Рабочая программа по математике для 3 класса. УМК Планета знаний
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №6»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
учителей начальных
классов /С.А. Сельдяева/ /Л.И. Карпачева/
от « » 2014 г. Протокол педсовета
Руководитель ШМО № от « » 2014 г.
Приказ по школе
/О.В.Жилякова/ № от « » 2014 г.
Рабочая учебная программа
по математике
(базовый уровень)
для 3 класса
Составитель: учитель начальных
классов Вышемирская О.Е.
г. Кингисепп
2014 г.
Содержание
I. Пояснительная записка. 2-4
1. Сведения о программе, на основании которой 2
разработана рабочая учебная программа. 2. Цели рабочей учебной программы. 2
3. Нормативно-правовые документы, на основании которых
разработана рабочая учебная программа. 2-3 4. Изменения, внесенные в примерную (авторскую) программу. 3
5. Количество учебных часов, отведенных на изучение
учебного предмета в соответствии с учебным планом и
годовым учебным графиком ОУ. 3
6. Форма организации образовательного процесса. 3
7. Формы контроля знаний, умений и навыков. 3-4
II. Общая характеристика учебного предмета. 5-6
III. Место учебного предмета в учебном плане. 7
IV. Результаты освоения учебного предмета. 8-10
1. Личностные результаты. 8
2. Метапредметные результаты. 8-9
3. Предметные результаты. 9-10
V. Содержание учебного предмета. 11-12
VI. Тематическое планирование. 13-18
VII. Учебно-методическое и материально-техническое 19-20
обеспечение.
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета. 21-25
Приложение. Календарно-тематическое планирование. 26-31
I. Пояснительная записка
1. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая учебная программа.
Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться. 2. Цели рабочей учебной программы.
Целью программы является создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр.
Курс «Математика» направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Цели курса:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
3. Нормативно-правовые документы, на основании которых
разработана рабочая учебная программа.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 17785), с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11. 2010 г. № 1241, зарегистрированном в Минюсте России 04.02. 2011 г., регистрационный номер 19707, и приказом Минобрнауки России от 22.09 2011 г. № 2357,
зарегистрированном в Минюсте России 12.12 2011 г., регистрационный номер № 22540).
Информационное письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «О подходах к разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) от 09.03.2011 г. №19-1060/11.
Информационное письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2014-2015 учебном году» от 16.06.2014 года №19-4185/12).Иструктивно-методическое письмо по преподаванию математики в 2014-2015 учебном году.
Учебный план МБОУ «КСОШ №6» на 2014-2015 учебный год.
Годовой учебный календарный график МБОУ «КСОШ №6» на 2014-2015 учебный год.
4. Изменения, внесенные в авторскую программу.
В авторскую программу по математике для 3 класса внесены изменения: резервные часы после каждой темы отведены на закрепление и повторение изученного материала в конце учебного года и 1 час на урок- проект.
5. Количество учебных часов, отведенных на изучение
учебного предмета в соответствии с учебным планом и
годовым учебным графиком ОУ.
Рабочая учебная программа по математике для 3 класса в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком МБОУ «КСОШ №6» на 2014-2015 учебный год рассчитана на 136 учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю.
6. Форма организации образовательного процесса.
Рабочая учебная программа по математике для 3 класса предусматривает такие формы организации образовательного процесса, как:
уроки комбинированного типа,
уроки – практикумы,
уроки повторения и обобщения по теме.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Математика» является урок. В процессе изучения курса используются уроки знакомства с новым материалом и закрепления изученного, уроки-презентации, уроки-тренинги, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки-путешествия, комбинированные уроки.
7. Формы контроля знаний, умений и навыков.
Рабочая учебная программа по математике для 3 класса предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:
фронтальный и индивидуальный опрос по домашнему заданию в устной и письменной форме,
контрольный опрос по теме в устной и письменной форме,
тестирование по теме,
защита проектной работы по теме.
