССИИ»
Живут в России разныеНароды с давних пор.
Одним - тайга по нраву
Другим – степной простор.
Демонстрация национальных костюмов(костюмы разных народов)
Слайд № 13 «Защитники нашей Родины»
-Кто защищает нашу Родину?
Воспитатель:
- Россия - страна очень большая и красивая. В ней много рек, очень много лесов, в которых много разных зверей, растет много ягод и грибов.
- Кто знает и назовет дерево, которое у славян издревле считалось священным.
-Отгадайте загадку:
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит над головой.
(Береза)
СЛАЙД № 14«Символы России»
Чтение стихотворения «Береза» С. А, Васильевой.
«В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
В мае россыпью сережек
Их украсится наряд
Много исходив дорожек,
Я всегда березе рад».
- На Руси восхваляли березу в песнях, хороводах. Давайте мы с вами сейчас встанем в круг, поводим хоровод и споем русскую народную песню «Во поле береза стояла»
-Какие символы России вы еще знаете?
- Отгадайте загадки:
«У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается »
(гармошка).
Исполняется русская народная песня «Барыня»
2.«В озорные три струны
Все в России влюблены»
(балалайка).
Исполняется отрывок из русской народной песни «Камаринская»
Воспитатель:
- К нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш российский сувенир.
- Как вы думаете, какой сувенир увозят гости? ( Если дети затрудняются, загадывается загадка)
СЛАЙД № 15,16, 17. «МАТРЕШКИ»
«Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка»
(матрешка).
- Давным-давно (сто лет) назад родилась расписная матрешка. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. А прообразом нашей матрешки послужила фигурка добродушного старичка мудреца Фукуруму, из Японии.
- Как выглядела первая русская матрешка?
- Самая большая - первая - изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. Внутри находилась фигурка мальчика, опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя - восьмая - была младенцем, завернутым в пеленку.
- Почему игрушку назвали матрешка?
- В доме у художника работала Матрена добрая и красивая девушка в честь ее назвали игрушку.
«Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички.
Как пойдем плясать и петь -
Вам за нами не успеть».
- Ну, матрешки, выходите, да для нас попляшите.
Танец - песня «Русские матрешки».
- Россия еще славилась и народными умельцами:
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите.
- Мы, с вами отправляемся в мастерскую, рисовать будем, да матрешек расписывать. А встречает нас хозяйка мастерской.
- Я приглашаю вас в мастерскую. Проходите, выбирайте каждый себе место.
- Ребята, у меня есть вот такие чудесные матрешки. Их надо расписать, чтобы они стали яркими и нарядными. Как мы будем расписывать наши матрешки?
- А потом вы можете подарить нашим гостям матрешек на память.
Дети распределяются по местам. Вспоминают элементы и технику росписи матрешек. В конце занятия проходит выставка детских работ.
СЛАЙД №18«БЕРЕГИТЕ СВОЮ РОДИНУ!»
Воспитатель:
«Люблю тебя моя Россия
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «РУСЬ».
- Символом мира называют белого голубя, который несет мир, счастье, благополучие. Вот шары цвета флага России. Я привязала голубя к шарикам, отпустим его. И пусть он парит в небе России, как символ мира на всей земле.
Белые голуби - цвет чистоты!
Белые голуби - знак красоты!
Белые голуби – мир для души!
Белые голуби – птицы любви!
Белые голуби счастье несите,
Радость и мир на Земле всем дарите!
Конспект совместной деятельности детей и родителей в средней группе «Моя Россия»
Пояснительная записка: В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования молодежи, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека. Воспитание этих черт и качеств личности осуществляется в ходе организации разнообразной познавательной и практической деятельности детей и в работе с родителями. Я считаю, что очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Представленный конспект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип психологической комфортности
Образовательная область: «Познание»
Цель: Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. Познакомить детей с символикой страны: флаг, герб, гимн. Дать понятие, что многие игры созданы народом так же, как песни и сказки. Познакомить с некоторыми из их, вызвать желание играть в них на прогулке и дома, развивать ловкость, быстроту реакции. Создать радостное настроение, развивать интерес к познавательной деятельности, к совместной с родителями деятельности.
