Разработка урока физики Применение законов динамики (11 класс)


МОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа»





Автор:
Михайлова Галина Анатольевна,
учитель физики



Разработка урока физики в 11 классе по теме
«Повторение. Применение законов динамики»


Методы: практический, исследовательский, частично-поисковый.

Тип учебного занятия: урок-смотр знаний

Формы работы: групповая, индивидуальная, дифференцированная

Дидактическое сопровождение: презентация по теме урока, компьютер с мультимедийным проектором, презентации-проекты учеников.



Используемая литература:
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2007.
Мясников С.П., Осанова Т.Н. Пособие по физике. М. Высшая школа, 1981.
Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике 10-11 классы. М. Просвещение, 2007.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. М. Просвещение, 1986.
Сауров Ю.А. Физика в 10 классе. Модели уроков. М. Просвещение,2005.
Электронный образовательный ресурс «Открытая физика 1.1» ООО «Физикон», 2001.






Курасовка, 2011
Урок 59 11 кл.

Тема: Повторение. Применение законов динамики.
Цель: развивать логическое мышление и коммуникативные компетенции.
Задачи:
- обучающие: обобщить материал темы «Основы динамики», совершенствовать умение решать задачи, в которых рассматривается движение тела под действием нескольких сил;
- развивающие: совершенствовать умения исследовать, анализировать и обобщать результаты исследования с помощью компьютерных технологий, учить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;
- воспитывающие: развитие познавательной активности, умения планировать деятельность, осуществлять взаимодействие с коллективом, развивать интерес к предмету.
Тип урока: обобщение, систематизация и комплексное применение знаний и способов деятельности (с использованием ИКТ)
Технология: групповая деятельность
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная работа, работа в группах
Оборудование и основные источники информации: компьютер, видеопроектор, справочники, задания, выполненные в программе Power Point, иллюстрации.
Прогнозируемый результат: сотрудничать и работать в группе, выступать на публике, получать и обрабатывать информацию, связывать воедино и использовать отдельные части знания.

Ход урока:


1. Организационный момент. Вступительное слово учителя Слайды 1 и 2

- «Познание есть вечное приближение мышления к объекту. Отражение природы в мысли человека надо понимать не мёртво, не абстрактно, а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их» - сказал В.И.Ленин.
Человеку свойственно отражать окружающий его мир. И если искусство делает это эмоционально, передавая красоту и сложность мира, то наука намного примитивнее в этом смысле. Она грубо упрощает реальность, выделяя ограниченную группу явлений и создавая точный механизм раскрытия их сути.
Упрощённую копию реальности называют моделью. И нам на уроке предстоит работать именно с моделями реальных механических явлений.




2 Актуализация знаний Слайд 3

















Уточним основные понятия темы. Продолжите каждую из фраз.
1. Динамика -
2. Законы Ньютона -
3. Силы в природе -
4. Точка приложения силы -
5. Равнодействующая сил -

3 Материал урока

а) Ознакомление с алгоритмом решения типовых задач
· Слайд 4


















(карточка-памятка с алгоритмом имеется у каждого ученика)
1. Кратко записываем условие задачи;
2. Изображаем действующие на тело силы;
3. Обозначаем на рисунке систему отсчета, уточняя оси координат. Лучше направить одну ось вдоль движения тела, вторую - перпендикулярно ей;
4. Записываем в векторной форме второй закон Ньютона;
5. Записываем его в проекциях на оси координат;
6. Составляем систему уравнений;
7. Решаем систему уравнений в общем виде;
8. Подставляем величины в расчётную формулу, вычисляем;
9. Записываем ответ.

б) Представление отчётов групповой работы по темам: Слайд 5
(Задания группам были даны за неделю до проведения урока. При необходимости можно было проконсультироваться друг с другом и с учителем)
Эпиграф: «В механике примеры учат не меньше, чем правила»
И.Ньютон




















1. Движение на поворотах
2. Движение по наклонной плоскости
3. Движение связанных тел

в) По общему плану Слайд 6



















1. Подобрать музыкальный эпиграф
2. Провести виртуальный эксперимент
3. Подобрать задачу для решения на уроке
4. Рассмотреть примеры, встречающиеся в практике
5. Оформить презентацию проекта

г) Презентации проектов, выполненных группами
Общее время выступления группы – 10 минут
Каждая группа, состоящая из 4-5 учащихся, выступает с отчётом по своему проекту. Задания распределялись внутри группы в соответствии со способностями, интересами. На уроке слово предоставляется каждому сообразно с его частью общего задания.
4. Тестирование Слайды 1-3
- Ребята, вами проделана большая и плодотворная работа. Завершением её станет выполнение небольшого теста.
















5. Проверка результатов тестирования Слайд 4













оценка «5»- 6 правильных ответов
«4» - 5-4 правильных ответов
«3» - 3 правильных ответа

5 Итоги урока. Рефлексия. Оценки за работу Слайд 5

















- Подведём итоги своей деятельности. Продолжите фразы, постарайтесь сказать о себе хорошие слова (ученики делают это письменно на заранее заготовленных бланках, а несколько желающих говорят вслух)
- Сейчас я научился
- Я хочу лучше разобраться в том, как
- Я оцениваю свою работу на уроке

6. Домашнее задание: Слайд 6

















- Повторить тему «Простые механизмы» (учебник Ф-7 §55-60)
- Решить задачу о передвижении тачки (на карточке)

7. Заключение
- Я желаю вам на каждом уроке узнавать новое, осваивать непознанное, раскрывать себя и испытывать от этого радость. Спасибо вам за совместную творческую деятельность!








13PAGE 15


13PAGE 14115




15