Включение учащихся в работу над проектами создает благоприятную среду для формирования познавательных действий. Любой ученик имеет возможность для выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями.
Основными методами и формами контроля могут быть: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты, самостоятельные и проверочные работы, математические диктанты, текущие и итоговые контрольные работы.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Важное место в программе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых разделов.
Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся.
В учебниках по данному курсу вариативная часть содержит задания на дополнительное закрепление обязательного материала; блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности и объему; задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях; задания на развитие логического мышления и пространственных представлений; задания на формирование информационной грамотности. Вариативная часть создает условия для развития познавательного интереса и формирования познавательной деятельности учащихся. Данный курс носит интегрированный характер.
Математика занимает одно из центральных мест в общей системе образования. Эта её роль определяется богатством математических идей и результатов, накопленных человечеством за тысячи лет развития и являющихся существенной частью его культурного наследия, неприрывно расширяющимся спектром приложений математики к самым различным стронам жизни и деятельности человека, несомненным влиянием математики на воспитание важнейших личностных качеств, её воспитательным потенциалом. Ценностные ориентиры обучения математике могут быть выражены в трёх направлениях: познавательное, воспитательное, практическое. Все три составляющие математического образования – его вклад в индивидуальное развитие личности, его воспитательный потенциал и практическое значение – являются равноправными составляющими. Успешное продвижение в каждом из этих направлений должно наблюдаться на каждом этапе школьной жизни, включая начальную школу. Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.
III. Место учебного предмета в учебном плане.
«Математика» является учебным предметом инвариантной части федерального компонента учебного плана.
«Математика» в начальной школе изучается с 1 по 4 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 544 часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 4 часа. При этом на долю инвариантной части отводится 75% учебного времени.
IV. Результаты освоения учебного предмета.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению математики;
ориентация на сопоставление самооценки собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;
могут быть сформированы:
ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группах (в ходе проектной деятельности).
Предметные
Учащиеся научатся:
называть, записывать и сравнивать числа в пределах 10000;
устно выполнять сложение и вычитание разрядных слагаемых в пределах 10000;
письменно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10000;
правильно использовать в речи названия компонентов деления (делимое, делитель);
использовать знание табличных случаев умножения и деления при устных вычислениях в случаях, легко сводимым к табличным;
устно выполнять умножение и деление на однозначное число, используя правила умножения и деления суммы на число;
письменно выполнять умножение на однозначное число в пределах 10 000;
выполнять деление с остатком в пределах 100;
выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия со скобками;
использовать свойства арифметических действий при вычислениях;
находить неизвестные компоненты арифметических действий;
решать текстовые задачи (на кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены, количества товара и стоимости; определение начала, конца, длительности события);
использовать взаимосвязь между длиной пройденного пути, временем и скоростью при решении задач;
использовать названия единиц длины (дециметр), массы (грамм, килограмм), времени (секунда, сутки, неделя, год), емкости (литр) и метрические соотношения между ними при решении задач.Учащиеся получат возможность научиться:
письменно выполнять деление на однозначное число в пределах 1000;
выполнять умножение и деление круглых чисел;
оценивать приближенно результаты арифметических действий;
вычислять значение числового выражения в 3-4 действия рациональным способом (с помощью свойств арифметических действий, знания разрядного состава чисел, признаков делимости).
находить долю числа и число по доле;
решать текстовые задачи на нахождение доли числа и числа по доле;
соотносить слова «тонна», «миллиграмм» с единицами массы, «кубический метр», «кубический сантиметр», «кубический километр» с единицами объёма;
различать окружность и круг;
делить круг на 2, 3, 4 и 6 частей с помощью циркуля и угольника;
определять объём фигуры, состоящей из единичных кубиков.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью способов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
вносить необходимые коррективы в собственные вычислительные действия по итогам самопроверки;
планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать ход решения задачи в несколько действий;
осуществлять итоговый контроль результатов вычислений с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
прогнозировать результаты вычислений (оценивать количество знаков в ответе);
ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках проектной деятельности) и удерживать ее (с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях).