Предварительная работа: разучивание с детьми песни «Вместе весело шагать», хоровода «Во поле, березка стояла», стихов о временах года, пословиц о Родине. Просмотр слайдов: березовой рощи, государственной символики. Беседы с родителями.
Материал: слайды, телевизор, бумага (белая, синяя, красная), клей, мяч, бумажный голубь, шары воздушные (красный, синий и белый).Ход:
Воспитатель: И наступило лето – замечательная пора. Вы, ребята, будете загорать, путешествовать, у вас будет много увлекательных дел и как всегда рядом родные люди, и сегодня они с нами.
Звучит музыкально-ритмическая композиция «Вместе весело шагать», муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского(ходьба змейкой по группе с родителями за воспитателем)
Все садятся на стулья
Воспитатель: Молодцы! Вот какие дружные мы дружные! А кто скажет название города, в котором мы живём?
Дети: Чехов!
Воспитатель: А как называется наша страна?
Дети: Россия!
Воспитатель: Всё это и есть Родина, то есть родное место. Послушайте, пожалуйста, стихи о Родине.
(звучит стихотворение «Родиной зовётся…»). Приложение №1
Воспитатель: Ни одно место на Земле не может сравниться с красотой земли русской. В любое время года хороша природа. И стихи, и песни о ней люди складывают.
Ребенок: «Летом»
Зарумянились вишня и слива,
Налилась золотистая рожь,
И как море волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь.
Солнце ходит высоко над сводом
Раскаленных от зноя небес,
Пахнет липа душистая медом,
И шумит полный сумрака лес... (Автор: Н. Греков)Родители: «Весна» (отрывок) (читает мама)
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
«Первый снег» (И. Бурсов) (читает папа)
– Посмотрите-ка, ребята,
Все вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
– Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:
– Это вовсе не снежок –
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.
Читает мама:
Нет, Россия, дороже тебя
Земли русские широки, необъятны,
Каждый день хорош, и пригож,
Поезжай за моря – океаны –
Лучше России ты не найдешь!
Все прекрасно: земля и небо,
И поля, и леса, и луга,
Золотые моря хлеба –
.
Воспитатель: (задает вопрос мамам) Кто знает и назовет дерево, которое у славян издревле считалось священным?
Мамы: Береза
На экран проецируется фото березовой рощи
«Береза» (С. А, Васильевой) (читает папа)
«В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
В мае россыпью сережек
Их украсится наряд
Много исходив дорожек,
Я всегда березе рад».
Воспитатель: На Руси восхваляли березу в песнях, хороводах. Давайте-ка, и мы с вами вспомним русскую народную песню «Во поле берёзка стояла».
Дети с мамами в хороводе исполняют русскую народную песню «Во поле берёзка стояла».
Воспитатель: Продолжим разговор о нашей Родине. Как вы уже сказали, наша страна называется Россией, Российской Федерацией. На Земле много разных стран. Мамы назовите, пожалуйста, основные символы нашей страны. (Герб. Флаг. Гимн)На экран проецируется фрагмент из мультсериала (о стране) «Гора самоцветов»
После просмотра родители рассказывают и показывают изображение
Слайд №1 Герб нашей страны.
Родители: У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый орёл на фоне красного щита. Это очень древний герб. Он появился более 500 лет назад. Герб – эмблема государства, он изображается на печати, паспорте, денежных знаках, документах.
Слайд №2 Флаг нашей страны.
Мама: Российский флаг – трёхцветное полотнище с белой, синей и красной полосами. Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трёх славянских народов. По третьей – цвета флага символизировали: белый - веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый цвет символизирует веру, синий – надежду, а красный – любовь.