Познавательные
Учащиеся научатся:
использовать обобщенные способы решения задач (на определение стоимости, длины пройденного пути и др.);
использовать свойства арифметических действий для выполнения вычислений и решения задач разными способами;
сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах; сравнивать массу предметов, выраженную в разных единицах;
ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;
считывать данные из таблицы и заполнять данными ячейки таблицы;
считывать данные с гистограммы;
ориентироваться на «ленте времени», определять начало, конец и длительность события.
Учащиеся получат возможность научиться:
выбирать наиболее удобный способ вычисления значения выражения;
моделировать условие задачи освоенными способами; изменять схемы в зависимости от условия задачи;
давать качественную оценку ответа к задаче («сможет ли…», «хватит ли…», «успеет ли…»);
соотносить данные таблицы и диаграммы, отображать данные на диаграмме;
проводить квази-исследования по предложенному плану.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
задавать вопросы с целью получения нужной информации;
обсуждать варианты выполнения заданий;
осознавать необходимость аргументации собственной позиции и критической оценки мнения партнера.
Учащиеся получат возможность научиться:
сотрудничать с товарищами при групповой работе (в ходе проектной деятельности): распределять обязанности; планировать свою часть работы; объединять полученные результаты при совместной презентации проекта.
V. Содержание учебного предмета.
Содержание рабочей учебной программы по математике для 3 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897.
Содержание и построение курса «Математика» определяется возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом и направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене.
Отбор содержания программы опирается на новый стандарт начального общего образования и традиции изучения математики в начальной школе. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные потребности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.
Активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых разделов.
Содержание учебного предмета «Математика».
Числа и величины
Названия, запись, последовательность чисел до 10 000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни), разрядный состав трехзначных чисел. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Масса, единицы массы (тонна, грамм). Метрические соотношения между изученными единицами массы.
Время, единицы времени (секунда, сутки, неделя, месяц, год). Метрические соотношения между изученными единицами времени.
Скорость, единицы скорости.
Арифметические действия
Распределительный закон. Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 10 000.
Письменное умножение на однозначное число в пределах 10 000. Деление с остатком. Письменное деление на однозначное число в пределах 1000.
Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.
Рациональные приемы вычислений (вычитание числа из суммы и суммы из числа, умножение и деление суммы на число).
Приемы контроля и самопроверки результата вычислений (определение последней цифры результата сложения, вычитания, умножения; определение первой цифры результата деления и числа цифр в ответе).
Текстовые задачи
Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными способами.
Решение текстовых задач: кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены и стоимости; определение доли числа и числа по доле.
Геометрические фигуры и величины
Круг и окружность (радиус, диаметр). Построение окружности с помощью циркуля.
Единицы длины (дециметр). Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Работа с данными
Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами (столбчатая диаграмма, круговая диаграмма).
VI. Тематическое планирование.
Основное содержание темы
(дидактические единицы) Характеристика основных видов учебной деятельности ученика
Раздел I. Числа от 1 до 10 000 .
Тема 1. Сложение и вычитание
Трёхзначные числа. Разрядные слагаемые. Сложение и вычитание по разрядам. Сложение и вычитание с переходом через разряд. Сложение и вычитание десятков с переходом через сотню. Решение текстовых задач на сложение и вычитание. Контрольная работа. Осваивать десятичный принцип построения числового ряда, использовать его при устных вычислениях. Читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа.
Раскладывать трёхзначные числа на разрядные слагаемые. Решать задачи в 2-3 действия. Составлять краткую запись условия задачи.
Прогнозировать результаты вычислений.
Тема 2. Умножение и деление
Таблица умножения на 2. Таблица умножения на 4,3, 5, 6, 7, 8 и 9. Выполнять:
Табличное умножение и деление чисел;
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 (простые случаи).
Вычислять значение выражений в 2-3 действия.
Решать задачи в 2-3 действия.
Составлять краткую запись условия задачи, ставить вопросы к задаче.
Проводить вычисления по аналогии.
Наблюдать за делимостью чисел на 2 и на 5, за разрядным составом чисел, делящихся на 9.
Тема 3. Числа и фигуры
Периметр многоугольника. Единицы длины. Площадь прямоугольника. Кратное сравнение чисел и величин. Измерение объема. Повторение и обобщение изученного материала. Различать многоугольники. Вычислять периметр многоугольника. Измерять длину отрезков. Переводить единицы длины. Сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах. Вычислять площадь прямоугольника; неизвестную сторону. Определять площадь прямоугольного треугольника.
Различать кратное и разностное сравнение. Вычислять значение выражения в 2–3 действия.
Определять объем фигуры в единичных кубиках. Решать задачи на разностное и кратное сравнение; задачи в 2 действия. Находить ось симметрии фигуры. Находить симметричные предметы в окружающей обстановке. Узнавать новое о симметрии. Разбивать фигуры на части и конструировать фигуры из частей.
Раздел II. Математические законы и правила вычислений
Тема 1. Математические законы
Переместительный закон сложения. Переместительный закон умножения. Сложение и вычитание – взаимно обратные действия. Умножение и деление – взаимно обратные действия. Сочетательный закон сложения. Умножение и деление на 10, 100, 1000. Сочетательный закон умножения. Распределительный закон. Умножение двузначного числа на однозначное. Деление суммы на число. Решение текстовых задач разными способами. Арифметические действия с числом 0. Решение текстовых задач на определение стоимости покупки. Контрольная работа. Выполнять устно:
сложение трехзначных чисел по разрядам без перехода через разряд;
сложение двузначных чисел с переходом через сотню;
сложение и вычитание разрядных слагаемых с переходом через разряд;
табличное умножение и деление чисел;
умножение и деление круглых чисел на однозначное число (в случаях, аналогичных табличным).
Вычислять и сравнивать значения выражений.
Группировать слагаемые, множители; выполнять вычисления рациональным способом. Находить неизвестное слагаемое, неизвестный множитель.
Решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия. Составлять краткую запись условия задачи.
Проводить вычисления по аналогии.
Прогнозировать результаты умножения (число нулей в конце ответа)
Сравнивать площади фигур.
Сотрудничать с товарищами: выполнять взаимопроверку, обсуждать решения.
Тема 2. Числа и величины
Определение времени по часам. Единицы измерения времени. Длина пути. Моделирование задач на движение. Скорость.
Задачи на определение скорости, длины пути и времени движения. Повторение, обобщение изученного материала. Переводить единицы измерения времени. Сравнивать длительность событий, длину пути. Решать задачи, содержащие единицы времени. Вычислять значение выражения в 2–3 действия. Соотносить понятие «скорость» со временем движения и длиной пройденного пути.
Решать задачи на определение длины пути, времени и скорости движения.
Соотносить время суток и показания часов. Ориентироваться в рисунке-схеме, выбирать на схеме оптимальный маршрут движения, использовать свойство сторон прямоугольника для определения длины маршрута.
Исследовать зависимость между длиной пути, временем и скоростью движения.
РАЗДЕЛ Ш. Письменные алгоритмы сложения и вычитания
Тема 1. Значение выражений
Выражение. Вычисление значения выражения. Нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Закрепление изученного материала. Решение задач. Вычислять значение выражения в 2—3 действия рациональным способом (используя переместительные и сочетательные законы сложения и умножения). Выполнять письменное сложение и вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд.
Соотносить условие задачи с арифметическим выражением.
Решать задачи в 3–4 действия. Составлять выражение для решения задачи.
Сотрудничать с товарищами при взаимопроверке выполнения заданий.
Тема 2. Складываем с переходом через разряд
Масса. Сложение с переходом через разряд. Решение задач на движение.