Слайд №3 Гимн нашей страны.
Родители: Гимн – тоже символ нашего государства. Музыку гимна написал композитор Александр Васильевич Александров, а слова – поэт Сергей Владимирович Михалков. А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей.
Воспитатель читает отрывок из произведений «Дядя Стёпа», «А у вас?», «Фома», «Про мимозу». Родители вместе с детьми отгадывают.
Воспитатель: А сейчас мы послушаем Государственный гимн –торжественную песнь нашей Родины. Запомните, что гимн государства нужно слушать стоя.
Сегодня, друзья, мы услышать должны
Главную песню нашей страны.
Она называется коротко – Гимн
Звучит музыкальный фрагмент (1-й куплет) Государственного гимна Российской Федерации, муз. А. В. Александрова, сл. С. В. Михалкова.
Все встают.
Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте вспомнить и рассказать о Родине и русском народе пословицы. Если будете затрудняться, можно спросить совета у родителей.
Дети: «Родина любимая – это мать родная», «На чужой стороне и весна не красна», «Жить – Родине служить», «Вся Российская земля начинается с Кремля».
Родители: «Родной край – сердцу рай», «Нет в мире краше Родины нашей»,
«Человек без Родины, что соловей без песни», «Одна у человека мать, одна у него и родина», «У народа один дом – Родина», «В каком народе живёшь, того обычая и держись», «За морем теплее, а у нас светлее (веселее)
Воспитатель: И мы сегодня с вами изготовим эскиз флага нашей Родины.
Продуктивная деятельность педагога, детей и родителей.
(После завершения педагог предлагает детям разместить свои творческие работы на специально организованной выставке «Символика моей страны»)
Воспитатель: Да, русский народ врагов себе не искали, друзьями дорожили. Берегли свою землю. На праздничных гуляниях затевали игры, пляски. А теперь вспомним, как играли наши прадедушки.
Воспитатель: Собираемся на прогулку!
Все вместе выходят на участок
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в старинные русские игры «Ручеёк», «У деда Трифона», «Вышибало», «Мяч к верху». Приложение № 2
Родители с детьми разбиваются по группам и участвуют в играх
Воспитатель: Герб, гимн и флаг - это символы России, которые есть у каждого государства. Но есть символы, которые едины для всех стран. Один из них - символ мира. Символом мира называют белого голубя, который несет мир, счастье, благополучие. Вот шары цвета флага России. Я привязала голубя к шарикам, отпустим его. И пусть он парит в небе России, как символ мира на всей земле.
Приложение № 1
Родиной зовётся...
Есть такое чудо:
Край, навек любимый,
Над рекой под клёном
Отчий дом родимый...
Видя это чудо,
Сердце жарко бьётся,
В жизни это чудо —
Родиной Зовётся!..
Есть такое слово,
Нет его дороже:
В нём — поля и горы,
В нём — сады и рощи...
Вспомнив это слово,
Сердце сладко бьётся,
В жизни это слово —
Родиной Зовётся!
Приложение № 2
«Вышибало»
Для игры в вышибалу необходима достаточно просторная ровная площадка и мяч среднего размера. Играть в нее можно компанией от трех человек, но гораздо интересней играть большой компанией. Тогда от мяча сложней увернуться «Вышибалы» (двое выбираются считалкой или добровольно) встают с двух сторон площадки, расстояние от одного до другого зависит от ширины площадки или просто от настроения. «Вышибаемые» встают в центре. Задача вышибающих: перебрасываясь мячом, попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться. Игрок, которого вышибли, выбывает из игры (отходит в сторонку). Но его могут "спасти" его товарищи, если им удастся поймать мяч в руки. Ловить мяч можно только на лету, ни в коем случае не от земли. Кто поймал мяч от земли - выбывает. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде "вышибаемых" остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами.
«Мяч к верху»
Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху – игра продолжается.
Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: «Стой!» – продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.
«У дядюшки Трифона».
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей:
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.