Закрепление изученного материала. Переводить единицы массы (килограммы в граммы и обратно). Сравнивать массу предметов, упорядочивать предметы по массе.
Выполнять сложение и вычитание именованных чисел (масс).
Выполнять письменное сложение трехзначных чисел с переходом через разряд.
Вычислять значение выражения в 2—3 действия разными способами. Решать задачи, содержащие единицы массы; задачи на определение длины пути, времени и скорости движения.
Тема 3. Математика на клетчатой бумаге
Знакомство с координатами. Сложение именованных чисел. Знакомство с диаграммами. Решение нестандартных задач. Площадь квадрата. Повторение, обобщение изученного материала. Выполнять письменное сложение трехзначных чисел с переходом через разряд. Составлять выражения для выполнения подсчетов при выполнении заданий. Устанавливать соответствие заданного выражения условию задачи.
Вычислять периметр и площадь прямоугольника. Выполнять сложение и вычитание именованных чисел (длин).
Решать задачи в 2–3 действия, содержащие единицы длины, массы, на нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого остатка.
Тема 4. Вычитаем числа
Вычитание без перехода через разряд. Вычитание с переходом через разряд. Вычитание из круглых чисел. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. Вычитание суммы из числа. Решение задач. Закрепление изученного материала. Повторение, обобщение изученного. Контрольная работа. Выполнять письменное вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд. Вычислять значение выражения в 2—3 действия разными способами. Выполнять сложение и вычитание именованных чисел.
Решать задачи разными способами.
Определять начало, конец и длительность событий.
Ориентироваться в ситуации купли-продажи, считать сдачу, проверять чеки. Ориентироваться в датах собственной жизни и жизни членов семьи (даты рождения, возраст).
Решать нестандартные задачи по выбору.
Тема 5. Умножение на однозначное число
Знакомство с алгоритмом письменного умножения. Умножение двузначного числа на однозначное. Умножение трехзначного числа на однозначное.
Закрепление изученного материала. Единицы массы. Литр. Повторение и обобщение изученного материала. Выполнять письменное умножение на однозначное число.
Вычислять значение выражения в 2—3 действия разными способами. Выбирать подходящий способ вычислений.
Решать задачи в 2–3 действия.
Проводить вычисления по аналогии.
Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания.
Прогнозировать результат умножения чисел. Контролировать правильность вычислений, находить ошибки, исправлять их.
Тема 6. Деление на однозначное число
Внетабличное деление чисел. Признаки делимости на 2, 3, 9. Оценка значения произведения. Деление с остатком. Алгоритм письменного деления. Деление на однозначное число. Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Деление на круглое число. Решение задач. Приемы проверки вычислений. Приемы проверки деления. Закрепление изученного материала. Находить неизвестный множитель. Определять цену товара, количество купленного товара. Делить числа с остатком.
Выполнять письменное деление на однозначное число (простые случаи). Проверять деление с помощью умножения.
Решать задачи в 1–2 действия на деление на части и по содержанию, содержащие единицы длины, массы; определение стоимости покупки, цены и количества товара. Контролировать правильность вычислений.
Исследовать делимость чисел на 3.
Прогнозировать делимость чисел на 2, 3, 4, 6, 9
Тема 7. Делим на части
Окружность и круг. Знакомство с долями. Круговые диаграммы. Нахождение доли числа. Нахождение числа по доле. Закрепление изученного материала.
Итоговая комплексная работа. Различать окружность и круг, радиус и диаметр. Вычислять радиус, если известен диаметр; диаметр, если известен радиус. Чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля. Делить окружность на 2 и 4 части с помощью угольника; на 3 и 6 частей с помощью циркуля.
Соотносить части геометрической фигуры и доли числа.
Читать и записывать доли числа. Находить долю числа.
Решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле.
Вычислять значение выражения в 2—3 действия.
Тема 8. Повторение
Комплексное повторение изученного материала. Выполнение тестовой работы. Выполнять устные и письменные вычисления. Раскладывать числа на разрядные слагаемые. Читать, записывать и сравнивать числа. Вычислять периметр, площадь фигуры. Определять стоимость покупки, цену и количество товара. Вычислять значение выражения. Переводить единицы длины, массы, времени. Решать задачи , содержащие единицы массы, длины, времени, емкости.
В ходе изучения тем у обучающихся наряду с универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) формируются компетенции:ценностно-смысловая умение определять понятия, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, отыскивать причины явлений, формулировать собственную точку зрения, умение обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные ценностные ориентиры
учебно-познавательная умение ставить цель и организовывать ее достижение, аргументированно отвечать на поставленные вопросы, выполнять творческие задания, выступать с устными сообщениями, проводить оценку своей учебной деятельности, осуществлять проектную деятельность
предметная умение проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать
информационная умение работать с различными источниками информации (учебником, энциклопедией, справочником, Интернет-ресурсами и др.)
коммуникативная умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать в группе и в парах, распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
УМК
Башмаков М.И. Математика: учебник для 3-го кл. четырехл. нач. шк.: в 2 ч./М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова. - М.: АСТ «Астрель»,2012.
Башмаков М.И. Математика: рабочие тетради к учебнику М.И.Башмакова, М.Г.Нефедовой «Математика»: для 3-го класса четырехл. нач. шк./ М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова. - М.: АСТ: «Астрель», 2014.
Методические пособия для учителя.
Башмаков М.И. «Обучение в 3 классе по Учебнику «Математика»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование /М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова. - М.: АСТ «Астрель», 2013.
Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа» 3 класс. УМК «Планета знаний»; Москва, АСТ «Астрель», 2012.
Дополнительная литература для учителя.
О.Н.Крылова, Математика. Итоговая аттестация. Текстовые задания, 4 класс, Москва 2012г.
«2000 задач и примеров по математике», Нефедова Е.А., Узорова О.В. , Москва, 2010.
Итоговое тестирование. Математика. Русский язык. 3 класс (1-4). Контрольно-измерительные материалы. Практическое пособие для начальной школы. Голубь В.Т. - Учитель, Воронеж, 2012.
О.Б.Калинина. Обучающие комплексные работы. 3 класс. - М.: АСТ «Астрель», 2013.
М.В.Беденко. Математика. Сборник текстовых задач. 3 класс. – Москва, 2014.
Дополнительная литература для учащихся
Т.Л.Мишакина, С.Б.Чижикова. Итоговые тесты по математике для 3 класса. – М.: Изд. «Ювента», 2014.
М.Г.Нефедова. Контрольные и диагностические работы к учебнику М.И.Башмакова, М.Г. Нефедовой «Математика», - М.: АСТ «Астрель», 2014.
Образовательные электронные ресурсы.
Презентации.
1. http://ppt/3dn.ru2. http://www.powerpoint-ppt.ru Технические средства обучения.
1. Мультимедийный компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Сканер, ксерокс и цветной принтер
Специфическое сопровождение (оборудование):
• демонстрационные таблицы «Единицы времени», «Единицы длины», «Единицы массы»,
«Геометрические фигуры», «Таблица Пифагора», «Таблица умножения», «Периметр
прямоугольника», «Площадь прямоугольника», «Скорость, время, расстояние»;
• сигнальные карточки цветовые;
• числовые веера;
• перфокарты для устного счета в пределах 100, в пределах 20, с табличными случаями умножения и деления;
• календарь демонстрационный;
• часы демонстрационные;
• линейка демонстрационная, угольник демонстрационный, циркуль демонстрационный;
• демонстрационный набор «Доли»;
• наборы линеек и угольников для учащихся;
• индивидуальные маркерные доски;
• шкафы для хранения счетного и демонстрационного материала;
• справочники, энциклопедии.
Специализированная мебель.
Компьютерный стол.
Шкаф (тумба) для хранения карточек и таблиц.
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к изучению математики;
• ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
• умение признавать собственные ошибки;
могут быть сформированы:
• умение оценивать трудность предлагаемого задания;
• адекватная самооценка;
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
• восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
• устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
• правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;• сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;
• выполнять арифметические действия с величинами;
• правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);• находить неизвестные компоненты арифметических действий;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;
• выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
• выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
• устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
• письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;
• проверять результаты арифметических действий разными способами;
• использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
• осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;
• понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью,
временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
• решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;• задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на производительность; на расход материалов;
распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);• различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
• изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
• строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
• решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
• вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических
действий;
• прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;
• решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение
множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;
• видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;
• решать задачи разными способами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
• учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
• использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
• вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
• сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Учащиеся получат возможность научиться:
• планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
• использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).
Познавательные
Учащиеся научатся:
• выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
• моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
• сопоставлять разные способы решения задач;
• использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);
• устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
• осуществлять синтез числового выражения (восстанавление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
• конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
• сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
• находить нужную информацию в учебнике.
Учащиеся получат возможность научиться:
• моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;
• решать задачи разными способами;
• устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
• проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
• выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
• находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
• планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
• планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
• выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
• задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
• учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
• выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную
цель;
• задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
Приложение
Календарно – тематическое планирование
№ п/п Содержание
(тема урока) Общее количество часов по разделу Количество часов по теме Использование ИКТ
РАЗДЕЛ 1. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 000 32 Тема «Сложение и вычитание» 11 1 Трехзначные числа 2 Разрядные слагаемые 3 Сложение и вычитание по разрядам 4 Сложение и вычитание по разрядам 5 Сложение и вычитание с переходом через разряд. Устный счёт 6 Сложение и вычитание десятков с переходом через сотню +
7 Решение текстовых задач на сложение и вычитание.
Проверочная работа 8 Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание» 9 Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание» 10 Входная контрольная работа №1. 11 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Тема «Умножение и деление» 10 12 Таблица умножения на 2 13 Таблица умножения на 4.
Устный счёт 14 Таблица умножения на 3 15 Таблица умножения на 6 +
16 Таблица умножения на 5 17 Таблица умножения на 7 18 Таблица умножения на 8 и на 9 19 Повторение таблицы умножения
Устный счёт 20 Решение текстовых задач на умножение и деление +
21 Закрепление изученного материала по теме «Умножение и деление». Проверочная работа. Тема «Числа и фигуры» 11 22 Периметр многоугольника 23 Единицы длины 24 Единицы длины 25 Площадь прямоугольника +
26 Кратное сравнение чисел и величин 27 Измерение объёма 28 Практическая работа «План сада» 29 Повторение, обобщение изученного материала 30 Повторение, обобщение изученного по теме. Проверочная работа 31 Контрольная работа по теме «Числа и фигуры» 32 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. РАЗДЕЛ 2. Математические законы и правила вычислений 28 Тема «Математические законы» 18 33 Переместительный закон сложения 34 Переместительный закон умножения 35 Сложение и вычитание – взаимно обратные действия 36 Умножение и деление – взаимно обратные действия 37 Сочетательный закон сложения 38 Умножение и деление на 10, 100, 1000 39 Сочетательный закон умножения 40
41 Закрепление изученного материала +
42 Распределительный закон 43 Умножение двузначного числа на однозначное 44 Деление суммы на число 45 Закрепление изученного46 Решение текстовых задач разными способами. Проверочная работа 47 Арифметические действия с числом 0 48 Решение текстовых задач на определение стоимости покупки 49 Контрольная работа по теме: ««Математические законы» 50 Работа над ошибками (РНО), допущенными в контрольной работе Тема «Числа и величины» 10 51 Определение времени по часам 52 Единицы измерения времени 53 Единицы измерения времени 54 Длина пути 55 Моделирование задач на движение 56 Скорость 57 Задачи на определение скорости, длины пути и времени движения +
58 Повторение, обобщение изученного. Проверочная работа 59 Контрольная работа по теме: «Числа и величины» 60 Работа над ошибками (РНО), допущенными в контрольной работе Раздел 3.
Письменные алгоритмы сложения и вычитания 76 Тема «Значение выражений» 7 61 Выражение 62 Вычисление значения выражения 63 Нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого 64 Закрепление изученного материала 65 Решение задач 66 Закрепление изученного материала. 67 Закрепление изученного материала. Проверочная работа Тема «Складываем с переходом через разряд» 7 68 Масса. РНО 69 Сложение с переходом через разряд. 70 Сложение с переходом через разряд. 71 Сложение с переходом через разряд.
Тестовая работа 72 Решение задач на движение. РНО 73 Контрольная работа по теме «Складываем с переходом через разряд, находим значение выражений» 74 Работа над ошибками (РНО), допущенными в контрольной работе Тема «Математика на клетчатой бумаге» 7 75 Знакомство с координатами 76 Сложение именованных чисел 77 Знакомство с диаграммами +
78 Решение нестандартных задач 79 Площадь квадрата 80 Повторение, обобщение изученного. Проверочная работа 81 Работа над ошибками (РНО), допущенными в проверочной работе Тема «Вычитаем числа» 9 82 Вычитание без перехода через разряд 83 Вычитаем с переходом через разряд 84 Вычитание из круглых чисел
Устный счёт 85 Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток 86 Вычитание суммы из числа 87 Решение задач на определение продолжительности, начала, конца события. 88 Повторение, обобщение изученного по теме «Вычитаем числа». Проверочная работа 89 Контрольная работа по теме «Вычитаем числа» 90 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Тема «Умножаем на однозначное число» 9 91 Знакомство с алгоритмом письменного умножения +
92 Умножение двузначного числа на однозначное 93 Умножение трехзначного числа на однозначное 94 Умножение трехзначного числа на однозначное. Устный счёт 95 Единицы массы 96 Единицы емкости: литр, миллилитр 97 Повторение, обобщение изученного материала по теме «Умножаем на однозначное число» 98 Контрольная работа по теме «Умножаем на однозначное число» 99 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Тема «Делим на однозначное число» 16 100 Внетабличное деление чисел 101 Признаки делимости на 2,3,9 102 Оценка значения произведения 103 Деление с остатком 104 Алгоритм письменного деления 105 Деление на однозначное число 106 Закрепление изученного по теме «Деление на однозначное число». Устный счёт 107 Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя 108 Деление на круглое число 109 Решение текстовых задач. +
110 Приемы проверки вычислений
Устный счёт 111 Приемы проверки деления 112-113 Закрепление изученного материала по теме «Делим на однозначное число». Проверочная работа 114 Контрольная работа по теме «Делим на однозначное число» 115 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Тема «Делим на части» 9 116 Окружность и круг 117 Знакомство с долями 118 Круговые диаграммы. Устный счёт 119 Нахождение доли числа 120 Нахождение числа по доле 121 Закрепление изученного по теме «Делим на части». 122 Закрепление изученного по теме «Делим на части».
Проверочная работа 123 Контрольная работа по теме «Делим на части» 124 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Тема «Повторение» 12 125 Комплексное повторение изученного126 Комплексное повторение изученногоУстный счёт 127 Комплексное повторение изученного.
Проверочная работа 128 Итоговая контрольная работа за курс 3 класса 129 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. 130 Комплексное повторение изученного. Тестовая работа 131 Повторение, обобщение изученного за курс 3 класса 132 Повторение, обобщение изученного за курс 3 класса 133 Повторение, обобщение изученного за курс 3 класса 134 Повторение, обобщение изученного за курс 3 класса 135 Урок – проект. 136 Повторение, обобщение изученного за курс 3 класса